ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Золотое сечение
Композиция – это распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения объёмов, света и тени, цвета и т. п. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Когда мы смотрим вокруг невооруженным глазом, наш мозг быстро выхватывает интересные сюжеты, объекты. Камера же фиксирует все подряд. Поэтому это ваша задача выбрать основной объект, сделать центром внимания в кадре, а окружающие его другие объекты превратить в фон или сделать частью истории, которую Вы хотите «рассказать» своим снимком.
Фотографии с правильно выбранной композицией заставляют задержать на них взгляд и рассмотреть детали. Они рассказывают историю, создают настроение и заставляют задуматься.
Золотое сечение в фотографии – основной и мощный инструмент для получения динамичных, интересных снимков. Правило золотого сечения встречается и в природе, причем повсеместно. О нем знали еще в древнем Египте. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. Этот феномен изучил и стал применять на практике известный ученый, художник и скульптор Леонардо Да Винчи.
Для желающих узнать больше – видео:
Мы затронем только практическую часть применения золотого сечения в фотографии. Кадр условно делиться на три части по горизонтали и вертикали:
При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка – «точка силы» или «узел внимания». Их четыре – именно в этих точках лучше располагать главные объекты кадра, именно на них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.
- Если расположитьлинию горизонта по одной из горизонтальных линий, то кадр будет смотреться гармоничней. Но на какой из линий, на верхней или нижней?
- Если вы хотите сконцентрировать внимание зрителя на земле или воде – то лучше на верхней.
- Если же вы делаете акцент на интересном, выразительном небе – то на нижней.
- Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.
- Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левойвертикальной линии.
- Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.
В современных фотоаппаратах уже есть функция-подсказка, которая отображает линии правила третей на мониторе или в видоискателе.
Размещайте важные части композиции вдоль линий, а самое главное — на их пересечении.
Золотое сечение может прослеживаться не только в прямоугольной сетке, но и в диагоналях или спирали. Принцип расположения предметов – тот же, по основным линиям и в точках их пересечений.
Фото: Steve McCurry
Фото: Joe McNally
Фото: Richard Barnabe
ДИАГОНАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Применяя правило золотого сечения проводим диагонали и получаем прямоугольник состоящий из трех секторов. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно Если скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, а главные объекты в более крупных секциях – то композиция будет выглядеть очень гармонично.
Это правило используется, если у вас в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.
СПИРАЛЬНОЕ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Спирали очень распространены в природе. Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике. Гёте называл спираль – «кривой жизни».
Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали.
Золотое сечение в дизайне квартиры, дома и участка — примеры с фото
Понятие «золотое сечение», о котором многие слышат впервые, на самом деле известно с незапамятных времён. О нём упоминает ещё Евклид в своих «Началах», написанных примерно за 300 лет до н. э. Сегодня правило находит применение как в точных науках, так и в искусстве. Широко распространено золотое сечение в дизайне. Причём в различных его областях. Оформление интерьеров, ландшафтов садов и парков, а также интернет-сайтов и логотипов компаний выполняется в соответствии со строгими правилами.
Что такое золотое сечение
Определение золотому сечению, впервые, дал Евклид в 300 году до н. э. Согласно ему, два объекта находятся в золотой пропорции, если отношение большого объекта к меньшему равно 1.6180.
Разделение отрезка на части, согласно золотому сечению Источник www.oknabm.ru
Самое известное применение золотого сечения – золотой прямоугольник. Он содержит в себе другие прямоугольники, при этом каждые соседние по величине прямоугольники, имеют соотношение длины (или ширины) партнера равное 1,618. Эту теорию можно применить и к другим объектам, разделяя их на компоненты таким же способом.
Золотое сечение, также известное как «фи». Его можно продемонстрировать уравнением
Читайте также: Как оформить спальню в восточном стиле — создаём сказку своими руками + 87 фото интерьеров
а/b=a+b/a=1,618033987, где а больше, чем b.
Золотой прямоугольник с соотношение сторон равным золотому сечению Источник www.scienceabc.com
Это явление, также демонстрирует последовательность Фибоначчи
Ряд начинается с 1, и строится таким образом, что каждое следующее число образуется суммой двух предыдущих. Если разделить два соседних числа, то получим результат, приближенный к божественной пропорции — 1,618.
Золотой прямоугольник в который вписана золотая спираль Источник porting-team.ru
Чтобы построить золотую сприраль вам понадобиться золотой прямоугольник, который продемонстрирован на картинке выше. Если у вас есть некоторый набор прямоугольников с соотношением сторон (например, длины и длины), двух соседних по величене квадратов, которая равняеться числу «фи», то вы можете приступить к построению золотой спирали.
Она строиться следующим образом: используя сторону квадрата как радиус вы проводите дугу, которая, двигаясь по диагонали, касается точек квадрата. Продолжайте в том же духе и проводите дугу дальше по всем оставшимся точкам следующих квадратов. Пример такой спирали вы можете увидеть на картинке выше.
Золотое сечение в природе
Золотое сечение и последовательность Фибоначчи имеет множество проявлений в природе, в частности в лепестках и семенах цветов. Если присмотреться к семенам подсолнуха, то можно увидеть что они растут по спирали, которая имеет сходство с золотой спиралью.
Спирали Фибоначчи просматриваются во многих явлениях природы, примеры вы можете увидеть на картинке.
В природе существует очень много примеров золотого сечения, его можно увидеть в форме ракушек моллюсков, снежинок, кактусов, шишек и других Источник yandex.net
По такому же закону построены ураганы, паутина, молекула ДНК, яйцо и стрекоза.
Яйцо построено по принципу золотого сечения Источник homius.ru
Если вы взглянете на свои руки, то заметите, что соотношение фаланг пальцев, первой ко второй и к третьей, а также костей предплечья в сравнении с рукой, всегда равняется 1,618. То же самое с лицом и другими частями тела.
Осями в саду являются прямые линии, намечаемые дорожками, поверхностями или руслом ручья. Если линия завершается некоторой точкой, которая особым образом подчеркивается каким-либо объектом, то он явно представляет собой оптический акцент, рассчитанный на то, чтобы привлечь к себе внимание. Если оси специально выделяются, то тем самым они создают в саду определенное настроение и подчеркивают перспективу. Зачастую такие оси уже имеются, если, например, главный вход расположен по центру здания и к нему ведет прямолинейная дорожка.
С осями сада связано понятие симметрии. Если здание или сад построены по этому принципу, то общее впечатление гармонии может быть усилено симметричным расположением растений, дорожек и объектов. На этом фоне особенно выделяются доминантные точки. Но иногда этот порядок осознанно нарушается асимметричностью расположения.
Без арочных конструкций для вьющихся растений и без скамейки в конце мощеной дорожки обзорная ось производила бы впечатление слишком длинной
Применение в искусстве и архитектуре
По всем известной версии, греческий Парфенон, строился с использованием золотых пропорций. Если измерить габариты колонн, расстояния между ними, и даже размер портика, то можно обнаружить, что они все, по расчетам, проектировались по принципу золотого сечения. В это не сложно поверить, так как здание всегда являлось примером идеала строительного ремесла.
Греческий Парфенон был построен по принципам золотого сечения Источник homius.ru Леонардо Да Винчи также использовал золотое сечение в своих творениях. Так, к примеру, популярность Моны Лизы объясняется тем, что лицо и тело девушки построено по всем канонам золотого сечения, в точности так же, как и реальные параметры человека в жизни.
Мона Лиза, яркий пример использования золотого сечения при построении человеческого лица Источник barisozcan.com
Та же ситуация и с «Тайной вечерей». Если наложить на картину золотые прямоугольники, то Иисус будет находится как раз центральном.
Иисус находится в самом центре разделенного на прямоугольники полотна Источник infourok.ru
Применение в дизайне логотипов
Давайте подумаем о том, как золотое сечение можно использовать в дизайне логотипов. Для этого обратимся к уже готовым логотипам, известных во всем мире компаний, при построении которых использовалось золотое сечение.
- Apple. На рисунке видно, что дизайнер Apple, использовал круги, построенные по уже известному нам соотношению. Как следствие, путем соединения и обрезания формы, вышел симметричный и внешне эстетичный логотип.
Apple использовала законы золотого сечения при разработке логотипа Источник wordpress.com
- Toyota пошла немного другим путем. При рассмотрении логотипа видно, что дизайнер использовал соотношение a и b, для формирования прямоугольников, внутри которых размещаются три кольца. Отличительной чертой здесь является использование сетки, вместо кругов.
Кольца на логотипе Toyota вписаны в прямоугольники, которые построены по золотому сечению Источник tildacdn.com
Смотрите также: Проекты домов 7 на 7 с полувальмовой крышей
- Логотип Pepsi был создан, при помощи пересечения двух кругов, которые отличаются по величине. При этом, соотношение радиуса большего круга к меньшему равняется 1,618.
Дизайнер использовал два круга, построенные по соотношению 1,618 Источник blog.logo123.net
Дизайнеры, которые создавали логотипы других известных «гигантов», таких как BP, iCloud, Twitter, и Grupo Boticario, как можно заметить, тоже руководствовались принципами золотого сечения.
Дизайнеры других известных компаний, например, Твитера, также руководствовались правилами золотого сечения Источник pbs.twimg.com
Золотое сечение в ландшафтном дизайне — как использовать
Чтобы понять, как именно используется золотое сечение в ландшафтном дизайне, давайте рассмотрим пример. У нас уже есть посаженное растение, и требуется разместить рядом еще несколько. Насколько далеко от первого, и на каком расстоянии по отношении друг к другу, должны, находиться растения?
Иллюстрация размещения кустов, по правилам золотого сечения Источник remontideas.ru
Примем, что первое растение уже стоит в правильном месте, по расчетам золотого сечения.
Ну что ж, начинаем: рисуем в центре первого растения прямой угол, стороны которого, направлены в места, где планируется посадить растения.
Затем откладываем по сторонам треугольника соответственно 8 и 5 частей. В точках, которые мы отложили на линиях, и нужно будет посадить растения.
Этот метод используется при размещении предметов, которые находятся в перспективе.
Если же предметы располагаются на одной линии, то применяем линейный метод.
Опять же, рассмотрим на примере.
Наглядный пример размещения куста между деревом и прудом Источник yandex.net
Смотрите также: Компании специализирующиеся на ландшафтном дизайне, печах и каминах
По схожему принципу рассчитываем правильное местоположение, например куста в линейных величинах. На рисунке видно, где именно нужно расположить куст по отношению к дереву и пруду. Расстояние между объектами равно 10 м. Умножаем 10 на 0,618 и получаем расстояние от дерева, до будущего куста.
Схема размещения растений на участке сада Источник rvb.vhost.lt
Гармония
Гармония в саду предполагает дополнение отдельных его участков различными растениями и иными элементами в рамках единого общего. Зачастую необходимый эффект благоустройства сада достигается путем создания цветовой гармонии. Это может означать, что стилистические особенности дома повторяются в саду путем использования аналогичных строительных материалов. Единство форм, материалов и растений, a также построек создает впечатление гармонии. В качестве примера можно привести круглую мощенную камнями площадку с родезией (Rodgersia), имеющей круглые листья.
Столь же гармонично выглядят симметричные размещения растений и построек. Для этого весьма важно соблюдение пропорций.
Золотое сечение в дизайне интерьера
При планировании пространства рисуется планировка, которую разбивают на части по принципу золотой спирали. Зонирование пространства, производится в точном соответствии с точками пересечения основных линий – в этих точках будет находится мебель, ширмы, экраны и т. д.
Когда проектирует дом, то тоже придерживаются необходимых правил. Так, отношение самой большой комнаты к площади квартиры равняется как 0,62 к 1, меньшая с таким же соотношением к площади большой, кухня — к меньшей комнате, прихожая к кухне, санузел к прихожей, балкон – к санузлу.
Использование золотых пропорций в интерьере вашего дома, квартиры
Смотря на картинку ниже, сразу же бросается в глаза едва уловимая асимметрия, и легкий беспорядок. Золотое сечение помогает оформить интерьер, который будет давать чувство спокойствия и уюта.
Красиво обустроенный домашний интерьер Источник 1zoom.me
Следует запомнить, что идеальным по форме помещением является, такое у которого соотношение ширины к длине равно 5 к 8, или 1 к 1,62.
При проектировании первых многоквартирных домов, в начале прошлого века, использовалась система антропометрических пропорций, придуманная архитектором Ле Корбюзье.
Модулор Ле Корбюзье Источник /www.metalocus.es
Закругленные формы
Они являются противоположностью проходящим прямо осям. Различные участки сада или его точки соединяются друг с другом изогнутыми формами в виде легких или ярко выраженных изгибов, полуокружностей или закруглений. Эти формы подчеркиваются газонами с примыкающими к ним посадками, дорожками или площадками. Изогнутые формы весьма популярны, поскольку они придают саду уют и интимность. Чтобы они правильно воспринимались, необходимы определенное оптическое «утяжеление» и плотность выбранных растений.
Видео описание
В этом видео представлен пример применения принципа золотого сечения в обстановке дома:
Выбор цвета по правилам золотого сечения
Обычно при выборе цветовой гаммы пользуются соотношением 10-30-60, которое основывается на золотом сечении.
Таким образом, пространство должно состоять из трёх цветов: первый – доминирующий, который будет охватывать 60% комнаты, этот цвет припадает на стены и пол.
За ним следует второй, который составляет 30% — это мебель. И третий, составляющий 10%, используется для небольших предметов, тот же декор.
Правильное соотношение занимаемой мебелью площади Источник salexplorer.com
Эмоциональное воздействие цвета
На наше восприятие существенно воздействуют цвета. Наряду с основным зеленым цветом на общее впечатление влияют окраска зданий, покрытий, лестниц, садовой мебели и аксессуаров. Чем светлее объект, тем легче он выглядит. Один только зеленый цвет встречается у растений во множестве нюансов и оттенков. Рядом с имеющей большие листья хостой нежными и воздушными смотрятся водосбор и герань.
Множество цветов и их оттенков, a также бесчисленные возможности их комбинаций представляют собой целую науку. К этому следует добавить, что растения зимой, при появлении побегов весной, в течение всего лета. Еще одним важным оформительским средством является цветовая гармония. Она привносит в сад легкость, чистоту и спокойствие. Гармония красок, называемая также цветовым спектром, возникает, если комбинировать друг с другом различные оттенки одного и того же цвета. Цветовую гармонию в саду представляют, например, красные, розовые и фиолетовые тюльпаны. Гармония зависит от основного цвета, в этом случае красного.
Цветовой контраст сада достигается использованием двух основных красок: желтыми факельными лилиями и манжетками, a также красными крапивой индейской, флоксом и тысячелистником
Сочетание растительности в сине-голубой тональности очень элегантно и эмоционально воспринимается холодным. Примером могли бы послужить лаванда и шалфей в сочетании с розами, покрытыми светло-фиолетовыми цветками. А вот красно-оранжевые оттенки воспринимаются прямо противоположным образом, а потому соответствующие растения должны высаживаться в ограниченных количествах.
Рекомендуемые записи
Напольный шкаф для кухни своими руками
Функциональное зонирование участка
Золотое сечение в дизайне
Золотое сечение на протяжении нескольких веков считается символом гармонии, идеальных пропорций в природной среде и во многих сферах жизни человека – точных науках, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре. Учитывается оно и в дизайне – предполагается, что чем ближе к идеально возможным пропорции предмета, расположение объектов относительно друг друга, тем лучше такой интерьер воспринимается человеческим мозгом, тем комфортнее в нем находиться. О золотом сечении в дизайне интерьера и ландшафта, примерах его использования, подробно в тексте данной статьи.
Что такое «Золотое сечение», как оно появилось?
Золотое сечение — так называемая «божественная пропорция», просматриваемая в большинстве природных объектов: раковинах моллюсков, листьев дерева, пчелиных сотах, строении цветов, паучьих сетях, теле человека, молекулах ДНК, птичьих яйцах. Также его наблюдают в геометрии египетских пирамид, многих античных скульптурах, полотнах известных художников.
Сама суть «золотой пропорции» — деление целого на две неодинаковых части. Отношение меньшей части к большей, а большей к целому, выглядит как 0,618 к 1,0. Монах Лука Пачоли объяснял это как «божественное триединство»: меньшая часть целого — Сын Божий, большая – Бог-Отец, а целое – Дух Святой. Кто впервые начал применять ее, достоверно неизвестно, но максимально точно описал Леонардо да Винчи. Есть предположение, что хорошие художники, музыканты, архитекторы, другие люди искусства используют золотое сечение интуитивно – ведь так получается красивее.
Частный случай «божественной пропорции» — правило третей. Оно обусловлено зрительным восприятием человека – при взгляде на картинку, глаз «цепляется» в первую очередь за основные четыре точки, находящиеся на пересечении вертикальных линий с горизонтальными, при условии, что рисунок поделен на девять одинаковых фрагментов. Именно в пределах этих точек размещают основные акценты картинки, ее сюжетный центр.
Спираль золотого сечения
К «божественным пропорциям» относится и так называемый ряд Фибоначчи или спираль Фибоначчи. Средневековый математик составил последовательность чисел, следующего вида: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946 и др., где сумма каждых двух чисел, которые следуют друг за другом, начиная со второго, равна третьему. Яркий пример последовательности Фибоначчи – фаланги пальцев человека, соотношение первой ко второй и третьей. Спирали Фибоначчи просматриваются при взгляде сверху на цветок подсолнуха, ананас, шишки. Раковины большинства моллюсков, рога горной козы также соответствуют им.
Использование золотых пропорций в интерьере вашего дома, квартиры
При взгляде на красиво обустроенный домашний интерьер, первое, что бросается в глаза – это легкая асимметрия, едва уловимый беспорядок. Помещение, оформленное в соответствии с золотыми пропорциями, дает ощущение спокойствия, умиротворенности. В идеальном по форме помещении соотношение ширины к длине будет 5 к 8, или 1 к 1,62.
В начале 20 века, для планирования приемлемых жилых пространств человека, архитектор Ле Корбюзье придумал систему антропометрических пропорций, названную «модулор». Она представляет собой стилизованную фигурку человека с поднятой рукой. Рост, пропорции взяты идеальные, усредненные, изначально они использовались в строительстве первых многоквартирных домов.
При планировке пространства
На стадии расчетов рисуется планировка, которая разбивается на части по принципу «золотой» спирали. Зонирование пространства, особенно большого, производится в четком соответствии с точками пересечения основных линий – здесь расставляется мебель, ширмы, экраны или перегородки в квартире-студии. Основные акценты, на которые хочется обратить внимание, также размещают в данных точках.
Когда в доме много помещений, их также можно идеально распланировать: тогда самая большая комната станет относиться к площади всей квартиры как 0,62 к 1, меньшая – точно также к площади большей, кухня – к меньшей комнате, прихожая к кухне, санузел к прихожей, балкон – к санузлу.
Если использовать свой рост, как модуль, при строительстве дома, то пространство легко «подогнать» под себя.
Золотое сечение в соотношении размеров
Желательно, чтобы диван не занимал больше, чем две трети стены, около которой он стоит, а журнальный столик – максимум две трети размера дивана. Высота прикроватных тумбочек, с расположенными на них лампами, выбирается высотой 2/3 стены.
Большие темные предметы размещают снизу, маленькие, более светлые – выше, чтобы создавалось своеобразное ощущение покоя. Любые длинные отрезки, направленные сверху вниз, создают давящее впечатление, восходящие – наоборот. Картины разного размера следует тщательно подбирать по отношению друг к другу, развешивать на соответствующей высоте.
Большая часть композиционного прямоугольника должна быть самой насыщенной, освещенной.
Золотое сечение в цветовой гамме
Весьма гармонично смотрится помещение, где 62-65% всего пространства уделяется основному цвету, остальные 35-38% — второстепенному, до 5% — разнообразным цветовым акцентам. Оклейка стен обоями разного цвета, но схожей фактуры, осуществляется по такому же принципу.
Второстепенный цвет включает до трех оттенков, а на акценты в отдельных случаях выделяют до 10% пространства.
Золотое сечение при выборе высот
Высота прикроватных тумбочек, с расположенными на них лампами, выбирается в размере 2/3 стены. Если выбрана облицовка стен пластиковыми, деревянными панелями, керамической плиткой, то она также займет две трети высоты – остальное пойдет под покраску, оклейку обоями. Примерно одну треть высоты шкафов займут диваны со спинками, кухонные столешницы, а низенькие «восточные» столики – треть их высоты.
Нижние точки любых потолочных светильников не опускают ниже, чем на пять восьмых высоты комнаты. Если данную пропорцию соблюсти не удается, то расположение светильников «привязывают» к другим предметам интерьера. Стоящие рядом друг с другом однотипные элементы декора также должны соотноситься друг с другом как 1 к 1,62.
Золотое сечение в мебели, декоре
При расстановке меблировки следует учитывать, что ею занимают не более 65% площади комнаты – иначе комната будет выглядеть тесной. Идеальное количество, габариты мебели рассчитывают, исходя из размеров самых крупных ее предметов – шкафа, дивана, большого стола, кухонного гарнитура. Например, шкаф-стенка займет две трети всего помещения, тогда диван-кровать выйдет 2/3 размера шкафа. Таким же образом стол будет относиться к дивану, кресла к столу, стулья к креслам и др. Крупные элементы декора дублируются на разных местах пространства такими же более мелкими, но с соблюдением пропорций.
Некоторые фирмы выпускают целые наборы мебели, соотносящиеся друг с другом по высоте, габаритам.
Золотое сечение в ландшафтном дизайне — как использовать
Применение методов «божественных пропорций» в дизайне приусадебных участков, городских парков также обосновано. Любимое соотношение у большинства дизайнеров – 8-5-3, так обычно относится общее пространство к площади газонов и садовых дорожек. Удачным будет и симметричное решение, где центральная и меньшая части равны, а каждая из боковых составляет половину большей. Яркий пример тому – звезда, вписанная в правильный пятиугольник, в котором соотношение диагонали и сторону соответствует «золоту» в пропорциях.
Существуют некоторые другие параметры:
- линейная, воздушная перспектива – это визуальное изменение размеров, четкости в случае увеличения расстояния. Кажется, что параллельные линии сходятся в одну – таким образом, постепенно сужая дорожку, создают впечатление большего пространства, чем есть;
- соподчиненность, единство форм – выделение акцентов, соотношение высоты растений, садовых скульптур, хозяйственных построек;
- равновесие композиционных решений – выделяется значимый центр, а по отношению к нему размещают все остальные объекты, стараясь не перегружать тот или иной сектор сада.
При планировании ландшафта, следует продумать основную «сюжетную» линию, стилистическое направление дизайна, соотношение не только всех размеров, но и цветовых «пятен».
Где еще используется золотое сечение
Золотое сечение пропорций человека наиболее точно изображено в «Витрувианском человеке». Они используются и в графическом оформлении современного мира. В логотипе компании Apple угадывается «обрезанная» спираль, круги чисел Фибоначчи, а оформление значка Toyota составлено из овалов, аккуратно вписанных в прямоугольник, также в соответствии с золотым сечением, которое также угадывается и в логотипах:
- BP,
- iCloud,
- Twitter,
- Pepsi,
- Grupo Boticario.
Для правильного оформления сайтов, веб-страниц, также применяются принципы спирали – самый важный контент размещается в ее центре, находящемся обычно в верхней левой или правой части. Ясность, интуитивность, акцент в определенных местах – главное кредо такого оформления. Наилучшая форма прямоугольных картинок – это соотношение их сторон, стремящееся к пропорции 1 к 1,62.
Применение идеальных пропорций в тексте делит его на две неравные части, каждая из которых имеет свою главную мысль, сюжет. Примерно на таком же принципе основано успокаивающее «чудотворное» действие народных заговоров, молитв.
В «газетном» дизайне модульные сетки создают в соответствии с «золотыми» пропорциями. Соблюдение правил золотого сечения в одежде, выборе обуви, прически, также пойдет на пользу общему внешнему виду человека. В музыке один из приемов идеального, стремительно развивающегося соотношения, называют «крещендо».
Заключение
«Божественные пропорции» окружают человека повсеместно, радуя глаз, создавая уют в быту. Его принципы используются профессиональными дизайнерами интерьеров при расстановке предметов, моделировании формы помещений, планировании ландшафтного дизайна земельного участка. При желании «золотые» пропорции для собственного дома, квартиры, сада, легко рассчитать самостоятельно, с помощью онлайн-конструкторов, калькуляторов, присутствующих в интерфейсе некоторых сайтов по дизайну.
Основы композиции. Золотое сечение и пропорции Фибоначчи в фотографии
Даже если вы приобрели дорогостоящую видеокамеру и профессиональную оптику к ней, прекрасного результата в фотоделе добиться только с их помощью невозможно. Несмотря на то, что съемка – процесс очень творческий и требующий креативности, здесь также как и в любом другом виде искусства есть свои правила и порядки, соблюдая которые можно добиться потрясающих, красочных и оригинальных фотографий. Самое важное, чему нужно научиться для профессиональной съемки – композиционным основам.
Композиция в фотографии
Что же такое композиция и для чего она нужна в фотоискусстве? С помощью нее мы распределяем предметы и фигуры в пространстве снимка, устанавливаем определенные соотношения и размеры, учитываем тени, свет, цвета. Цель композиции – изобразить фотографируемые объекты определенным образом: привлечь к ним внимание, сделать их интереснее и показать с неожиданных сторон. В правильной композиции всегда будет “центр” кадра – объект, на который больше всего необходимо обратить внимание. Остальные же предметы и фигуры будут являться как бы фоном или менее значимыми элементами фотоснимка.
Композиционные правила
Есть несколько приемов, благодаря которым можно выстроить идеальную композицию в кадре. Они помогут правильно расставить акценты, выделить нужное, рассказать историю или передать эмоции и чувства.
- Контрастность . Используется для того, чтобы привлечь максимальное внимание к нужному объекту. Предмет светлого оттенка разместите на более темном фоне, а темный – на светлом. Не стоит использовать пестрые фоны, которые будут забирать на себя большую часть внимания, а также сливаться с объектом.
- Грамотное размещение . Элементы кадры, которые важны фотографу, не следует размещать в кадре хаотично и как попало. Лучше, чтобы они образовывали геометрические фигуры – так будет гармоничнее.
- Соблюдение пропорций . Если в кадре несколько объектов, которые стоят в разных частях и на нескольких планах, то фотографируйте таким образом, чтобы они соответствовали друг другу по размеру, объему и цветам.
- Использование принципа золотого сечения . Коротко это правило гласит: лучше всего размещать объект на 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра.
- Размещение по диагонали . Означает распределение объектов съемки вдоль по диагональным линиям, например, от левого верхнего края до правого нижнего. Так зритель пройдется взглядом по всей площади фотоснимка.
- Формат фотографии . Вертикальные объекты, на которых вы акцентируете внимание, фотографируем вертикально. Для пейзажей подойдут горизонтальные кадры.
Золотое сечение – что это?
Одним из самых мощных композиционных правил в фотографии является правило золотого сечения, которое еще называют “божественной пропорцией”. Согласно ему, кадр необходимо разделить на девять частей – двумя линиями по горизонтали и двумя по вертикали. На пересечении линий образовываются четыре точки, называемые узлами внимания – это самые активные области на фотографии, на которые приходится больше всего внимания. Именно там и на самих линиях необходимо размещать главные объекты и расставлять акценты.
Композиция должна состоять из нескольких частей – таких, чтобы вся горизонталь отрезка имела в соотношении большую и меньшую части, одинаково пропорциональные к основной длине. Параметры золотого сечения составляют 1:0.618:1.
История возникновения правила
Свои истоки правило берет с древнейших времен: первые упоминания о нем найдены в трудах Евклида “Начала”, которые были написаны около 300 лет до н. э. Там он применял принцип деления отрезка в крайнем и среднем отношении для построения правильного пятиугольника, который тоже называют золотым.
По другой версии, за закон золотого сечения человечество должно быть благодарно Пифагору, который сам сделал это открытие и поведал о нем остальным. Но Пифагор был не только известным математиком, но и мистиком, поэтому открытие данного правило обросло мистическими значениями и потусторонними смыслами. Последователи великого мыслителя не брали во внимание такие домыслы, а лишь руководствовались этим правилом для создания прекрасных скульптур, сооружений и барельефов.
Интересный факт: эти золотые пропорции использовались в жизни древних людей, а точнее – египтян. По правилам золотого сечения сконструированы пирамида Хеопса, египетский храм Парфенон, барельефы и даже украшения, которые найдены в гробнице Тутанхамона.
Поучаствовал в поиске идеальных пропорций и итальянский математик Леонардо Фибоначчи, которому удалось выявить удивительную закономерность. Случилось это примерно в 1200 году. Ученый тогда заметил, что в природе и окружающей нас действительности есть определенная схема, которой все подчиняется и которая очень приятна человеческому глазу. Он поставил в ряд определенные числа и заметил, что каждая часть последовательности является результатом сложения двух предыдущих. Благодаря этой последовательности мир увидел знаменитые спираль и сетку Фибоначчи, которые используют в построении грамотной композиции до сих пор.
Золотое сечение в фотографии
Как уже было сказано ранее – точки силы, образованные пересечением линий в сетке, привлекают больше всего внимания зрителей, поэтому именно на них делаются акценты и выделяются главные фигуры и предметы.
Этот прием очень популярен в фотографии и является классическим, поэтому знать об особенностях его применения в снимках разных жанров должен каждый фотограф, который хочет профессионально владеть своим ремеслом. Самое сложное здесь – гармонично расположить все объекты в кадре. Не стоит перегружать фотографию большим количеством объектов, на которых хочется остановить внимание – достаточно будет выделить две-три точки.
Съемка людей
В головном портрете выигрышнее всего выделить глаза или губы. Расположите их в точках пересечения линий. Так вы акцентируете внимание на эмоциях человека, покажете его характер и темперамент.
В портрете по пояс могут применяться те же самые правила, касающиеся глаз и губ. Но порой руки – тоже очень важная часть снимка, которая может различные состояния: скрещенные, распахнутые и в любых других позах – их можно расположить на линии сечения. Пусть они тоже играют важную роль в кадре.
Оставляйте место на фотографии, которое идет после взгляда человека. Так, если человек смотрит в правую сторону, размещайте его на левой линии сечения.
Модель в полный рост можно расположить на крайней правой или левой линии сечения – так зрителю откроется фон, с помощью которого вы сможете передать обстановку и атмосферу вокруг героя снимка. Такие фотографии хочется рассматривать и улавливать мелкие детали.
Если речь идет о съемке нескольких человек, то не обязательно размещать их в середине кадра – можно также воспользоваться правилом золотого сечения и сделать снимок оригинальнее и интереснее. Расположите героев кадра таким образом, чтобы каждый из них попадал на две линии или точки сетки.
Эти же правила подойдут для съемки животных и даже натюрмортов – не бойтесь экспериментировать!
Съемка пейзажей
В пейзажной съемке есть два нюанса, о которых стоит знать в первую очередь:
Во-первых, наличие линии горизонта, которая делит фотографию на две части. Это такая горизонтальная линия, которая отделяет небо от земли. Часто можно услышать фразу “горизонт завален” – это означает, что эта линия-граница расположена не по правилу золотого сечения, а наклонена в одну из сторон. Такого допускать нельзя.
Во-вторых, расположение линии горизонта. Она может быть либо в верхней, либо в нижней трети. Вы должны решить, оставлять больше пространства для неба, или же для земли. Все зависит от того, где больше интересных и ярких объектов расположено. Сместив горизонт вниз, вы открываете взор на небо: оно может быть усеяно красивыми облаками, звездами, иметь красивый закат или сочетания цветов. Располагая линию выше, мы акцентируем внимание на земле: показываем детали пейзажа, красивую природу, здания и другие объекты.
Но второе правило можно нарушить, но только очень аккуратно. Хотите сделать зеркальный снимок, где небо отражается на поверхности земли? Чтобы не упустить ничего лишнего и точно передать эффект зеркала, поставьте линию горизонта строго посередине – так вы сможете показать как красоту самого неба, так и его отражения.
Нужно избавляться от излишней монотонности кадра. Например, когда на снимке сливаются спокойная водная гладь и ничем не выделяющееся небо. Учитесь делать акценты с помощью дополнительных объектов: отыщите такой кадр, в котором на берегу будет располагаться лодка, люди или красивое здание. Не забывайте про использование вертикальных линий сечения.
В композиции должны быть яркие элементы, привлекающие внимание. Хорошим приемом является использование контрастов: зажженный костер в вечернем пейзаже, яркие фонари на серой улице, крупный выделяющийся предмет на фоне пустынного пейзажа. Такие акценты послужат своеобразным “якорем”, за который зритель будет цепляться во время просмотра снимков.
Макрофотография
Макросъемка, возможно, нуждается в акцентировании внимания на определенных объектах даже больше, чем другие жанры фотографии. Здесь присутствует ключевая фигура или элемент композиции, от которого не стоит отвлекать внимания на что-либо еще.
В фотографиях такого типа должен преобладать минимализм: если вы фотографируете яркий и пестрый объект, например, цветок или бабочку, то фон должен быть максимально размыт, иначе окружающая предмет обстановка может сместить нужные акценты и отвлечь внимание на себя. Посыл должен быть точечным и выделять самое важное в снимке, не отвлекаясь на окружение.
Съемка в движении
Динамичные кадры точно также, как и остальные, должны строиться по правилам композиции. Самый часто используемый шаблон – когда движущийся объект располагается на правой или левой вертикали, то есть, смещен в бок, а перед ним открывается свободное пространство. Этот способ – наилучший для того, чтобы продемонстрировать динамику. Снимайте автомобили, животных, людей, используя большую выдержку – это поможет добиться эффекта движения.
Рекомендуем располагать объекты преимущественно на левой вертикали золотого сечения: так вы покажете, что они движутся вперед.
Сетка в фотокамере
На всех современных фотоаппаратах, чаще всего зеркальных, возможность снимать по сетке встроена в интерфейс. Она выводится на экран из меню и позволяет не вымерять трети на глаз. Сетки в камерах бывают разные: как стандартные, которые мы разбирали выше, так и с разбивкой на большее число прямых линий. Отличный вариант для тех, кто только начинается пользоваться законом золотого сечения в своих работах – так вы намного быстрее поймете принцип действия правила и способы деления кадра.
Спустя много сотен лет правило золотого сечения и пропорции Фибоначчи продолжают использовать в самых разных областях: по ним строят здания, рисуют картины, оформляют интерьеры, фотографируют, снимают кино и даже пишут музыку. Уметь правильно ими пользоваться – значит быть профессионалом своего дела.
Основы дизайна: правило золотого сечения
Еще на заре времен людям стала известна тайна формирования гармонии всего сущего: строения растений, человеческого тела, формы озер и рек, и даже мельчайших морских раковин. Это знание стали использовать при строительстве самых известных мировых шедевров архитектуры, например, Парфенона, Собора Парижской Богоматери, храма Василия Блаженного и многих других сооружений, чья красота поражает своими идеальными пропорциями, и является эталонной для современного зодчества, искусства и дизайна.
На рубеже веков, создавая свои подлинные шедевры, небезызвестный художник, изобретатель, скульптор Леонардо да Винчи дал название явлению правильного соотношения размеров в пространстве, которым и в наши дни руководствуются профессиональные архитекторы, художники и декораторы в своей деятельности. Явление, о котором мы говорим, называют «золотым сечением», и его принцип настолько прост и гениален одновременно, что заставляет задуматься о существовании Божестенной, волшебной природы окружающего нас мира.
Что такое «золотое сечение»?
Золотым сечение называют деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. При этом, большая часть приближена к «золотому» значению 0, 618 от целого, а меньшая – к 0, 382.
Наиболее показательным примером присутствия «золотого сечения» является прямоугольник, так как его стороны находятся в «золотом» соотношении. Так, если от «золотого» прямоугольника отрезать квадрат со стороной, равной меньшей стороне этого прямоугольника, то образуется золотой прямоугольник меньших размеров, и так до бесконечности.
Успех применения правила «золотого сечения» в интерьере заключается в том, что подобное соотношение размеров воспринимается человеческим глазом интуитивно, как наиболее приближенное к идеалу. Поэтому в пространстве, оформленном согласно правилу «золотого сечения», комфортно жить, работать и отдыхать.
Золотое сечение при планировке пространства
Умение использовать правило «золотого сечения» не напрасно называют искусством, потому как далеко не каждому специалисту в области проектирования и декорирования удается овладеть им в полной мере. Но если вам повезет его освоить, то процесс планирования и обустройства интерьеров станем легким, а результат — превосходящим все ожидания.
В качестве примера использования «золотого сечения» в интерьере, можно взять пространство гостиной с размерами, равными 5х3 м. Для того, чтобы зонирование пространства произошло успешно, а обстановка воспринималась легкой и гармоничной, следует длину комнаты (5 м) умножить на золотое значение 0,618. В сумме вы получаете 3,09 м, которые представляют большую часть помещения. Следующим этапом должно стать вычитание данного числа (3,09) и 5 для того, чтобы определить значение меньшей части. Итак, у вас должно получиться 3,09м и 1, 91м соответственно.
Следуя правилу «золотого сечения» можно оформить зону гостиной с диванной группой и TV в пространстве большей части комнаты, а меньшую отдать для размещения столовой группы. По такому же принципу нужно разделить большую и меньшую части гостиной, в которых «золотой» принцип проявится в меньших размерах.
Золотое сечение в соотношении размеров
Часто возникает такая ситуация, при которой новый диван, установленный в пространстве конкретной комнаты «на глаз», выглядит не уместно (слишком мелким, или крупным, не гармоничным). Этого можно избежать, если заблаговременно применить то же правило «золотого сечения» при формировании вертикального пространства комнаты.
Высоту помещения мы снова умножаем на число 0,618, затем, вычитаем полученное значение из числа высоты. Образовавшееся число является оптимальной высотой дивана для данной комнаты. Так же можно вычислить значение гармоничных ширины и длины крупной мебели.
Золотое сечение в цветовой гамме
Принцип «золотого сечения» применим в любой сфере проектирования, в том числе, оформлении интерьера с помощью цвета. Так, наличие тех или иных оттенков, их количество и интенсивность могут быть выверены, согласно золотому правилу.
Например, в оформлении стен следует использовать один оттенок на 2/3 всей их площади (бежевый, голубой); 1/3 можно отдать белому или серому. Таким образом, благодаря «золотому сечению» вы сформируете основную (базовую) гамму интерьера.
Еще одним, не менее эффективным способом соотношения количества цветов в пространстве является использование процентного соотношения 60/30/10. Где 60% — основной цвет, 30% — дополнительный, 10% — акцентный.
Золотое сечение при выборе высот
Стены комнаты производят благоприятное впечатление, если при оформлении также был применен закон «золотого сечении». К примеру, при облицовке поверхности стеновыми панелями можно разделить высоту стен по золотому принципу один раз, или же продолжить деление меньшей (нижней) части до получения нужных размеров. В обоих случаях такое решение станет правильным, и высота расположения верхней кромки панелей будет восприниматься гармонично.
Однократное деление подходит для комнат с высотой потолков более 3х метров, последующее же членение большей и меньшей частей поможет визуально увеличить невысокое помещение
Золотое сечение в мебели и декоре
Правило отношения меньшего к большему, как большего к целому, поможет вам верно расположить в пространстве декоративные аксессуары, расставить мебель и сочетать все предметы между собой, чтобы получить уютный, эстетичный и комфортный интерьер.
Если говорить о соотношении предметов мебели между собой, то «золотое сечение» еще раз доказывает свою эффективность, если каждый объект меньшего размера будет так относиться к большему, как тот к самому крупному.
«Правильный угловой диван должен образовывать прямой угол, где короткая посадочная часть занимает 1/3 от длинной посадочной части. В то же время, журнальный столик следует подобрать так, чтобы его длина не превышала меньшее значение большей части дивана»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Принцип золотого сечения в дизайне сайтов
Ключевым показателем качества веб-дизайна является то, насколько естественно и легко он воспринимается пользователями. При создании визуального оформления сайта важно проиллюстрировать функциональность и информативную составляющую проекта, сформировать его правильное восприятие. Применение классических техник как, например, правила золотого сечения в дизайне помогает решать подобные задачи оптимальным образом. Его мы сегодня и рассмотрим.
Данный принцип описывает математическую пропорцию, которая формирует гармоничное, естественное отношение частей одного целого друг к другу. Ее получают, разделяя целое на две части так, чтобы отношение первой части ко второй было таким же, как отношение всего целого к первой части.
В числе первых правило начал использовать древнегреческий скульптор и архитектор Фидий. Через два века Евклид дает точное его математическое описание. Спустя время эту же идею применит в своих работах Леонардо да Винчи. Его Витрувианский человек, созданный по правилу золотого сечения, позже стал иллюстрацией гармонии и пропорциональности в построении человеческого тела в частности и Вселенной вообще.
Воплощение идеальной пропорции можно увидеть много где: в распустившихся цветах, произведениях искусства, изображениях Млечного пути.
Правило золотого сечения в дизайне сайтов
Как мы уже говорили выше, пропорция, созданная по принципу золотого сечения, воспринимается как естественная и гармоничная. Поэтому построенные с ее помощью дизайны оказываются более понятными, удобными для пользователей. При разработке сайта подобный подход используют не всегда, однако традиционные схемы создания макетов так или иначе базируются на нем.
Существует несколько вариантов применения правила золотого сечения в веб-дизайне.
1. Размеры блоков и элементов на странице
Описанную выше пропорцию, используют при зонировании страницы, а также формировании отдельных блоков, если их нужно разделить на две пропорциональные части. Для расчетов применяют число Φ, приблизительно равное 1,62 (более точное значение — 1.618).
Например, у вас есть блок шириной 640 пикселей. Значит:
- Высота высчитывается следующим образом: 640 / 1,618 = 396 px.
- Такой же будет и ширина бОльшей части пропорции (левой на картинке выше) = 396 px.
- Тогда как ширина меньшей области = 640 — 396 = 244 px.
Если применить формулу золотого сечения в дизайне сайтов, то:
- для макета 1024 px, получаем части 633 px для контента и 391 px под сайдбар;
- если взять ширину 1000 px, то колонки будут по 618 и 382 пикселей;
- в дизайне шириной 960 px макет разделяется на 593 px и 367 px.
Правило золотого сечения соответствует пропорциям 3/2, 5/3, 3/8 и т.п. В процентном отношении разделение целого по числу Φ выполняется как 62/38%. Оно может применяться не только в построении блоков, но и в типографике сайта:
Если размер заголовка = 20 pt, то для блока контента получаем 20 / 1.618 = 12.36 pt (в принципе, допускается округление до 12 либо 13 pt). Кстати, можете глянуть один интересный сервис по теме — Golden Ratio Typography Calculator (калькулятор золотого сечения для текстов).
В левой колонке определяете один или несколько параметров (размер шрифта, ширину контента, число символов в строке), после чего проект сгенерирует варианты оптимальной и лучшей типографики. В колонке справа можно менять шрифты, просматривая результаты в реальном времени. Если кликнете по ссылке «Font Size», увидите рекомендуемые размеры разных заголовков.
2. Применение чисел Фибоначчи
Числа Фибоначчи считаются математическим обоснованием золотого сечения. Это — последовательность целых чисел от 1, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13 и т.п. Ряды Фибоначчи используют при построении многоэлементных макетов. Размеры элементов возрастают соответственно увеличению значений чисел ряда. На практике это выглядит следующим образом:
Ряд Фибоначчи не обязателен для построения квадратов. Это могут быть окружности, овалы и т.п. Вот парочка примеров из одной англоязычной заметки.
Не удивительно, что в данном проекте четко соблюдаются нужные пропорции. Крупные компании, зачастую, нанимают хороших специалистов, способных правильно развивать их бренд. Основной контент находится в блоке №1, элементы навигации в пределах блока №2. Если посмотреть на сайдбар, то даже там найдете воплощение принципа золотого сечения в дизайне — соотношение размера избранной статьи и рекламного объявления под ней.
Здесь пропорция реализована несколько иным образом — не горизонтально, а вертикально в каждой из колонок отдельно. Оцените место, которое занимает заголовок в блоке №3. Кстати, если бы разработчики использовали социальные кнопки сразу под ним, то это бы привлекло к элементам больше внимания, и посетителям сайта не пришлось бы тратить время на их поиск.
Не обязательно расходовать большой бюджет на редизайн, иногда можно внести небольшие правки, которые позволят улучшить восприятие макета. В данном примере следует взглянуть на элемент рядом с цифрой 2 — пункт меню «Shop» (магазин). Он не только находится возле самой активной точки фокусировки, но еще и окрашен в зеленый цвет для максимального привлечения внимания.
3. Золотая спираль
Строится с использованием ряда Фибоначчи и дополнительно определяет расположение элементов — от меньшего к большему по мере увеличения витков спирали. Она может быть развернута любым образом — это зависит от требований к макету.
В сети найдете несколько примеров сайтов с реализацией принципа золотого сечения в веб-дизайне и наложением данной спирали.
Или вот еще один интересный вариант макета:
4. Правило третей в в веб-дизайне
Его применяют для зонирования страницы и управления вниманием пользователя. Суть заключается в делении страницы или элемента на три равных части по горизонтали или вертикали. Пересечения линий — точки максимального притяжения внимания. Быстро сканируя сайт взглядом, люди чаще всего фокусируются на элементах, которые находятся на этих точках или рядом с ними.
Использовать все четыре точки не обязательно. В примере выше акцент делается на тексте и видеоролике. Образовавшиеся прямоугольники дополнительно могут формировать «функциональные зоны». Так, посетители сайта привыкли видеть логотип в левом верхнем углу, на эту зону они обращают внимание в первую очередь. Контактную информацию, корзину с товарами (если речь идет об интернет-магазине), адрес и время работы обычно размещают в верхнем углу справа и т.п. Правило третей и золотое сечение в дизайне сайтов отлично дополняют друг друг.
Вот еще один хороший пример, где в двух точках (выделены розовым) расположены наиболее важные элементы для привлечения внимания пользователей.
Также допускается разбиение основных секций на подблоки с повторными применением правила третей. При добавлении в макете сайта Tuts+ дополнительной сетки для верхнего блока можем увидеть расположение элементов, близкое к идеальной пропорции.
Даже при быстром просмотре страницы, ваши глаза и мозг смогут уловить основные элементы из шапки: лого, подписку, меню, поиск.
Итого. Правило золотого сечения в веб-дизайне добавляет макетам естественности и помогает им восприниматься более гармонично. Данный принцип реализуется за счет вычисления идеальных пропорций блоков и элементов на странице, наложения золотой спирали, а также использования точек максимальной фокусировки внимания (правило третей). С их помощью сможете получить удобный, понятный и эффективный интерфейс веб-проекта.
А вы используете принцип золотого сечения в дизайне сайтов? Если знаете еще какие-то интересные примеры его реализации, делитесь ими в комментариях.