Выжигание по дереву: мастер-класс для начинающих с фото и видео
Выжигание на деревянных дощечках или пирография в переводе с древнегреческого языка означает «рисование огнем». Данное ремесло было очень популярным в викторианскую эпоху. И на сегодняшний день оно снова на пике популярности. Очень трудно сказать, почему так происходит. Итак, сегодня разберем следующую тему — «Выжигание по дереву, мастер-класс». Все представленные мастер-классы нацелены для детей.
Милые животные
Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:
- Фанера размером 15 см на 20 см;
- Наждачная бумага;
- Копировальная бумага;
- Эскиз;
- Простой черный карандаш;
- Краски;
- Кисточки;
- Выжигательный аппарат;
- Прозрачный лак;
- Поролон;
- Резиновые перчатки.
Приступаем к работе.
В первую очередь подготавливаем основу. Для этого зашкурить фанеру, сделав ее гладкой и ровной. Через копировальную бумагу переводим эскиз.
Включаем выжигательный прибор в электрическую сеть и ждем полного нагрева. Начинаем процесс выжигания. Выжигаем маленькими штрихами.
Вот что у нас получается по итогу. Переходим к раскрашиванию красками.
Обратите внимание! Краска не должна быть сильно водянистой, иначе сам рисунок будет некрасивым.
Поле раскрашивания ждем, пока не высохнет картина. Вот тигренок практически готов.
Теперь необходимо нарисовать фоновый рисунок сзади тигренка.
Вот и все, наша работа полностью готова.
Разделочная доска «Скорпион»
Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:
- Купленная готовая разделочная доска (которая предназначена для выжигания);
- Черный простой карандаш;
- Выжигательный прибор;
- Краски;
- Кисточки.
Итак, приступаем к выполнению работы.
Вначале находим изображение скорпиона (можно в Интернете или в книжке). Распечатываем эскиз. На готовую доску переносим эскиз при помощи копировальной бумаги.
Выжигательный прибор необходимо включить в розетку. Ждем полного нагрева. И начинаем выжигать эскиз. Делаем это аккуратно.
Не забываем про соблюдение техники безопасности.
Если ваша дощечка подарочная, то по желанию можно на ней написать различные пожелания. И точно также выжечь его.
Теперь необходимо раскрасить уже готовую доску. Для этого берем краску, кисточку и воду. И начинаем.
На той стороне, где находится рисунок, покрываем прозрачным лаком и убираем до полного высыхания. Вот и все, наша подарочная разделочная доска полностью готова.
Подарок для мамы
Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:
- Доска;
- Пила;
- Черный карандаш;
- Аппарат для выжигания;
- Лак бесцветный;
- Кисть.
Приступим к выполнению работы.
Итак, в первую очередь необходимо подготовить основу. Для этого берем пилу и из большой доски выпиливаем необходимый нам размер. Не забываем про соблюдении техники безопасности с острыми предметами. После производим зашкуривание наждачной бумагой для того, чтобы сделать основу более ровной.
Затем переходим к выбору рисунка. Его можно либо распечатать, либо нарисовать самим. Рисуем или переводим через копировальную бумагу эскиз на доску.
Прибор для выжигания включаем в розетку. Ждем, пока он разогреется для необходимой температуры. Начинаем процесс выжигания. Делаем это до тех пор, пока не будет сделан весь рисунок.
После полного выжигания необходимо покрыть доску бесцветным лаком.
Вот и все. На этом наш мастер-класс подошел к концу. По желанию можно и раскрасить данное изделие.
Делаем мультяшки
Для работы нам потребуются следующие инструменты и материалы:
- Лист фанеры;
- Эскизы (картинки);
- Выжигательный аппарат;
- Краски;
- Кисточки;
- Бесцветный лак;
- Копировальная бумага;
- Наждачная бумага.
Итак, приступаем к выполнению работы. Для начала подготавливаем основу. Для этого выравниваем наждачной бумагой лист фанеры. После переносим заготовленный эскиз через копировальную бумагу на основу.
По контуру начинаем выжигать рисунок.
После выполненного действия начинаем раскрашивать готовую поделку. Ждем, пока полностью не высохнет.
Покрываем лаком и убираем до полного высыхания. Картина с мультяшными героями готова!
Табличка для бани
Для работы нам потребуются следующие инструменты и материалы:
- Выжигательный аппарат;
- Кусок фанеры необходимого размера;
- Эскиз;
- Скотч;
- Ножницы;
- Бесцветный лак;
- Кисточка;
- Пустая шариковая ручка (без чернил).
Пошаговая инструкция по работе представлена ниже.
Для начала определяемся, какой будет рисунок. После подготавливаем дощечку, выравниваем ее. Затем прикрепляем к ней при помощи скотча наш эскиз.
Берем пустую шариковую ручку и обводим по контуру рисунок. При этом необходимо слегка надавливать. После проверяем, как отпечатался наш рисунок.
Далее убираем сам эскиз и скотч и переходим к процессу выжигания. Если в процессе выжигания у вас проснулась фантазия, то вы можете добавлять новые различные элементы к вашей основе.
Покрываем слоем бесцветного лака. Убираем в недоступное место для полного высыхания. Вот и все, табличка для бани полностью готова. На этом мастер-класс для начинающих мастеров подошел к концу.
Видео по теме статьи
Также предлагаем вашему вниманию видео-уроки для самостоятельного изучения темы.
Мастер-класс по выжиганию для начинающих: подбор основы и изображения, этапы выполнения, фото-примеры
Некоторые творческие эксперименты родителей с интересом повторяют их дети. Только вот название увлечения может поменяться. «Выжигание по дереву для начинающих» — так назывался популярный кружок в Домах Пионеров в советские времена, сегодня же такой кружок может называться «Основы пирографии». Но суть направления все та же: выжигание по дереву, получение необычных картинок на древесной структуре.
В этой статье вы узнаете, какие материалы и инструменты пригодятся новичку, как подобрать подходящее изображение и из каких этапов состоит сам процесс выжигания. Мы подскажем вам, как оформить готовую работу и как грамотно организовать рабочее место.
Материалы и инструменты
Для выжигания по дереву, прежде всего, придется приобрести выжигательный аппарат. Раньше пирограф представлял собой пластиковую коробочку с маленьким паяльником внутри. Наконечник этого прибора напоминал канцелярскую скрепку. Современная машина – это более серьезное устройство, усовершенствованное и комфортное в работе. Лучшим выбором для новичка будет выжигатель с твердыми перьями.
Пирографы продают в специальных коробочках (часто – пластиковых), потому они удобны с точки зрения транспортировки. В стандартном комплекте идет подставка для паяльника, набор насадок. Современные наборы предлагают пирографисту около 20 разных насадок, от необходимых при каждом процессе выжигания до фигурных, которые нужны не так часто, но расширяют круг возможностей мастера.
Следующее приобретение – древесина. К ней предъявляются особые требования.
Какой должна быть древесина для выжигания:
- структура дерева – однородная и мелкопористая, без трещин и царапин, механического брака;
- не смолистая;
- светлых оттенков – такой фон всегда смотрится более выигрышно;
- твердых пород;
- с чистой и ровной поверхностью.
Липа, ольха, тополь, береза, каштан и осина – эти породы позволяют выжигать на них изображения разной сложности.
Но оптимальным выбором для новичка будет готовый набор для выжигания. В таком комплекте нет пирографа, но есть доски с нанесенным изображением. Также могут в наборе быть чистые доски и эскизы, которые пирографист будет самостоятельно переносить на основу (трафареты).
Выбор изображения
Первое требование – рисунок должен быть с ярко выраженным контуром. На различных тематических сайтах таких работ очень много, определитесь с выбором и распечатайте тот эскиз, что вам понравится больше. Будет это обычный узор, простой пейзаж или натюрморт, а может быть – сюжетная сцена, не так важно. Безусловно, начинать нужно с работ попроще, постепенно усложняя рисунки и оттачивая мастерство.
Виды пирографии (относительно изображений):
- Негативная пирография. Она показывает рисунок, который окружает выжженная поверхность. Сам рисунок выделяется светлым четким рельефом в темном обрамлении. Добиться такого результата можно с помощью добавления фона или удаления картинки.
- Контурное выжигание. Условно самый простой вид выжигания, которым и занимаются дети-пирографисты. Но не важно, сколько вам лет, учиться можно в любом возрасте. Начните осваивать контурное выжигание, впоследствии научитесь выполнять работы с рельефом, фоном, комбинированные и т.д.
На поверхность рисунок переводится с помощью копировальной бумаги, мелкие детали, линии нуждаются в тщательной прорисовке. Самые простые рисунки выжигаются равномерно, но есть работы, где в силу вступают законы светотени. Достичь интересных переходов тона можно нанесением светлых штрихов при снижении температуры либо уменьшении времени прожигания.
Подготовка рабочего места
Для начала вам нужен только пирограф и набор для выжигания (досочки и эскизы). Если же вы займетесь пирографией более серьезно, то в вашей мастерской появятся ножовка либо лобзик, круглогубцы или пассатижи, кусачки, отвертка, наждачка, проволочная щетка для чистки пера, стальная линейка, карандаши, ластик, клейкая лента, копирка, шаблоны и т.д. Но новичку все это пока не нужно, а вот хорошая рабочая поверхность (стол), достаточный источник света (естественный или настольная лампа), полотенце (валик-опора под запястье) и респиратор пригодятся уже на старте работы.
Не лишним будет и вентилятор, он защитит ваши легкие от пыли, без которой процесс выжигания, увы, не обходится.
Помните, что свет на рабочую поверхность должен падать под острым углом. При таком свете вы сможете разглядеть едва заметные тени, которые отбрасывают разноразмерные бороздки. Вы сможете оценить и визуальный результат штриховки еще в момент ее создания.
Мастер-класс по выжиганию
Если все готово к работе, можно приступать. Начинается творческий процесс с подготовки дощечки. Мастер должен зачистить ее мелкой шкуркой, после чего не лишним будет натереть ее водно-меловым раствором. Доска должна высохнуть, на сухой поверхности можно работать.
- Нанесите на сухую поверхность доски выбранный эскиз (воспользуйтесь копировальной бумагой или трафаретом).
- Включите пирограф, соблюдая все предписанные прибору правила техники безопасности. Дождитесь, пока перо прибора накалится и покраснеет.
- Расположите доску на рабочей поверхности так, чтобы работать пирографом вам было удобно. С одинаковым нажимом ведите пером по контуру и всем элементам картинки так, чтобы на обработанных линиях появлялась выразительная темно-коричневая полоса.
- Начинать выжигание лучше с внешних линий, после их проработки переключайтесь на основную часть рисунка. Второстепенные фрагменты выжигаются в последнюю очередь. Если картина сложная, мысленно разбивайте ее на фрагменты, выжигайте каждый фрагмент поэтапно, не перескакивая с одной части работы на другую.
- Выжигание закончится, как только прорисованными окажутся все линии и детали эскиза. Когда обработанный пирографом эскиз превратится в законченный рисунок, можно выключать прибор.
- Не забывайте менять насадки, если того требует рисунок. И новичкам не стоит бояться частой смены насадок: подобный опыт быстро учит выжиганию, анализу результатов, он же знакомит с возможностями пирографа.
- Если хочется получить комбинированную работу, можно дополнительно расписать ее акварелью или просто покрыть бесцветным лаком.
В данном видео-ролике показан процесс выжигания, начиная с перевода рисунка и заканчивая полной детализацией изображения.
Еще до начала выжигания убедитесь, что вы знаете, как работает пирограф. Паяльный элемент должен нагреться до нужной температуры (современные приборы оснащены датчиком-индикатором нагрева).
- в первые же уроки выжигания пробуйте делать штрихи и линии разной толщины, регулируя интенсивность прожига;
- чтобы линия получилась тонкой, ведите ручку пирографа быстро, но без сильного нажима;
- для красивых толстых штрихов используется медленное выжигание;
- насыщенность оттенка корректирует увеличение температуры пера (но большой накал чреват частым перегоранием спирали).
Часто в учебниках по пирографии пишут, что выжигание по дереву – это нечто среднее между рисунком и гравировкой. Но все же гравировки в этом творчестве больше. Потому новички, которые быстро осваивают выжигание современными безопасными приборами, понимают, что маловесные и простые пирографы зачастую не могут реализовать все задумки мастера. И работы, которые были выполнены 20-40 лет назад, выглядят более убедительно, хоть пирографы тех времен и громоздкие, и не такие «беззубые».
Но перейти к профессиональным устройствам успеете всегда, а если выжиганию учится ребенок, то маленькие и удобные приборы точно не отобьют у него желания творить.
Оформление готовой работы
Мастер-класс выжигания по дереву не может быть полным без описания оформления работы.
Какие варианты есть:
- узорная рамка, которая является частью самого рисунка;
- если вы выжигаете на спиле дерева, то и сам контур спила будет красивой рамкой, нужно только продумать способ фиксации работы на стене;
- стандарт – рама, стекло;
- специально заказанный багет;
- самодельная рамка из ПВХ-плинтуса и т.д.
Важно! Если работу решено покрыть лаком, это задача взрослого, не стоит ребенку контактировать с токсичными материалами.
Действуйте пошагово, соблюдайте принцип «от простого к сложному», не бойтесь допускать ошибки и не будьте слишком критичны. Пирография – интересное и популярное направление, занятие которым из обычного хобби может стать способом заработка.
Выжигание по дереву для начинающих: пошагово
Выжигание по дереву снова на пике своей популярности, как в 1980-е годы. Это неудивительно – техника очень интересная, творческая, занимательная. Если Вы рассматриваете выжигание по дереву в качестве хобби для своего ребёнка-школьника, то Вы на правильном пути. Это дело может стать для него неожиданно увлекательным – не хуже, чем компьютерные игры. И уж точно полезнее, чем игромания. Главное – правильно подойти к приобщению ребёнка к пирографии (это второе название выжигания).
Выжигание по дереву или пирография – не столь важно. Сущность творчества та же: получение необычных картинок на древесной структуре.
Для детей выжигание по дереву особенно полезно. Это творческое занятие развивает у них не только воображение, но и усидчивость, терпение, целеустремлённость, уверенные навыки мелкой моторики рук и пальцев. Выжигание по дереву является искусством, не терпящим спешки. Чтобы достичь успехов и получить настоящее удовольствие от процесса, необходимо с головой погрузиться в него, тщательно осмысливая каждый свой следующий шаг.
А ещё – это очень позитивное занятие в том плане, что во время творчества на рабочем месте мастера царит приятный запах древесины.
Материалы и инструменты
✍ Прибор для выжигания
Первое, с чего нужно начать освоение нового хобби, – это подарить ребёнку электрический прибор для выжигания. В самом простом и элементарном варианте это пластиковая коробочка с маленьким паяльником внутри. Нагреваемый докрасна наконечник данного прибора выполнен в виде металлической петельки и напоминает своей формой канцелярскую скрепку.
В принципе, его вполне достаточно для создания не только простейших «детских» картин, но и настоящих шедевров данного искусства. Те, кто занимался выжиганием в детстве, ещё при Советском Союзе, не дадут соврать.
Более продвинутый вариант прибора, который прежде был редкостью, – это выжигатель с набором сменных насадок – жал (или перьев). Жала из латуни считаются самыми лучшими. Они могут быть самой разнообразной формы и толщины. Имеются жала в форма волн и зигзагов. Такими насадками очень легко и приятно выполнять разнообразные орнаменты.
Современные наборы предлагают юному мастеру до двадцати видов всевозможных насадок-перьев: от базовых, необходимых при создании любого рисунка, до фигурных, которые требуются не так уж часто (если быть точным – то совсем нечасто), но значительно расширяют круг возможностей мастера.
Толщина ручки выжигателя – той, которую ребёнок непосредственно будет брать в свою руку – должна быть не слишком большой. Чтобы творчество не доставляло дискомфорта, и к инструменту не нужно было долго приспосабливаться и привыкать, юному мастеру обязательно должно быть удобно держать инструмент в руках.
Выжигательные приборы продаются в специальных коробочках (зачастую – из твёрдого пластика), поэтому они очень удобны с точки зрения хранения транспортировки. Также в стандартный комплект часто входит подставка для паяльника, набор насадок.
Вполне логично, что следующим или одновременным приобретением должна стать древесина. Прежде всего, она должна быть абсолютно гладкой. Кроме того, к ней предъявляются и ряд других особенных требований.
✍ Какой должна быть древесина для выжигания
По структуре дерева – она должна быть однородной и мелкопористой, без трещин и царапин, без следов механического брака; не смолистой (чем, как известно, особенно отличаются хвойные породы); светлых оттенков – такой фон в большинстве случаев смотрится гораздо более выигрышно; изготовленной из твёрдых пород дерева; с чистой и ровной поверхностью.
Удачнее всего подходят для выжигания разной сложности следующие породы дерева: возьмите липу, ольху, тополь, берёзу, каштан, осины – с такой древесиной, качественно обработанной соответствующим образом, наилучший результат гарантирован.
Самый оптимальный выбор для начинающего мастера – это готовые наборы для выжигания. В такие комплекты нет входят гладкие доски с уже нанесёнными на них изображениями. По тому же принципу, как в бумажных детских раскрасках.
В другом варианте, в наборе могут быть чистые доски и эскизы, которые юный мастер по выжиганию будет самостоятельно переносить на деревянную основу (трафареты).
Беспроигрышный вариант для начинающих – это, разумеется, фанера. Доски же должны быть сухими, без сучковатых вкраплений, с однородной структурой поверхности.
На светлых заготовках любой рисунок будет выглядеть более выразительным, и с ним намного проще будет работать. Если речь идёт не о готовой, тщательно обработанной древесине, а о выбранной самостоятельно, то перед тем, как начинать выжигание, поверхность такой заготовки не помешает дополнительно зачистить наждачной бумагой с мелкозернистой.
Выбираем изображения
Основное и практически единственное условие – чтобы рисунок был с ярко выраженным контуром. На всевозможных тематических сайтах, посвящённых организации детского творчества, подобных работ очень много. Нужно всего лишь определиться с выбором и распечатать тот эскиз, который Вам (и, конечно, ребёнку) понравится больше.
Будь то обычный узор, простой пейзаж или натюрморт, а может быть – сюжетная сцена, или иллюстрация из сказки (или мультфильма), это не так уж важно. Без сомнения, начинать следует с работ попроще, постепенно усложняя рисунки и оттачивая своё мастерство.
Как нанести изображение на заготовку
Эскизы для выжигания могут располагаться на бумаге. А можно наносить рисунки сразу же на заготовки. Для этого пригодится копировальная бумага. С её помощью можно быстро и аккуратно переносить выбранные контуры на деревянную основу. Ведь далеко не всем удаётся рисовать сразу на фанере или дереве, без предварительной заготовки бумажных эскизов. Карандаши для нанесения изображения необходимо задействовать разные. Для дерева – твёрдой, а для бумаги – средней плотности.
Подготавливаем рабочее место
Ничего особенного. Нужен только прибор и набор для выжигания (досочки с эскизами), стол и стул. Если же в последующем ребёнок займётся выжиганием более серьезно, то в его мастерской можно будет завести ножовку либо лобзик, круглогубцы или пассатижи, а также кусачки, отвертку, наждачную бумагу, проволочную щётка для чистки перьев, стальную линейку, остроконечные карандаши, ластик, клейкую ленту, копирку, наборы шаблонов, и так далее.
Но новичку всё это, разумеется пока совершенно не нужно. Всё, что ему требуется – это хорошая и ровная рабочая поверхность достаточно просторного стола, достойный источник света (естественный дневной или настольная лампа), полотенце (сделать валик-опору под запястье).
Необходимо учесть, что свет на рабочую поверхность должен падать под острым углом. При таком виде света юный мастер сможет без труда разглядеть все едва заметные тени, которые отбрасывают разноразмерные бороздки на его работе. Как Вы, так и он сам сможете правильно оценить сам визуальный результат штриховки, ещё во время её создания. Конечно же, совсем рядом со столом должна находиться электрическая розетка.
Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)
В общей сложности, можно выделить три основных техники выжигания. От простого – к сложному:
✍ Контурное выжигание
Условно это наиболее элементарный и простой вид выжигания по дереву, с которого всегда и начинают юные мастера-пирографисты. Начинать осваивать контурное выжигание нужно с простого плоскостного рисунка, а впоследствии уже учиться выполнять более подвинутые работы с рельефом, фоном, комбинированные сюжеты, и так далее.
Контурное выжигание производят кончиком жала, и рука мастера должна при этом иметь надёжную опору. Данная творческая техника во многом напоминает обыкновенное рисование карандашом. Линию нужно проводить ровно, не оставляя точек и учитывая структуру древесины. Твёрдое дерево потребует большего нагрева наконечника, мягкое же прожигается гораздо быстрей.
Работать в контурной технике есть смысл с небольшим нагревом. Нужно аккуратно и не спеша водить жало по касательной. Контурное выжигание замечательно подходит для создания разнообразных надписей и штриховок. Для любого начинающего юного мастера контурная техника – то, что нужно. Она точно подойдёт самым наилучшим образом и позволит качественно выработать все необходимые навыки работы с выжигательным прибором, начиная с самых минимальных.
✍ Силуэтное выжигание
Оно демонстрирует светлый рисунок, который окружает выжженная деревянная поверхность. Сам рисунок выделяют чётким светлым рельефом в тёмном обрамлении. Добиваться такого результата можно при помощи добавления фона либо удаления картинки.
На фанерную или деревянную поверхность рисунок переводится при помощи копировальной бумаги, а все мелкие детали и линии уже нуждаются в более тщательной прорисовке.
Самые простые рисунки выжигаются равномерным образом, но есть и такие работы, в которых в силу вступают законы светотени. Достигать необыкновенных и интересных переходов тонов получается при помощи нанесения светлых штрихов – снижения температуру накаливания наконечника, либо уменьшая время прижигания / снижая надавливание жала на доску.
Для силуэтного выжигания лучше всего использовать особенный наконечник. Кончик жала должен быть расклёпан и зашлифован. Иглу проводят строго вдоль волокон древесины. При правильном выполнении данной творческой техники получается гладкая и однородная тёмная поверхность, без вкрапления светлых и затемнённых пятен. Если проводить иглой побыстрее, то есть возможность получить разнообразные коричневые оттенки: от светло-коричневого до радикального тёмного цвета кофейного типа.
Картины в творческой технике силуэтного выжигания зачастую создаются без предварительно нанесённых контуров. Они идеальным образом подойдут для украшения и оформления столов, стульев, разделочных досок.
Разумеется, для начинающих юных мастеров – школьников данная техника будет несколько сложноватой. Но обязательно покорится, после не такой уже долгой подготовки и оттачивания навыков владения прибором в силуэтном выжигании.
✍ Художественное выжигание
Данную технику по праву считают наиболее сложной и серьёзной в пирографии – это уже настоящее искусство. Она базируется и на силуэтной, и на контурной техниках, совмещая в себе их специфику и взаимно дополняя два этих основных стиля. Но начинать творческую работу в художественной технике всё-таки стоит с несложных геометрических фигур. А потом постепенно оттачивать работу с игрой теней и света.
Очень значительную роль играет умение верно передавать перспективу, учитывая фон формируемой картины. Для достойного воплощения такой продвинутой творческой техники нужно уметь прилично рисовать хотя бы карандашами. В этом случае можно смело браться и за выжигание в художественном стиле. Разумеется, ошибки будут обязательно. Но на них, как известно, учатся, а это значит – не стоит бояться ставить перед юным мастером-пирографом сложные и неоднозначные задачи.
Финальная обработка
После того, как картина уже готова, её не помешает обработать мелкой наждачной бумагой. Особенное внимание в глубоком рисунке следует уделить обработке впадин. Это необходимо для того, чтобы удалить лишние микро-угольки, которые образуются при выжигании. Обрабатывать готовую картину следует тщательным образом, но аккуратно и осторожно – для того, чтобы не допустить повреждения своего художественного шедевра. И, конечно же, не сделать отколов древесины.
Уже обработанную, идеально гладкую поверхность картины можно (а в некоторых случаях и нужно) дополнительно обработать лаком для дерева. Чтобы полностью предотвратить будущее влияние на картину негативных факторов.
Краткий пошаговый (поэтапный) мастер-класс по выжиганию
Начинается творческий процесс выжигания с подготовки деревянной основы. Юному мастеру нужно зачистить её мелкой шкуркой, после чего для особенно старательных совсем не лишним будет натереть её водно-меловым раствором. Доска должна хорошенько высохнуть, и на совершенно сухой деревянной поверхности можно спокойно работать.
- Нанести на гладкую и сухую поверхность фанеры или доски желаемый эскиз, воспользовавшис копировальной бумагой или трафаретом.
- Включить прибор для выжигания, аккуратно соблюдая все предписанные данному аппарату правила техники безопасности. Дождаться, пока перо выжигателя как следует накалится, покраснев.
- Расположить дощечку или фанерку на ровной рабочей поверхности стола таким образом, чтобы работать выжигателем ребёнку было удобно. С одинаковым нажимом вести пером по контуру и остальным элементам рисунка – так, чтобы на обработанных таким образом линиях появлялась равномерная и выразительная полоса тёмно-коричневого цвета.
- Начинать процесс выжигания лучше всего с внешних линий, а после их проработки переключиться уже на основную часть своей картины. Фрагменты второстепенные выжигаются потом, в последнюю очередь. Когда картины сложные, то надо мысленно разбивать её на фрагменты, выжигать каждый выбранный фрагмент поэтапно. И ни в коем случае не перескакивать с одной части своей работы на другую её часть.
- Выжигание картины заканчивается тем, что прорисованными становятся абсолютно все линии и детали выбранного эскиза. Когда обработанный выжигательным прибором эскиз уже превратится в законченный рисунок – можно выключать прибор для выжигания.
Нужно не забывать о замене насадок, если этого требует рисунок. Даже новичкам, которые находятся ещё в самом начале пути, не стоит бояться частой замены насадок. Наоборот, подобный опыт быстрее учит выжиганию, а также правильному анализу результатов. Он же полно и достоверно знакомит ребёнка со всеми возможностями прибора для выжигания.
В тех случаях, когда есть желание получить комбинированную работу, можно дополнительно разрисовать её красками или просто хорошенько обработать поверхность бесцветным лаком.
Важные моменты для новичка
- На первых же уроках выжигания надо пробовать делать штрихи и линии различной толщины, регулируя интенсивность прожига.
- Для того, чтобы линия получилась тонкой и аккуратной, нужно вести ручку выжигателя быстро, равномерно, и без сильных нажимов.
- Для красивых толстых линий и штрихов необходимо использовать медленное выжигание.
- Насыщенность оттенков нужно корректировать увеличением температуры пера. А самый большой накал вообще использовать редко – ведь чреват преждевременным перегоранием жала.
- Главное – для первых работ рекомендуется выбирать только простые изображения, чтобы результат был достойным, а охота творить и прогрессировать дальше не пропадала.
Часто пишут, что выжигание по дереву – является чем-то средним между рисованием и гравировкой. Это так. Однако гравировки в этом творчестве всё-таки побольше. Поэтому новички, которые имеют дело с современными китайскими безопасными приборами для выжигания, вскоре понимают, что эти пирографы зачастую не в силах реализовать все задумки мастера. Поэтому работы, выполненные 20-40 лет назад, смотрятся намного более убедительно: приборы тех времён хоть и «опасные» (условно), но зато не такие «беззубые». Поэтому лучше приобрести всё-таки выжигатель, так сказать, «советского образца» и отечественного производства.
Способы оформления готовых работ
Чаще всего, естественная текстура дерева является лучшим украшением. Можно лишь при желании лакировать её поверхность, и готово.
Но имеются и другие варианты: узорная рамка (часть самой картины); контур спила дерева (если выжигание произведено было на спиле дерева); рамка или багет; самодельные рамочки из ПВХ-плинтусов и тому подобное.
Не спешите, действуйте пошагово, соблюдайте золотой принцип «от простого к сложному», не бойтесь допускать ошибки и не будьте слишком критичны к юному мастеру. Выжигание по дереву – действительно интересное направление творчества, которое не зря получило такое широкое распространение и завоевало заслуженную популярность.
Выжигание по дереву для начинающих: все об этапах подготовки и фото готовых поделок
Выжигание по дереву — искусство, возникшее ещё во времена Древнего Вавилона. Причём эта практика встречалась повсеместно, разве что отличались способы, инструменты и оформление.
Первоначально рисовали «огнём» в Перу, откуда увлечение постепенно распространялось по всему миру. Россия не была исключением — у нас техника появилась ближе к концу XX века. Как правило, её применяли во время оформления матрёшек.
Первые инструменты работали на бензине. Благодаря чему и накаливался платиновый наконечник. Как только подача горючего прекращалась, процесс останавливался, поэтому посредством нажатия на ножную педаль мастер контролировал постоянный доступ к бензину.
Со временем незамысловатый рисунок сменился декоративной росписью. Вопреки этому, преданные своему ремеслу мастера ещё долго придерживались прежних устоев и традиций, украшая шкатулки, сундуки, кувшины и пр. деревянные изделия.
От старины до современности
СССР — эпоха кружков рукоделия, когда девочек повсеместно учили вышивать, шить и вязать, а мальчики посещали уроки выжигания по дереву для начинающих.
Многие до сих пор хранят на кухне предметы изделия, украшенные выжжённой росписью. Например, разделочная доска или даже табуретка.
Выжигание стало существенно доступнее и безопаснее с появлением прибора нового образца, заметно расширилась сфера использования аппарата.
Теперь им удавалось украсить не только дерево, но, в том числе кожу, текстиль, кость и бумагу. Причина крылась в содержимом прибора.
Самый простой выжигатель включал в себя:
- понижающий трансформатор;
- рукоятку;
- насадок всех разновидностей, начиная перьями и заканчивая нитями;
Первые этапы подготовки. Как начать выжигать?
Увы, сразу же рвануть в бой не выйдет и без первоначальной подготовки никуда не деться. Чтобы увлечение не покрылось слоем разочарования, внимательно ознакомьтесь со всеми нижеизложенными подпунктами.
Настоятельно рекомендуется не пренебрегать элементарными правилами безопасности, это убережёт вас и ваших близких!
Выбор основы
Как уже говорилось выше, современные технологии позволили усовершенствовать аппарат, и сфера использования заметно расширилась. И всё же чаще всего специалисты рекомендуют браться за древесину, так как она более податлива и лучше подходит начинающим выжигателям.
При выборе деревянного материала лучше всего отдавать предпочтение мягкой лиственнице, нежели еловым породам. Например, хорошо подойдут ясень, клён, липа или берёза.
Учитывайте уровень возгораемости — не всем деревьям подойдёт температура в 120°, в то время как другие стойко держатся при 250°.
И чем мягче выбранная порода, тем комфортнее и качественнее будет выжигать рисунок.
Обработка древесины
Допустим, в нашем случае разделочная доска или коробка от набора шуруповёртов. Прежде, чем браться за инструмент и приступать к делу, обработайте рабочую поверхность.
Поверхность должна быть сухой и ровной, без видимых изъянов и шероховатостей, в противном случае качество работы ухудшится. При необходимости просушите феном влажные места и пройдитесь наждачной бумагой там, где это требуется.
Затем аккуратно, едва заметно перенесите изображение, намечая эскиз при помощи карандаша или лезвия ножа с тонким концом. При желании можно воспользоваться уже готовым шаблонами, чтобы нанести ровные, эстетически красивые линии.
Во время работы над сложными рисунками или фото людей используется копировальная бумага. Увы, та слишком пачкается, и специалисты дополнительно переводят контуры на прозрачные папиросные листы.
После чего картинка плотно приклеивается при помощи клея из отварного крахмала или пшеничной муки. Выжигают прямо поверх бумаги, после чего эскиз легко отделяется от основной поверхности.
Дополнительные рекомендации
Начинающим художникам рекомендуется браться за лёгкие изображения, не требующие серьёзных навыков и умений. Наработайте опыт, обязательно посещайте мастер-классы профессионалов и тренируйтесь, чем больше, тем лучше.
Не бойтесь брать консультации у мастеров, посещайте их уроки и нарабатывайте руку. Со временем чёткость линий улучшится. Ещё лучше, если закажете инструменты в специальном магазине — от качественного выжигателя зависит успех будущей работы.
В качестве подставки используйте негорючие материалы. Например, керамику или толстое стекло. Убедитесь, что на вашем рабочем месте чисто, и ничто не мешает творчеству.
Не приступайте к работе до тех пор, пока элемент электроприбора не раскалится до необходимой температуры. Если же явно наблюдается неравномерное прогревание, это говорит о появлении неполадок инструмента или необходимости замены насадки.
Внимание! Не забывайте периодически выключать инструмент во избежание перегрева деталей.
Приступая к работе, будьте предельно внимательны и аккуратны. Нанесённые линии стереть или удалиться невозможно, старайтесь избегать помарок и неточностей.
Для ещё большего удобства зафиксируйте ведущую руку на устойчивой подставке во избежание неровных линий и случайных ошибок эскиза.
Объём художественной работы придаётся при помощи линий различной толщины и оттенков в зависимости от интенсивности прожига.
Чтобы добиться тонкого, выжженного контура, перемещайте выжигателем по «полотну» быстро, не останавливайтесь в конкретном месте дольше нескольких секунд.
Соответственно, регулируйте температура прогрева, чтобы контролировать оттенки получаемого результата. Движения должны быть лёгкими, никаких тяжёлых натисков и толчков, не останавливайтесь в одном месте подолгу.
Старайтесь производить прорисовку сверху вниз, но не наоборот. При желании во время оформления декоративной поделки можно воспользоваться фигурными насадками.
Запомните, хорошие, качественные проекты — совокупности нескольких навыков, среди которых как опыт, знания и умения, так и внимательность к своему здоровью.
Не пренебрегайте удобством: если во время работы чувствуете, как затекает шея, спина или руки, значит, срочно требуется подкорректировать положение. Не располагайте доску слишком далеко от себя, руки должны легко двигаться по «полотну».
И напоследок, старайтесь начинать работу «снаружи». Считается, что изначально взгляд цепляется за центральные контуры, где ошибки будут гораздо заметнее, нежели будь они расположены ближе к краям.
После завершающего штриха рекомендуется раскрасить работу или покрыть тонким слоем лака, чтобы рисунок сохранился в своём первозданном варианте.
Альтернативы, если под рукой нет разделочной доски
Что касается фанеры, механизм остаётся неизменным. Материал также требует обработки (влажность и шероховатости должны отсутствовать), только после этого наносим эскиз будущей картинки и потихоньку, аккуратно проводим накалившимся наконечником по линиям.
Легко, как будто ведя кистью по поверхности воды, едва касаясь её. Фанеру также рекомендуется выбирать из мягких, лиственных материалов. Например, берёзы или бука. По сравнению с деревянными досками, фанера заметно легче, а цена ниже.
Глаза боятся, а руки делают. Известное выражение, целиком и полностью сказанное про пирографию. Если вы считаете, что выжигания по дереву — тяжело, нудно и требует хороших художественных навыков, то глубоко заблуждаетесь.
Все нынешние мастера когда-то только начинали постигать азы пирографии, со временем добившись небывалых высот. И все они в один голос твердят только одно — ничего не бойтесь!
Выжигания по дереву для начинающих: трафареты, легкие мастер-классы, фото идеи и советы
История выжигания по дереву, или же пирографии, насчитывает уже сотни лет. С самого начала техника претерпела множество изменений. Художники годами оттачивали свое мастерство, применяли новые технологии.
В ее основе лежит нанесение раскаленным инструментом рисунка на деревянной доске. Пирография будет интересна детям, особенно мальчикам. Данная статья поможет начинающим пошагово разобраться в технике выжигания по дереву.
Выжигание по дереву для начинающих
Для работы потребуется электровыжигатель со специальным петельным пером или паяльниковый выжигатель.
Принцип их работы схож, за исключением нюансов:
- Петельный наконечник быстро нагревается и быстро остывает.
- Таким наконечником очень сложно провести прямую непрерывную линию.
- Срок службы этого типа пера достаточно мал.
Не зависимо от типа выжигателя, добиться значимых результатов можно на любом устройстве.
В качестве материала лучше всего подойдут:
- Лист фанеры;
- Доски из деревянного бруса (кедр, вишня, тополь, осина). Дерево должно быть гладким, без сучков;
- Плита МДФ.
Следует избегать заготовок, покрытых лакокрасочными материалами – во время работы они нагреваются, а их пары ядовиты.
В целях экономии материала, заготовки можно и нужно делить. Сделать это можно в том магазине или на рынки, где заготовки приобретены или дома самостоятельно. Для этого подойдет лобзик (для фанеры) или ножовка (для дерева).
Резать нужно с осторожностью, чтобы края заготовки не повреждались. Далее древесина обрабатывается наждачной бумагой, очищается от пыли.
Простым и эффективным решением будет покупка готового набора, в комплекте которого есть все необходимое для работы. Также можно собрать набор самостоятельно.
В него чаще всего входят:
- Наждачная бумага для обработки заготовки.
- Простой карандаш для нанесения эскиза (твердый, заостренный).
- Рабочий стол с подставкой для выжигателя.
- Краски, лак на выбор.
Способы выжигания
Контурная, силуэтная и художественная техники являются самыми распространенными и востребованными в выжигании по дереву.
Контурная техника считается самой простой в исполнении. Рисунок выполняется по ровным линиям, поэтому такая работа под силу даже ребенку. Из примеров можно привести надписи на досках, штриховку.
Силуэтная техника – вокруг изображения полностью выжигается и затушевывается фон, само изображение остается чистым.
Художественная техника предполагает симбиоз первых двух вариантов. Такой рисунок детально прорабатывается, проводится работа со светом и тенью, перспективой. Этот вариант подходит для опытных художников, по таким работам проводятся мастер-классы.
Советы для начинающих
- Контуры нужно изображать одной линией, ведя наконечник медленно.
- Начало линии будет плавным, если в момент начала ее рисования немного подуть на жало.
- Заливку сделать быстрее всего получается при средней температуре устройства.
- Время от времени следует очищать наконечник от скоплений нагара.
- Менять наконечник нужно только плоскогубцами.
- Нельзя оставлять прибор в сети без присмотра.
- Нужно давать пирографу отдохнуть, периодически отключая его. Так он прослужит гораздо дольше.
- При неисправности выжигателя следует немедленно прекратить работу, дождаться его полного охлаждения и затем отнести в сервисный центр по ремонту бытовой техники.
Приступая к работе
Работать нужно в проветриваемом помещении, используя респиратор. Рабочее место и заготовка должны хорошо освещаться. Чтобы рабочая рука не уставала, можно положить мягкий валик под локтевой сустав.
Для нанесения эскиза подойдет твердый карандаш. В случае ошибки лишне линии убираются ластиком. Можно воспользоваться копировальной бумагой, что сделает рисование более простым.
Во время выжигания нужно соблюдать следующие правила:
- Сначала выжигаются главные линии и контуры изображения, после этого выполняется детализация и штриховка.
- Двигаться лучше по направлению к телу, так рука меньше устанет.
- Если в рисунке есть заливка или градиент, первым делом следует изобразить контуры.
После завершения процесса, наждачной бумагой (лучше использовать мелкозернистую) очищается поверхность изображения, убираются обугленные участки. Проект можно раскрасить красками. После всех манипуляций готовую картину покрывают лаком и оставляют высыхать.
Выжигание по дереву для детей
Многие дети очень любят процесс пирографии. Мальчики в большинстве своем достигают заметных успехов при должном усердии.
Следует помнить, что рисование с выжигателем должно проводиться под контролем родителей. Наконечник очень горячий, о чем следует предупредить ребенка заранее.
Для начала следует определиться с эскизом будущего рисунка. Пусть малыш сам определит, что он хочет нарисовать. Лучше начинать с простых работ, которые будут ему под силу и не утомят. Дети любят рисовать игрушки, машинки, животных. Опираясь на это, можно выбрать рисунок из любимой книги или мультфильма.
После нанесения эскиза рисунка, следует потренировать с ребенком основные элементы изображения, чтобы не испортить всю заготовку. Сделать это можно на не нужном бруске дерева или фанеры.
После повторения каждого элемента рисунка несколько раз без ошибок, можно приступать к работе с основной заготовкой.
Нужно рассказать малышу, что для изображения прямой линии выжигатель устанавливается под углом к заготовке, не прилагая больших усилий на рукоятку. Цвет и толщина линии зависит от скорости – чем быстрее вести, тем светлее и тоньше она получится.
Чтобы линия получилась равномерной, жало нужно вести с постоянной скоростью, без отрывов от поверхности. Чтобы нарисовать точку, наконечник следует держать вертикально.
Менять насадки нужно плоскогубцами. Первый раз это нужно сделать еще на выключенном приборе с целью тренировки.
После завершения основного процесса, можно дать ребенку краски, что сделает изображение более живым. Самое важное, о чем стоит помнить родителям – оставлять ребенка без присмотра нельзя, тем более, если устройство не отключено от сети.
Выжигание по дереву способно заинтересовать даже самых непоседливых детей и дать им некоторые полезные навыки. Взрослым этот процесс поможет расслабиться после тяжелого трудового дня, ведь именно в моменты творческого вдохновения человек отдыхает душой и телом, а его мысли приходят в порядок.
Основы выжигания по дереву
Выжигание – один из древнейших видов творчества, родившийся вместе с умением добывать огонь. Это искусство позволяет создавать настоящие картины – рельефные или гладкие – на деревянных досочках или заготовках. От них веет безмятежностью, умиротворением и теплом, а сам процесс работы всегда приносит настоящее удовольствие. Выжигать не так сложно, как кажется на первый взгляд. Нужно всего лишь изучить основы и запомнить некоторые правила безопасности. Самое главное правило: включенный прибор очень горячий, поэтому дети должны работать с ним только под наблюдением взрослых! Ну а после освоения основ вы с легкостью начнете создавать потрясающие шедевры, от которых наверняка придут в восторг ваши близкие и друзья.
Совет: чтобы случайно не испортить хорошую заготовку, рекомендуем сначала потренироваться в выполнении отдельных элементов на ненужной дощечке или фанерке. Только отработав каждый элемент несколько раз, и добившись удовлетворительного результата, приступайте к выжиганию самой доски. Перед выжиганием обязательно отшлифуем рабочую поверхность доски с помощью наждачной бумаги. Также наждачной бумагой закруглим рёбра доски, чтобы они не были острыми.
2. Рукописная закругленная насадка достаточно универсальна. Ею можно проводить плавные линии разной толщины, делать точки. У неё закруглённый кончик, что позволяет ей не цепляться за волокна дерева и мягко, без подпалин вести линию рисунка.
3. Чтобы провести сплошную линию, расположим выжигатель под наклоном к доске. Не надо сильно прижимать его к поверхности заготовки. Линии будем вести не остриём, а боковинкой насадки. Цвет и размер линии зависят от того, насколько быстро ее проводить. Если медленно – линия темная и толстая. Если быстрее – линия тоньше и светлее.
4. Чтобы получить равномерную линию, будем вести выжигатель с постоянной скоростью, не останавливаясь.
5. Теперь освоим точечный узор. Для этого поставим насадку вертикально, касаясь острием доски. Долго удерживая прибор на одном месте (можно его даже слегка прижать к дереву) и получим толстую тёмную точку.
6. Если едва-едва касаться доски, то получатся тонкие маленькие точечки. При этом прибор всё время надо держать вертикально.
7. Чтобы заменить насадку в ходе работы, обязательно нужно воспользоваться специальными инструментами (плоскогубцами или круглогубцами). Внимание! Прибор нужно держать неподвижно, а вращать только инструмент, иначе может перегнуться и сломаться провод! Кроме того, он может попасть на горячее жало и расплавиться.
8. Вставим новую насадку и прикрутим её. Если насадка качается в гнезде, то нужно затянуть винтик на держателе.
9. Линейная насадка с тонким заостренным концом удобна для проведения тонких линий. Ей можно проводить плавные линии и прорисовывать мелкие детали. Остриё насадки плоское, поэтому нужно наклонить его к доске достаточно сильно, чтобы острие не цеплялось за волокна дерева.
10. В процессе выжигания на насадках скапливается нагар. Его надо счищать время от времени, иначе он может испачкать рисунок. Чтобы очистить насадку, проведем ей очень легко, без нажатия, по наждачной бумаге.
12. Сначала прижмем к доске только уголок насадки, затем поставим его на всю длину лезвия и проведем линию. Сильно прижимать нож к доске не нужно. Линию надо вести плавно и равномерно, чтобы избежать подпалин.
13. Чтобы получить одинаковые ровные штрихи (например, хвоинки на еловой ветке), можно также просто прижимать нож к доске по всей длине.
14. Перевернув насадку остриём вверх, можно рисовать закруглённой стороной острия. Такой способ позволяет рисовать тонкие изогнутые линии.
16. Насадка-нож скошена по бокам, и этими поверхностями тоже можно работать. Поставим насадку на остриё и будем наклонять ее то вправо, то влево. Постараемся прижать всю скошенную поверхность к дереву. Немного натренировавшись, получим в итоге сердечко.
17. Теперь поставим насадку для теневой графики в форме листика. У неё очень много возможностей: затенение, штампы, линии, точки…
18. Прижимая к дереву только боковую часть насадки, проведем ее ребром тонкие, плавные линии. Правило такое же: равномерная скорость без нажима. Проводим медленно – линия темнее, быстро – светлее.
19. Плавное круговое движение только рёбрами насадки позволит сделать белый лепесток. Для этого прижмем насадку к дереву ребром и плавно перекатим ее по всей длине к другому ребру.
20. Можно просто прижать насадку к дереву всей «пяточкой», и получится равномерно затёмненный лепесток.