Дорожный бетон: состав, виды, марки, ГОСТ

Дорожный бетон: ГОСТ, применение, состав, виды и особенности

Бетон используется при строительстве зданий и сооружений, но существует отдельная категория, к которому предъявляются другие требования. В этой категории относится дорожный бетон. Он используется при строительстве автомагистралей, в качестве покрытия для взлетно-посадочных полос и многих других случаях.

Требования ГОСТ

Дорожный бетон должен обладать характеристиками, которые регламентируются ГОСТ. Среди них стоит выделить:

  1. Морозоустойчивость. Имеет особое значение для нашей страны. Во многих регионах зимой температура опускает до – 15 градусов, в некоторых средняя температура может опускаться еще ниже. При укладке необходимо учитывать температуру самого холодного месяца;
  2. Прочность на сжатие. После укладки дорожного бетона и ввода в эксплуатации участка, на него будет оказываться нагрузка. Для обеспечения сохранности верхнего слоя рекомендуется использовать не ниже М400;
  3. Прочность расширения при сгибе. Этот параметр используется при существовании напряжения на горизонтальную поверхность. Рекомендуется использовать марки М5-М50;
  4. Истирание. При постоянном движении автотранспорта или другой техники покрытие может истощаться. Для определения показателей используется специальное оборудование. Полученные показатели сравниваются с требованиями ГОСТ 13087-81;
  5. Стойкость к агрессивным средам. Зимой на дорогах образовывается гололедица. Для борьбы со льдом, дорожные службы используют различные составы и средства. Влияние используемых средств на дорожное покрытие должно быть минимальным.

Состав дорожного бетона

Для повышения стойкости и прочности используются специальные добавки. Например, полимерные добавки могут повысить прочность и снизить влияние реагентов на покрытие. Присутствие фиброволокна увеличивает изностойкость.

Для получения дорожного бетона используются следующие компоненты:

  1. Вода;
  2. Вяжущее вещество (цемент);
  3. Мелкий заполнитель (песок);
  4. Крупный наполнитель (щебень или гравий).

В зависимости от дальнейших условий эксплуатации могут добавляться добавки, которые могут увеличить изначальные показатели. При использовании добавок необходимо придерживаться правил и требования, указанных производителем. Если используется несколько добавок, то количество не должно превышать 60 грамм на килограмм цемента.

Виды. Классификация

При применении дорожного бетона, необходимо учитывать для каких целей он будет использоваться. Различают следующие виды дорожного бетона:

  1. Для однослойных дорожных покрытий, для верхних слоев двухслойного варианта и для многослойных пирогов. Рекомендуется использовать самые прочные виды;
  2. Для нижнего слоя двухслойного покрытия. Необходимо создание прочной основы для будущей дороги, которая оказывает минимальное воздействие на окружающую среду;
  3. Для основания дороги, который служит для усиления и выравнивания. Требования и нормативы не высокие, так как на слой не оказывается сильного воздействия.

Для каждого вида может регламентироваться водоцементное соотношение, наличие присадок и добавок. Учитываются климатические условия и эксплуатационные требования.

Свойства и характеристики

При использовании дорожного бетона необходимо учитывать, что существуют отдельные показатели, применимые к этой категории.

  • Марка (М). Указывает на показатели прочности на сжатие. Буква и дальнейшее цифровое обозначение показывают предел прочности;
  • Класс (B). Соответствует марке, но при проверке прочности используется другие методы, и обозначается другими единицами измерения;
  • Морозостойкость (F). Обозначает количество циклов замерзания и оттаивания, при которых покрытие сохраняет свои качества.

При строительстве дорог может использоваться бетон вида B20 М250 и дорожный бетон категории B15 М200. Для взлетно-посадочной полосы в аэропортах используется B30 М400.

Сфера применения дорожного бетона

Дорожный бетон может использоваться при строительстве автотрасс, автомобильных дорог в городах, посадочных полос в аэропортах, пешеходных дорожек, тротуаров и во многих других случаях.

При использовании дорожного бетона необходимо учитывать условия эксплуатации. Только учитывая все факторы и параметры, можно добиться продолжительной эксплуатации покрытия. Наша команда Стандарт Ресурс поможет вам.

Укладка

Работы по укладке покрытия рекомендуется проводить при температуре воздуха от + 5 до + 30 градусов. Для надежности он должен укладываться на подготовленное грунтовое основание.

Работы по укладке можно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовительные работы. Проводится выравнивание поверхности и подготовка дренажной системы;
  2. Установка опалубки и армирование. Установленная опалубка помогает установить границы заливаемого участка дороги;
  3. Заливка дорожного бетона. Рекомендуется использовать составы заводского изготовления. Для доставки используется специальная техника. После заливки, поверхность разравнивается и трамбуется;
  4. Нарезаются и герметизируют температурно-усадочные швы. Для герметизации могут использоваться мастики или специальные прокладки.

При использовании дорожного бетона необходимо понимать, что состав раствора должен соответствовать параметрам, которые указаны в техническом паспорте. При работах по укладке следует соблюдать требования и условия технологического процесса. Использование бетона при строительстве дорог обладает преимуществами в сравнении с асфальтовыми материалами.

Дорожный бетон

Дорожным называют тяжелый бетон, применяемый при обустройстве покрытий автомобильных магистралей, промышленных площадок, аэродромов. Технические условия на эту продукцию регламентируют ГОСТ 26663-2015 и СНиП 52-01. Для качественных дорожных бетонов характерны – высокие класс прочности и марка морозостойкости, в том числе в присутствии противообледенительных реагентов, устойчивость к постоянным динамическим нагрузкам, длительный эксплуатационный период. Летом бетонное покрытие на размягчается, а зимой не трескается и не расслаивается. При использовании качественного материала и соблюдении технологии монтажа бетонные покрытия служат 50-100 лет.

Дорожный бетон

Классификация дорожного бетона в зависимости от назначения

Состав бетонных смесей выбирают в зависимости от назначения материала. Варианты:

  • Для формирования однослойных покрытий автодорог и формирования верхних слоев многослойных покрытий. К такому дорожному бетону предъявляются повышенные требования по стойкости к интенсивным механическим нагрузкам и неблагоприятным климатическим факторам.
  • Для обустройства нижнего слоя двухслойных покрытий. В этом случае требования, предъявляемые к свойствам бетона, менее строгие, по сравнению с материалом для верхних дорожных слоев.
  • Для укладки оснований автодорог. Такие материалы испытывают равномерно распределенные механические нагрузки. Влияние негативных атмосферных явлений отсутствует. Требования к ним невысокие.

Классы и марки бетона для дорожного строительства

При выборе подходящего материала учитывают запланированные условия эксплуатации. Основные характеристики:

  • Класс прочности на сжатие. Для обустройства автомобильных дорог со средней нагрузкой используется обычно материал классов прочности В15 и В20. При производстве бетонных плит для обустройства покрытий аэродромов, мостов и виадуков применяется дорожный бетон с классом прочности не ниже В30. . В соответствии с нормативной документацией при обустройстве автомобильных дорог в регионах с умеренным климатом, расположенных в пределах города, может использоваться материал с маркой морозостойкости не ниже F100, за пределами города – F
  • Водонепроницаемость – от W Важный показатель, влияющий на долговечность покрытия. При низкой водонепроницаемости вода, попавшая в микротрещины, зимой замерзает, увеличиваясь в объеме, что приводит к быстрому растрескиванию дорожного полотна.
  • Истираемость. Бетоны разделяют на три марки по истираемости – G1, G2, G Самая низкая степень истираемости – G1. Такие материалы используются для обустройства покрытий, испытывающих существенные нагрузки, а также при производстве плит для магистральных трасс и аэродромов. G2 – средняя степень истираемости. Подходит для покрытий подземных переходов. Материал с маркой по истираемости G3 применяется обычно при обустройстве тротуаров, дорог и площадок, расположенных в частном секторе.

бетон для дорожного строительства

Удобоукладываемость, расслаиваемость, устойчивость к расплыву кромок, возможность механизации отделочных работ при использовании дорожного бетона регламентируют ГОСТы 7473-2010 и 26663-2015.

Состав дорожного бетона и основные требования к его компонентам

Эти материалы относятся к тяжелым бетонам, плотность которых находится в пределах 1800-2500 кг/м 3 . При их производстве используются: вяжущее, крупный заполнитель – щебень, мелкий заполнитель – песок, добавки, вода.

Вяжущее

При производстве дорожных бетонов используется специальный дорожный портландцемент марок М300 и М400, применяемый также в транспортном строительстве при создании ответственных зданий и сооружений. Использование такого вяжущего позволяет получать бетон, для которого характерны высокие: прочность, сопротивляемость износу, морозостойкость, устойчивость к агрессивным средам и деформационным усилиям.

Состав дорожного портландцемента отличается от состава традиционного вяжущего повышенным содержанием алита и алюмоферритной фазы, и ограниченным (не более 10%) количеством трехкальциевого алюмината. Допускается присутствие гидравлической добавки (гранулированного шлака) – не более 15%. Другие минеральные добавки при производстве дорожного бетона не используются, поскольку они могут негативно повлиять на такую важную характеристику как морозостойкость.

Крупный заполнитель

Оптимальный вариант – базальтовый щебень, обладающий высокими водонепроницаемостью и морозостойкостью. При обустройстве верхних слоев используется заполнитель фракцией 20 мм, однослойных покрытий – 40 мм. Марка по дробимости щебня из изверженных и метаморфмических пород – М1200. Реже для этих целей применяется щебень из осадочных пород (известняковый), его марка по дробимости – М800.

Мелкий заполнитель

В качестве мелкого заполнителя используется песок, полученный дроблением горных пород, у которых марка по морозостойкости не ниже марки по морозостойкости готового бетона. Модуль крупности – 1,5-3,0. Наличие глины в комках в крупном и мелком заполнителях не допускается.

Добавки

Номенклатуру и процентное содержание модифицирующих добавок выбирают в зависимости от запланированных условий эксплуатации.

Основные требования к устройству покрытий из дорожного бетона

Укладка покрытия возможна при температуре воздуха +5…+30°C при отсутствии атмосферных осадков. Работы ведутся по подготовленному грунтовому основанию.

дорожное строительство

Покрытие устраивается с поперечным уклоном, величина которого указывается в проектной документации.

Этапы укладки дорожного бетона:

  • Подготовительные работы. Заключаются в выравнивании поверхности и обустройстве дренажных слоев. Предотвратить проникновение влаги в верхние слои позволяет укладка песчаной подушки. В местах с глинистыми грунтами срезается верхний слой глины, вместо которого укладывается гравийная или каменная прослойка. Каменистый грунт укрепляют цементосодержащей подсыпкой. Все подготовительные слои тщательно трамбуются.
  • Установка опалубки и армирование. Монтаж опалубки позволяет четко определить границы дороги. В опалубку устанавливается усиливающий пространственный каркас, связанный из арматурных стержней.
  • Укладка бетонной смеси. Для бетонирования больших площадей обычно используется материал заводского изготовления, доставляемый на место дорожного строительства специальной техникой. После равномерного распределения смесь выравнивается и трамбуется.
  • Нарезка и герметизация швов. Для герметизации температурно-усадочных швов используются: мастики, пасты, эластичные прокладки.

Преимущества применения дорожного бетона

Использование бетонных смесей вместо традиционных асфальтовых материалов обеспечивает ряд преимуществ:

  • безопасное перемещение тяжелого грузового транспорта;
  • шероховатая поверхность, способствующая надежному сцеплению колес с дорогой, даже мокрой;
  • отсутствие при нагреве токсичных испарений и размягчения поверхности;
  • возможность механизации всех этапов сооружения дороги или площадки;
  • эксплуатационный период до необходимости в проведении капитального ремонта – 50 лет.

доставка дорожного бетона

Вопросы-ответы

Для получения надежного и долговечного покрытия дорог, тротуаров и площадок рекомендуется использовать бетонную смесь заводского производства с точно дозированными компонентами.

Первое – дорожный бетон требует точного дозирования компонентов и выполнения всех правил технологии замеса, что тяжело реализовать в домашних условиях. Второе – бетонное покрытие необходимо выдерживать без нагрузки в течение 28 дней до набора материалом марочной прочности.

Требования к цементам, используемым при производстве дорожных бетонных смесей, и их компонентам регламентирует ГОСТ 33174-2014.

ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия»

Бетон является сегодня основным строительным материалом, и без него не обходится ни один объект. У любой постройки, даже деревянной, как минимум есть бетонный фундамент, который либо заливается из бетона, либо для его возведения используются готовые (сборные) изделия.

И тут всё взаимосвязано: прочность конструкций зависит от свойств бетонной смеси, а её характеристики — от качества применяемых компонентов. Требования к ним оговаривают многочисленные ГОСТы по бетону и железобетону, обзор которых мы и предлагаем вниманию читателя.

    Тяжёлые бетоны
    Архитектурный бетон

Требования, предъявляемые к дорожному бетону

Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:

  • Прочность на сжатие при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
  • Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
  • Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
  • Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
  • Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.

Где применяют В15

Класс В15 – хорош для фундаментов, отмосток, создания дорожек на приусадебном участке, обработки стен цоколя. Но прочность материала остается средней, отчего страдает морозостойкость и водонепроницаемость. Поэтому эти свойства следует учитывать еще во время возведения конструкции.

  1. Фундамент для дома из бетона В15 подойдет для небольших зданий в 1 этаж. Двухэтажные дома на М200 нежелательно строить, особенно если стены предполагают кирпичную кладку или железобетон. Оцените также глубину пролегания грунтовых вод, глубину промерзания почвы и содержание в земле агрессивных частиц. Крепкий фундамент из В15 получается на песчаных и скальных поверхностях, суглинки требуют аккуратности в работе.
  2. Отмостка, крыльцо и дорожки – использовать для их обустройства можно как раз В15. Единственное, на чем следует акцентировать внимание, так это на уровне водостойкости и морозостойкости. Изолируйте бетонный состав от излишней влажности.
  3. Стяжка и напольное покрытие.
Читайте также:  Батик: техника выполнения росписи для начинающих по мастер-классу

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как сделать шпалы из железобетона своими руками



Состав дорожного бетона

В качестве строительного бетона часто используют фибробетон. Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий относятся к тяжелым бетонам, их плотность равна 1800-2500 кг/м3, содержание вяжущих веществ в таких них понижено, поэтому они называются тощими.

Нужные для получения дорожного бетона вещества: вода, вяжущее вещество, мелкий и крупный заполнитель. В роли мелкого заполнителя выступает песок, а в качестве крупного обычно используют базальтовый, реже известняковый гравий или щебень.

Дорожный бетон и его особенности

Вяжущим веществом служит гидрофобный и пластифицированный портландцемент. Содержание С3А (трехкальциевого алюмината) в бетоне дорожном согласно ГОСТ должно быть менее 10%.

Существует специальный дорожный портландцемент, бывает он двух марок: М300 и М400, обладает повышенной морозостойкостью, деформативностью, прочностью при изгибе, стойкостью к ударной нагрузке, низкими показателями по усадке и истираемости.

По стандартам дорожный бетон для магистралей должен иметь морозостойкость F150, а для дорог в пределах города – F100. Различные модификационные добавки обеспечивают требуемое значение морозостойкости.

Гравий и щебень могут быть разных фракций. Для верхнего слоя многослойной конструкции используется щебень или гравий с диаметром 20 мм, для однослойных же покрытий – 40 мм. Марка крупного заполнителя не должна быть меньше указанных в таблице значений.

Дорожный бетон и его особенности

Песок тоже может быть разный. Обычно используется мелкий или средний зернистый песок. Для ускорения твердения в бетон добавляют химические добавки – пластификаторы, количество добавок должно быть менее 60 г/кг цемента.

Армирование конструкций

Большинство сборных конструкций, и тем более, монолитных, для повышения их прочностных характеристик подвергаются внутреннему армированию. Но прежде чем рассмотреть тот или иной ГОСТ на железобетон, представим вашему вниманию список материалов, применяемых в качестве арматуры, стандарты на них, и их основные требования.

Армирование монолитной конструкции

Арматура и проволока

ГОСТ 10884, принятый ещё в 1994 году, по которому производится гладкая и периодическая арматура, многократно подвергался редактированию, и действует только до конца 2021 г. Далее он будет заменён на ГОСТ 34028*2016, который начнёт действовать с 01.01.2018 г.

Арматура классифицируется по механическим свойствам и эксплуатационным характеристикам. В первом случае – это класс прочности, выражающий значение предела текучести стали. Во втором – это разделение на арматуру С (свариваемую) и К (коррозионно стойкую).

В стандарте приведены основные размеры и параметры, технические требования к изготовлению и профилированию, маркировка, методы контроля качества. Правила транспортировки, приёмки и хранения.

Проволока для армирования железобетона, производится из холоднотянутой низкоуглеродной стали по ГОСТ 6727-80, который действует и сегодня. В нём представлены технические требования к её изготовлению, методы испытаний, правила маркировки и приёмки.

Внимание! Проволока общего назначения, которую применяют для вязки арматуры, изготавливается по ГОСТ 3282-74.

Сварные изделия из арматуры

Стандарт 10922*2012 регламентирует изготовление армирующих и закладных изделий для железобетонных конструкций, а так же их механические соединения. Согласно этого ГОСТа должны производиться все виды соединений арматуры, выполняемые в процессе изготовления монолитных и сборных конструкций и их монтажа: механические, сварка, вязка.

В нём же установлены общие технические требования к изделиям из арматурных стержней и проволоки диаметром от 3 мм. ГОСТ не распространяется только на закладные детали, не имеющие стержней для анкеровки.

В документе определено 4 типа изделий:

  1. Отдельные стержни с подготовленными соединениями на концах.

Отдельные стержни арматуры с подготовленными соединениями

  1. Сетки арматурные.

Сварная сетка для ЖБК

  1. Каркасы из арматуры.

Каркас для железобетонной конструкции

  1. Закладные детали с анкерными стержнями.

Закладные элементы с анкерными стержнями

Сетки, которые чаще всего применяются при заливке плитных конструкций своими руками, бывают плоскими и рулонными, с прямоугольными и квадратными ячейками, с расположением рабочей арматуры в одном или двух направлениях. Рулонные сетки изготавливают из проволоки диаметром до 5 мм. Технические условия на изготовление сеток и их классификация, определены в отдельном стандарте 23279*2012.

Каркасы могут быль плоскими и пространственными, из стержней одинакового или разного диаметра. В пространственных каркасах стержни располагаются в разных плоскостях. Закладные детали могут быть открытыми и закрытыми, с различным расположением анкерных стержней относительно плоского элемента.

В зависимости от расположения анкерных стержней относительно плоского элемента, различают закладные изделия с перпендикулярным, наклонным, параллельным или смешанным расположением анкерных стержней. Типы таких деталей приведены в специальном приложении.

Сварные соединения арматуры, осуществляемые как в заводских условиях, так и на объекте, должны конструктивно соответствовать требованиям стандарта 14098.



Классификация дорожного бетона по назначению

Виды дорожного бетона по назначению:

  • Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
  • Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
  • Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.

Дорожный бетон и его особенности

Приготовление

Сухой бетон готовят на заводе-изготовителе, по утверждённому регламенту или проекту, по рецептуре заказчика, указанной в договоре.

Процесс приготовления:

  1. Взвешивают все компоненты по технологической карте.
  2. Закладывают в бетономешалку.
  3. Перемешивают до образования гомогенной консистенции.
  4. Готовый сухой бетон засыпают в мешки и транспортируют к месту назначения.

Разведение

Приготовленный на производстве сухой состав разводят, чётко следуя требованиям рекомендаций.

В бетономешалку или ёмкость заливают воду из расчёта 6,5 л на 40 кг сухой смеси. Количество воды уменьшают на 20-30 % если добавляется пластификатор. Раствор перемешивают и оставляют на 10 минут, затем перемешивают ещё раз.

Самостоятельно

Песчаный бетон несложно изготовить самостоятельно в небольших количествах. Для этого необходимо иметь качественный песок и цемент марки не ниже индекса М300. Дозировать правильно составляющие компоненты. Засыпать песок и цемент в воду, чтобы избежать образования комков на дне смесителя.

Марки дорожных бетонов

Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м2.

Дорожный бетон и его особенности

Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.

Особенности и применение

Бетон класса В15 классифицируется как конструкционный. Из него изготавливаются несущие каркасы зданий (плиты, панели, колонны) не выполняющих теплозащитных функций. По плотности В15 — тяжелый. По использованию вяжущих веществ – бетоны класса В15 марки М200 изготавливаются на портландцементе М400 или М500. В состав входят, кроме цемента щебень, песок и вода с определенными свойствами и в пропорциях, подобранных под марку цемента.

Для бетонных лестниц и заливки площадок, испытывающие перепады температур (отрицательных и положительных), применяют бетон В15 морозостойкостью F75 или F150. Морозостойкость F50 определяется испытанием образца на возможность конструкций сохранять проектную марку прочности на 85% при 50 циклах замораживания и оттаивания.

Фундамент для дома может выполняться из разных марок как по прочности, так и по морозостойкости. Марка смеси для внутренних несущих стен фундамента отапливаемого здания может не нормироваться на морозостойкость. Это объясняется тем, что морозостойкость уже есть у смеси класса В15. А дополнительное требование к количеству циклов относится к конструкциям, которые могут получить 50 или 75 циклов в течение всего срока эксплуатации.

Области применения

К конструкциям могут предъявляться ряд специальных требований. Например, в гидротехнических сооружениях марка по водонепроницаемости должна быть не ниже w4. При строительстве доменных печей используется жаростойкий бетон на портландцементе со специальными добавками (хромит и магнезит). Такой состав смеси не разрушается при температуре до 1700°С.

Выполнение требований к бетонированию состоит из нескольких этапов:

  • На бетонных узлах подбирают будущий состав марки В15 в процентах.
  • Опытные образцы испытывают в лабораториях на соответствие марочной прочности, данные заносятся в паспорт.
  • На строительной площадке производитель работ обязан залить опытные контрольные кубики размером 150 х 150 х150 мм из каждой партии. Образцы должны иметь такие же условия твердения, что и основные конструкции.
  • На 28 сутки строительная организация испытывает контрольные образцы, результаты заносятся в журнал производства работ. Исполнительная документация предъявляется заказчику к Акту ввода объекта в эксплуатацию.
  • Кубиковую прочность образцов необходимо перевести в марочную в соответствии с таблицей перевода.

ГОСТ стандарты

Бетон тяжелый класс В 15 М 200 описан с особенностями в стандартах ГОСТ 7473-2010 БСТ В15, П3, F100, W 6.

ГОСТ стандарты касательно бетона

Маркировка М 200 указывает на такие качества

  • F 100 – морозоустойчивости. Когда смесь будет подвержена заморозке и разморозке около ста раз, то материал утратит свои качества на 5 %;
  • W 6 – водонепроницаемость состава указывает на препятствие проникновения воды при показателях давления до 0,6 атм;
  • П 3 говорит о том, что подвижность будет зависеть от пропорциональности воды и цемента.

Минусы

Марка М 200 отрицательных качеств имеет минимум. В основном это низкий показатель водонепроницаемости. Соотношения добавленной воды должны соблюдаться с особой четкостью. От всего состава ее вес составляет 20%.

Соблюдение точности при добавлении воды

По документации ГОСТ, и сертификату качества не следует использовать бетон тяжелый класс В 15 М 200 для домов, которые будут превышать больше 5 этажей. Также в расчет не берется вес готовой постройки.

Бетон М 200 БСТ В 15 П 3- П 4 F100 W 4, хоть и считается низкосортным раствором, но от этого он не становится меньше востребованным. Смесь обладает хорошими прочностными особенностями для укладки несущих стен, заливки монолитных фундаментных основ, пола и дорожек. С таким стройматериалом легко работать, потому что при производстве строго были соблюдены все нормативы, и правила по составляющей части компонентов. Хорошая прочность и долговечность готовых элементов, плюс приемлемая цена – это основные преимущества перед другими марками.

Плиты из песчаного бетона для постоянных и временных дорог

Бетон представляет собой наиболее распространенную строительную основу. Различные составы с успехом используются практически в любых сферах, что делает материал универсальным.

К отдельной группе относится дорожный бетон. Широчайшее применение материал находит при укладке дорожных полотен, а также аэродромных покрытий. Главной особенностью строительной основы выступает возможность эксплуатации в самых тяжелых условиях. Какими же отличительными качествами обладают бетоны для дорожных покрытий?

В зависимости от назначения выделяют следующие типы материала:

Дорожный бетон

  1. Составы для однослойных покрытий и создания верхних слоев при укладке дорог с многослойной структурой. В данном случае к качествам дорожного бетона предъявляются максимальные требования, так как на поверхностные слои покрытия оказывают влияние не только нагрузки со стороны транспорта, но также внешние факторы окружающей среды.
  2. Материал для создания нижнего слоя в двухслойных покрытиях. При изготовлении уделяется меньшее внимание качествам, наличие которых является обязательным требованием для предыдущего типа материала.
  3. Дорожный бетон, который служит основанием при укладке усовершенствованных капитальных покрытий. Ввиду отсутствия существенных нагрузок на слой материала, его подготовка в данном случае допускает наличие достаточно усредненных характеристик.

Основные свойства

К дорожному покрытию предъявляют высокие требования, поэтому дорожный бетон должен обладать такими качествами:

  • Минимальное количество микротрещин. Эти изъяны образуются при неправильном выдерживании бетона в процессе набора прочности.
  • Устойчивость к влиянию отрицательных факторов внешней среды. На дороге чаще всего скопляется большое количество воды или снега, которые при низкой прочности материала разрушают покрытие дороги.
  • Морозостойкость. В регионах с низкими температурными режимами в состав бетона добавляют компоненты, улучшающие этот показатель.
  • Стойкость к химическим веществам. Это актуально в зимнее время, когда дороги посыпаются средствами, снижающими скольжение по льду.
  • Растяжение. Для улучшения этого свойства бетонную стяжку армируют.

Состав материала

Дорожный бетон может иметь разные составы и, следовательно, различны его технические характеристики. В качестве основы для изготовления обычно используют пластифицированный либо гидрофобный портландцемент. Причем марка бетона, используемого для укладки дорожного покрытия, должна быть не ниже М400.

Читайте также:  Как выбрать надежную строительную бригаду?

Оптимальным соотношением ингредиентов для приготовления дорожного бетона является пропорция 1:2:5 (цемент, песок, наполнитель). Предпочтение отдается крупным наполнителям, в качестве которых наиболее целесообразно использовать базальтовый гравий. При избытке влаги осадочные породы в составе дорожного бетона проявляют себя несколько хуже.

Состав дорожного бетона

Основным требованием для подготовки материала, который будет использоваться при укладке верхних слоев бетонной дороги, является применение наполнителя, предел прочности которого составляет не меньше 1200 кг/м² при сжатии. Изготовление строительной основы для укладки средних и нижних слоев дорожных полотен допускает применение щебня с пределом прочности в 800 и 600 кг/м² соответственно.

При изготовлении материала, с помощью которого будет осуществляться заливка капитальных дорог бетоном, может применяться песок самых различных фракций. Чаще предпочтение отдается зернистому песку средней или крупной структуры.

Дополнительные характеристики

Бетонные покрытия дороги должны соответствовать нормам подвижности слоя, которые составляют не более 2 см. Во избежание выхода за пределы данного требования при подготовке бетона применяются добавки в виде минеральных зерен.

Другим важным качеством для материала выступает прочность при изгибе. Высокие показатели прочности бетонного слоя дорожного покрытия выступают необходимой характеристикой для плоскостей, подверженных интенсивному давлению.

Характеристики бетона

Бетонная дорога может подвергаться изменению массы и объема при воздействии определенных усилий. Поэтому перед укладкой подготовленного бетона нередко производят тест на истирание. Для проверки свойства материала пробы производятся на специальных вращающихся кругах. Результаты сверяют с общепринятыми стандартами.

Требования к качеству бетонных дорог

Существует целый ряд требований, которые предъявляются к характеристикам бетонных дорожных покрытий:

  1. Отсутствие склонности к образованию микротрещин – достаточно важное требование, так как работы по укладке дорожных покрытий нередко выполняются в самых неблагоприятных условиях. В таких ситуациях вероятность растрескивания дороги из бетона остается существенной в течение всего отрезка времени, необходимого для полного затвердевания материала.
  2. Устойчивость к динамическим нагрузкам. Формирование состава дорожного бетона предполагает использование наполнителей, которые способны переносить регулярные вибрации, что возникают при прохождении по покрытию внушительного трафика.
  3. Стойкость к химическим воздействиям. Не секрет, что для удаления обледеневшего слоя, бетонные дороги нередко очищаются химически активными реагентами. Справиться с такими воздействиями позволяет формирование сбалансированного состава материала.

Марки бетона

Дороги из бетона укладывают с помощью материала маркировки М100, М150 и М200. Кроме этого, широко используются бетонные плиты для укладки дорожного покрытия. Они не требуют длительного срока укладки и обладают всеми необходимыми свойствами, что и монолитные конструкции. Использование дорожного бетона для дорожных и аэродромных покрытий предусматривает его высокую прочность, поэтому и марка материала выбирается выше.

Чем выше цифра обозначения марки, тем лучше показатели качества материала.

Укладка бетонного покрытия

Устройство капитальной бетонной дороги допускает укладку материала как на грунтовое основание, так и после удаления старого дорожного покрытия. Для начала площадка зачищается от мусора и растительности. Срезаются бугры, устраняются неровности. Углубления и ямы плотно заполняются обычным грунтом либо строительным боем.

Перед непосредственным бетонированием дороги площадка покрывается плотным слоем песка, желательно крупной фракции. Достаточной считается песчаная подушка, толщина которой составляет от 3 до 5 см. Поверх песка насыпается щебень прослойкой аналогичной толщины. В завершение подготовительных мероприятий ставится опалубка, куда будет осуществляться заливка бетона.

Укладка бетонного покрытия

Соответствие качеств собственноручно изготовленного состава необходимым требованиям проверить достаточно проблематично. Поэтому поначалу не рекомендуется заливать слишком большие по площади участки.

После того, как подготовлен материал, с помощью которого укладываются бетонные дороги, соблюдена технология изготовления, зачищена и выровнена площадка, можно переходить к заполнению участка, ограниченного опалубкой. Удаляется опалубка лишь после полного затвердевания бетонного слоя. Выполнив устройство бетонной дороги собственными руками согласно вышеуказанным рекомендациям, можно получить по-настоящему прочное, надежное и долговечное покрытие.

Преимущества и недостатки

Альтернативным способом укладки является асфальтное. Но дорожный цементный бетон имеет такие преимущества:

  • высокая прочность материала;
  • устойчивость к гораздо большим нагрузкам, чем асфальтное покрытие;
  • стойкость к воздействию высоких температур и резких перепадов на градуснике;
  • длительная эксплуатация без проведения ремонтных работ;
  • отличное сцепление колес автомобиля с таким покрытием.

Высокое качество бетонного покрытия не исключает недостатков материала. Он имеет высокую стоимость. Кроме этого, изготовление дорожного покрытия требует придерживания технологии замеса смеси и выдерживания более месяца до набора материалом достаточной прочности. Но эти отрицательные стороны окупаются длительным сроком эксплуатации дороги без ремонта.

Требования, предъявляемые к дорожному бетону

Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:

  • Прочность на сжатие при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
  • Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
  • Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
  • Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
  • Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.

Дорожный бетон и его особенности

Дорожный бетон служит для укладки полотна автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Он выделяется в отдельную группу бетонов. При эксплуатации материал подвергается различным разрушающим факторам: действию большегрузов, резким перепадам температур, атмосферным осадкам.

Производство, контроль качества и свойства дорожного бетона регламентирует ГОСТ 26633-2012.

В составе строительной смеси используют гранита и гравия твердых пород. Результат – большая плотность готового бетонного теста, его малая подвижность. Все указывает на повышенные прочностные характеристики массы после застывания. Цена продукта соответствует его характеристике, высокая.

  • Ответственное строительство, материал обладает большой несущей способностью.
  • Заливка фундаментов под высотные объекты в Гражданском строительстве.
  • Формирование ЖБИ конструкций 0 колонн, многопустотных плит, ригелей.
  • Стены и чаши бассейнов, и гидротехнических сооружений.
  • Обустройство аэродромных полос плитами.

Классификация дорожного бетона по назначению

Виды дорожного бетона по назначению:

  • Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
  • Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
  • Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.

Композит более прочен, по сравнению с соткой. Для его изготовления используют щебень фракции 20-40, добавляют крошку керамических и бетонных продуктов вторичной переработки. Дополнительную зимостойкость и прочность бетону придают добавки.

  • Заливка ленточного фундамента в малоэтажном строительстве.
  • Обустройство внешних конструкций – отмостков, дорожек, площадок придомовых территорий.
  • Обустройство бетонных полов под облицовку.
  • Фундаментная лента под забор, бетонирование опорных столбов.

Марки дорожных бетонов

Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м 2 .

Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.

Производство дорожного бетона и 5 этапов укладки материала

Дорожный бетон служит для укладки полотна автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Он выделяется в отдельную группу бетонов. При эксплуатации материал подвергается различным разрушающим факторам: действию большегрузов, резким перепадам температур, атмосферным осадкам.

Дорожный бетон и его особенности

Производство, контроль качества и свойства дорожного бетона регламентирует ГОСТ 26633-2012.

Требования, предъявляемые к дорожному бетону

Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:

  • Прочность на сжатие при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
  • Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
  • Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
  • Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
  • Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.

На какие характеристики обращать внимание при выборе бетона для дороги

Многие знают о том, что бетон отличается маркой – чем она выше, чем прочнее бетон. Для дороги обычно используется М300 на основании, и М400 на верхнем слое. Но все зависит от обстоятельств: для дорожки на даче подойдет и М200, а на аэродроме применяется и М1000. Однако этот показатель не единственный, который необходимо учитывать при выборе материала.

При выборе бетона для дороги особое внимание нужно уделить истиранию. Плита из бетона может менять массу и объем под нагрузками. Чтобы проверить эти показатели, существуют пробы сухим абразивом. Для такого испытания используется круги истирания. Бетон проверяется на них обычно только при строительстве трасс и других важных объектов. При обустройстве дороги в поселке или на участке этим можно пренебречь.

А вот должной морозостойкостью должен обладать любой бетон, от того, который предназначен для дачных дорожек до покрытия аэродрома. Нет универсальных показателей, необходимый показатель зависит от региона, где обустраивается дорога. На территориях с суровым климатом используется бетон не ниже F200, а там, где даже зимой температура не опускается ниже -5°С достаточно и F100.

Конечно, бетон должен обладать нужной водонепроницаемостью, ведь дорожное полотно постоянно подвергается воздействию осадков, а иногда и подтоплениям. Для дороги используют бетон с показателем от W6, для тропинок на участке, до W12.

Дорожный бетон

Состав дорожного бетона

В качестве строительного бетона часто используют фибробетон. Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий относятся к тяжелым бетонам, их плотность равна 1800-2500 кг/м3, содержание вяжущих веществ в таких них понижено, поэтому они называются тощими.

Нужные для получения дорожного бетона вещества: вода, вяжущее вещество, мелкий и крупный заполнитель. В роли мелкого заполнителя выступает песок, а в качестве крупного обычно используют базальтовый, реже известняковый гравий или щебень.

Дорожный бетон и его особенности

Вяжущим веществом служит гидрофобный и пластифицированный портландцемент. Содержание С3А (трехкальциевого алюмината) в бетоне дорожном согласно ГОСТ должно быть менее 10%.

Существует специальный дорожный портландцемент, бывает он двух марок: М300 и М400, обладает повышенной морозостойкостью, деформативностью, прочностью при изгибе, стойкостью к ударной нагрузке, низкими показателями по усадке и истираемости.

По стандартам дорожный бетон для магистралей должен иметь морозостойкость F150, а для дорог в пределах города – F100. Различные модификационные добавки обеспечивают требуемое значение морозостойкости.

Гравий и щебень могут быть разных фракций. Для верхнего слоя многослойной конструкции используется щебень или гравий с диаметром 20 мм, для однослойных же покрытий – 40 мм. Марка крупного заполнителя не должна быть меньше указанных в таблице значений.

Дорожный бетон и его особенности

Песок тоже может быть разный. Обычно используется мелкий или средний зернистый песок. Для ускорения твердения в бетон добавляют химические добавки – пластификаторы, количество добавок должно быть менее 60 г/кг цемента.

Укладка

Дозировка

Укладка дорожного бетона.

Зернистые заполнители дозируются по отдельности каждый. Цемент, заполнители и добавки добавляются по весу. Дорожный бетон изготавливают в бетономешалке принудительного действия. После добавления всех компонентов их необходимо смешивать еще около минуты. Для того, чтоб покрытие было равномерным, каждый слой заливается только из одного смесителя.

Вернуться к оглавлению

Работа с участком

Для того, чтоб минимизировать влияние воды, участок под него поднимают, а также регулируют уклон.

Вернуться к оглавлению

Реконструкция

Если целью работ является не укладка новой трассы, а нанесение бетона на уже имеющееся полотно, задача значительно упрощается, так как не нужно ждать утрамбовки бетона. Рабочий участок очищается. Площадь выравнивается, чтоб не было бугров и ям. Участок покрывается крупным песком (30-50 мм), после чего — таким же слоем щебня. Делают опалубку. Не нужно заливать бетоном сразу весь участок. Через небольшие расстояния необходимо оставлять зазоры.

Читайте также:  Акриловая краска и акриловая эмаль: чем отличаются по составу и качеству

Вернуться к оглавлению

Пробы

Перед тем как начинать укладку раствора, необходимо проверить составляющие материалы. Это делают для того, чтоб проверить, дадут ли те или иные добавки необходимые качества материалу. Результат исследования должен быть записан в протоколе по каждому параметру отдельно. Такой документ является частью договора на строительные работы.

Если строительство другого объекта проводится в такой же местности и условиях окружающей среды, позволяется использовать предыдущие данные, но при этом они не должны быть старее 24 мес. Образцы могут быть затребованы заказчиком. Если материалы поставляются с производства, необходим также заводской контроль качества.

Вернуться к оглавлению

Классификация дорожного бетона по назначению

Виды дорожного бетона по назначению:

  • Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
  • Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
  • Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.

Дорожный бетон и его особенности

Основные характеристики

Неотъемлемой составляющей возможности комфортного передвижения на автомобилях являются трассы, дороги и дорожки из бетона. ГОСТ указывает, что цементный раствор для их сооружения должен отвечать следующим требованиям:

  • Минимум 150 марка по морозостойкости – выбирается в соответствии с регионом, в котором будет обустроено дорожное полотно;
  • Марка по прочности от М400 для создания верхнего слоя, на который приходятся основные воздействия;
  • Марка по прочности от М300 при использовании смеси в качестве выравнивающего шара.

Определяя характеристики бетона для конкретных условий использования, также стоит обращать внимание на их подвижность, истираемость и влагостойкость.

Состав

Количество и качественные показатели составляющих определяются целями использования и уровнем нагрузок на будущее покрытие. В большинстве случаев основными компонентами бетонной смеси для создания дорожной одежды являются:

  • Портландцемент (гидрофобный или пластифицированный);
  • Песок средних и крупных фракций;
  • Наполнитель (гранитный, гравийный) – его предел прочности должен составлять 1200 кг/м2 и выше для верхнего шара, а для выравнивающего – 600-800.

Также в товарный бетон добавляют специальные пластификаторы, с помощью которых можно корректировать показатели смеси.

Что касается пропорций, то перечисленные в списке выше компоненты в такой же последовательности используются с соотношением 1:2:5.

Классификация

Могут создаваться дороги с интенсивным движением и дорожки из бетона. Также он применяется при строительстве транспортных и пешеходных путей с разной целью. Именно поэтому он разделяется на 3 вида.

Для покрытия

Применяется для создания верхнего или единственного слоя дорожного полотна. Для его приготовления должны применяться самые прочные наполнители и высокие марки портландцемента – поверхность берет на себя огромные нагрузки и должно противостоять к истиранию.

При создании полотна для движения автомобилей обязательным условием является обустройство подушки. В этих целях используются песчаные и щебеночные материалы. Шар каждого из них должен составлять около 3-5 и быть утрамбован с помощью специального оборудования.

Марки дорожных бетонов

Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м2.

Дорожный бетон и его особенности

Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.

Почему именно мы?

  • отлаженные логистические процессы;
  • высококачественное сырье для изготовления материалов;
  • собственные складские и производственные мощности;
  • надежное технологическое оснащение завода по производству бетона;
  • современный автопарк, информационная система отслеживания грузов.

Демократичная стоимость и гибкие условия доставки — дополнительные конкурентные преимущества нашего предложения. Закажите консультацию по ассортименту Асфальтбетонсервис по телефону и рассчитайте предварительную стоимость транспортировки с помощью калькулятора на официальном сайте компании.

Основа при двухслойном покрытии

Его задача – выровнять поверхность и обеспечить надежную основу для верхнего слоя. К данному виду требования немного ниже, чем к материалу поверхности.

Выравнивающий

Также подготавливает почву, но уже для монтажа капитальных покрытий с усовершенствованными показателями (например, асфальт). Он не будет поддаваться сильным воздействиям, поэтому к его качеству нет жестких требований.

Для сооружения мест предназначенных для стоянки или движения автомобиля в пределах зданий широко используется полировка бетона – она повышает эстетичность и долговечность.

В результате можно сказать, что дорожный бетон – это специальный цементный раствор, отличающийся высокими показателями прочности и устойчивости к сдвигам. Его соответствие ГОСТ гарантирует только производство в промышленных условиях – точно дозируются все компоненты, и проверяется их качество. Перед покупкой обязательно уточните наличие сертификатов, разрешения на предпринимательскую деятельность и возможность предоставления услуги доставки.

Марки бетона: характеристика смесей и их классификация, области применения

Строительные марки бетона указывают на сферу его применения и помогают выбрать материал. Для классификации используют показатели прочности, влагонепроницаемости, морозоустойчивости и другие свойства монолита.

Марки бетона

Прочность бетона

Прочность смеси определяют методом сжатия отлитых из нее кубов и цилиндров размером 150 X 150 мм и 150 X 300 мм. Полученная усредненная величина обозначается «М» и цифрой, эквивалентной количеству присутствующего цемента.

По этому параметру устанавливают гарантийное значение состава — класс, с помощью которого определяется объективная нагрузка, которую испытывает поверхность при эксплуатации. Измеряется он в мегапаскалях (МПа), обозначается литерой «B» и числами от 3,5 до 80. Соответствие марки и класса друг другу закреплено ГОСТ 26633-91.

Выбирают стройматериал исходя из вида работ.

М 50-100

Бетонные смеси М 50-100 имеют малую прочность, поэтому ими заливают подбетонку системы дренажа, оснований легких строений и дорожных покрытий. Состав М50 используют при заполнении строительных полостей там, где отсутствует большая нагрузка.

М 150

м 150

Раствор может применяться при изготовлении бордюров и небольших ЖБИ, заливке стяжки беседок, строительстве уличных площадок.

М 200-250

М 200 — бетон, популярный в строительстве малоэтажных зданий. При устойчивости почвы им заливают опалубку ленточных фундаментов. Подходит смесь для возведения межкомнатных перегородок, обустройства стяжек в комнатах с небольшой нагрузкой, производства лестниц.

Массу применяют в обустройстве дорожек, ограждений и придомовых территорий. В качестве компонентов в монолит вводятся песок, керамзит и щебень.

Марка М 250 из-за высокой стоимости применяется нечасто. Ее используют на слабых грунтах при установке опорных и несущих конструкций, а также для фундаментов под гараж, баню, сарай, одноэтажные дома. Из-за высокой прочности материал противостоит агрессивной внешней среде, не поддается эрозийным процессам.

М 300

Бетон, предназначенный для выполнения всех строительных работ. Раствор используется в производстве лестниц внутреннего и наружного типа, при возведении монолитных фундаментов и заливке площадок. Его также применяют при возведении регулярно нагружаемых объектов — тротуаров и дорог.

В состав массы входит цемент М 400 или М 500, песок, гранит, известняк или гравий, очищенная вода, пластификаторы и морозоустойчивые добавки.

М 350

М 350

Относится к элитным категориям строительных смесей. В отношении их предусмотрено использование в строительстве конструкций, которые подвергаются повышенным физическим, атмосферным и механическим нагрузкам: колонны и балки, основания многоэтажных сооружений, чаши бассейнов, полосы аэродромов и т. д.

М 400

Марка М 400 быстро схватывается, поэтому применяется в сфере строительства промышленных и общественных зданий. Состав обладает прочностью класса B30, что имеет решающее значение при строительстве сооружений под водой, а также столбов и мостов с высокой нагрузкой.

Разновидность раствора применяется при возведении объектов, испытывающих сильное воздействие из-за находящихся поблизости железных дорог, метрополитена, автомагистралей.

Необходимость в таком бетоне возникает при укладке плит для тротуаров, перекрытий, изготовления канализации, закладке верхних слоев дорожного покрытия с большими нагрузками плит.

М 500 и выше

Специализированная разновидность бетона, предназначенная для строительства стратегических сооружений.

Водонепроницаемость бетона

Качество раствора оценивают по водонепроницаемости, показатель которой обозначается литерой «W» и цифрами от 2 до 20. Исходя из ее расшифровки можно определить величину давления воды, при которой не наблюдается ее просачивания через контрольные образцы.

К наиболее востребованным маркам относятся:

  1. W4 с нормальной степенью проницаемости. Для построек с хорошей гидроизоляцией такой бетон не используют.
  2. W6 — более влагонепроницаемая смесь, которую применяют чаще всего. Ей соответствует материал марки М 300.
  3. W8 отличается низкой водонепроницаемостью и высокой ценой.

Самые стойкие составы W10-W20 применяют при сооружении водохранилищ или гидротехнических объектов.

 водонепроницаемый бетон

На непроницаемость влияют многие факторы, среди них:

  • возраст монолита;
  • воздействие климата;
  • использование различных добавок.

Для устройства основания здания выбирают бетон W8, при этом проводят дополнительную гидроизоляцию. В комнатах с нормальной влажностью для штукатурной отделки используют марки W8-W14.

В холодных и сырых помещениях применяют смеси высоких маркировок, предварительно обработав поверхность специальным грунтовым составом.

Классификация по водонепроницаемости имеет большое значение при выборе растворов для устройства ливневых лотков, чаш бассейнов, питьевых и септических колодцев.

Морозостойкость бетона

Капитальность бетона оценивают степенью морозостойкости. Так определяется способность материала переносить перепады температуры и связанные с ними циклы промерзания и оттаивания смеси.

По этому показателю монолит делят на марки от F15 до F1500. В соответствии с уровнем эксплуатации их делят на 5 классов морозоустойчивости:

  1. Низкий. Бетон меньше F50 используется редко и годится только для внутренних работ, таких как заливка стяжки или возведение перегородок. F25 считается минимальным показателем для строительства наружных стен отапливаемых домов.
  2. Умеренный, к которому относят марки F50-F150. Применяется во всех регионах с четким выделением 4 сезонов.
  3. Повышенного уровня — смеси F150-F300. Эти составы выдерживают сильные перепады температур. Востребован там, где грунт промерзает на несколько метров.
  4. Высокий. Дорогостоящий бетон марок F300-F500 применяется в тех местах, где нужно обеспечить повышенную устойчивость к изменениям окружающей среды.

Свой класс существует для каждого региона и вида местности. Увеличивают морозостойкость за счет снижения содержания воды в растворе, применения гидроизоляционных пропиток и добавок, уменьшающих пористость материала.

Удобоукладываемость бетона

Удобоукладываемость

Пластичность, или удобоукладываемость, — временная характеристика, описывающая способность смеси заполнять строительные формы, сохраняя гомогенность состава. Марку в данной ситуации определяют такие факторы, как подвижность и жесткость. В зависимости от них образцы делят на сверхжесткие (СЖ), жесткие (Ж) и подвижные (П).

Параметр подвижности устанавливают с помощью усеченного металлического конуса высотой 30 см, в который наливают строительный раствор. После утрамбовки инструмент размещают широким основанием книзу, вертикально снимают с формы и измеряют разницу высот между ней и исходным образцом.

При оседании на 1-5 см бетон обозначают маркой П1. Его редко используют в частном строительстве, поскольку такая смесь не подходит под заливку опалубки. Для маркировки полусухих смесей используют обозначение П2.

Растворы с осадкой 10-25 см представляют собой пластичный материал, который соответствуют маркам П3-П5. Его используют там, где плотное армирование мешает трамбовке.

Отдельную категорию представляют литые бетоны, способные к самоуплотнению. Их применяют в производстве блоков для гидростроительных объектов.

Для смесей, у которых не происходит осадки конуса, определяется жесткость. Она оценивается не в сантиметрах, а по времени, затраченному на заполнение формы под воздействием вибрации.

Период уплотнения сверхжестких разновидностей бетона СЖ1-3 составляет 50 секунд-1,5 минуты. Жесткие составы Ж1-4 приобретают монолитность за более короткий срок — от 5 секунд до минуты. Сфера использования такого бетона — изготовление сборных ЖБИ. Сверхжесткие смеси применяются при производстве монолита автоклавного твердения.

На удобоукладываемость влияют и другие факторы:

Для повышения текучести в смесь вводятся пластификаторы.

Связующие компоненты бетона

По виду вяжущего вещества бетон классифицируется таким образом:

  • цементные составы, изготовленные на основе портландцемента и его разновидностей;
  • силикатные смеси, сочетающие в себе известь, силикатные и алюминатные компоненты;
  • гипсовый материал для обустройства внутренних перегородок и навесных потолков;
  • шлакощелочной бетон на шлаковых и специальных вяжущих веществах, например на основе жидкого стекла;
  • полимербетон, состоящий из латекса, цемента и смол.

Для определения подходящего раствора нужно знать проектную нагрузку на конструкцию, условия ее эксплуатации, тип грунта, уровень подземных вод. На качество завершенного объекта оказывает влияние правильный расчет пропорций воды и равномерность распределения бетона.

Ссылка на основную публикацию