Вязать или варить: как правильно поступать с арматурой
Каждый авторитетный знаток вам ответит, что арматуру не варят. Так к чему тогда эти разговоры? Вообще сварка – это верный способ испортить арматурный каркас, потому что все преимущества арматуры при таком способе соединения нивелируются. Почему это так, и нет ли подвоха в этом утверждении – давайте разберёмся.
Читайте в статье
Особые свойства и характеристики арматуры
Все, кто брался за стройку собственноручно, знают, что есть такие этапы строительства, преодолевать которые лучше с помощью узких специалистов-профессионалов. То есть некоторые нюансы лучше доверить мастеру, чтобы потом не пожалеть. Потому арматурщики – работники очень востребованные, и в сезон заманить их к себе на стройку можно только за очень хорошую плату.
Что такого сложного в арматуре, ведь это всего-навсего стальной прут? Прежде всего это закалённый прут, и важно грамотно разместить его в толще бетона, чтобы он правильно принимал нагрузку. Для верного закрепления его нужно не просто зафиксировать перед заливкой, но и упереть в фиксаторы на стенках опалубки и в местах стыков стержней.
ФОТО: fgpip.ru Каркас должен прочно стоять в опалубке, и для этого в нескольких местах быстрее прихватить его сваркой, чем вязать. Но не испортит ли сварка всё дело?
Как скрепляют стержни арматуры
Итак, арматуру можно скреплять двумя основными способами – сваркой или связкой при помощи специальной проволоки. И тогда вопрос: если варить нельзя, зачем вообще об этом говорить? Не спешите делать вывод: нужно посмотреть на марку арматуры. Профессионалы всегда обращают на неё внимание, а вот домашние мастера зачастую не придают ей значения – и совершенно напрасно.
ФОТО: resursmsk.ru Помимо аббревиатуры А300, А400, А500 и т. д., в маркировке есть ещё и буквы, указывающие на особые свойства материала
Если есть буква К, значит, арматура устойчива к коррозии, если Т – она изготовлена из термомеханически упрочнённой стали, а вот С означает, что арматуру можно соединять с помощью сварки. То есть А400С – варить можно, а просто А400 – нельзя.
Если обозначения с буквой С нет, то при попытке варки будет нарушена структура стали, в местах сварки она утратит свою прочность, достигнутую закаливанием.
А маркировка, к примеру, А500С говорит о том, что эта арматура, имеющая высокую пластичность с минимальным содержанием легирующих добавок, может выдержать даже дуговую сварку без потери прочности.
ФОТО: dom.dacha-dom.ru Так что если вам нужно в некоторых местах для устойчивости и прочности прихватить арматуру сварочным аппаратом, нужно покупать материал с соответствующей маркировкой
Некоторые нюансы сварки арматуры
Важно помнить, что варить арматуру можно встык или внахлёст. И для каждого типа арматуры следует подбирать соответствующую силу тока.
Внахлёст варят такие детали каркаса, которые не будут подвергаться повышенным нагрузкам. Это совершенно ненадёжный способ, который не применяется в фундаментах. Для повышения прочности при сварке внахлёст шов делают как можно длиннее, а свариваемые поверхности предварительно зачищаются металлической щёткой.
ФОТО: media.bobruisk.ru Точечная сварка считается самой быстрой, но качественно выполнить её можно только в заводских условиях
Стыковая сварка, как и сварка внахлёст, не отличается прочностью. Её используют только в случае крайней необходимости, предварительно обваривая концы стыкуемых прутов.
Что касается выбора электродов, то профессионалы предпочитают АНО и МР. Для арматуры толщиной 5–8 мм берутся электроды 3 мм, для 8–10 мм, соответственно, 4 мм, а более 10 мм – 5. Сила тока тоже различается. Для арматуры с диаметром 5 мм достаточно 200А, 6 – 250А, 8 – 300А, 10 – 350А, 20 – 450А.
Можно ли сваривать арматуру для фундамента: 2 основных способа сборки каркасов
Заливка фундамента – важная и ответственная процедура, в которой нет мелочей. Имеют большое значение все этапы работ, от подготовки до процесса сушки отливки. У начинающих строителей часто возникает масса вопросов, касающихся сборки каркаса. В частности, они интересуются, можно ли сваривать арматуру для фундамента, или это недопустимый способ соединения. Читайте до конца, и вы сможете прояснить для себя все неясные вопросы, выбрать правильный способ сборки арматурного каркаса.
Особенности материала
Бетон – это строительный материал, обладающий на начальном этапе полужидкой структурой, и твердеющий при заливке в форму (опалубку). Из него можно изготовить монолитную деталь любой формы и размера, создать стены, перекрытия, опорные конструкции (фундамент). Материал обладает высокой прочностью, долговечностью, хорошо переносит перепады температуры.
Кроме этого, важными достоинствами бетона являются сравнительно низкая цена, а также простота работы с ним. Материал можно замешивать самостоятельно, прямо на площадке, но для больших отливок проще покупать нужное количество готового бетона определённой марки. Это позволит получить качественный материал, соответствующий всем нормам, требованиям ГОСТ и СНиП.
Однако, для того, чтобы выяснить, можно ли варить арматуру для фундамента, надо разобраться с отрицательными свойствами бетона. Прежде всего, он впитывает и попускает воду. Фундамент, находящийся под землёй, приходится гидроизолировать, защищая материал от контакта с почвенной влагой. Это важный момент, так как вода при замерзании расширяется и может разорвать отливку изнутри.
Второй недостаток бетона состоит в разной реакции на внешние воздействия. Он способен выдерживать большое давление, но на растяжение работает очень плохо. Это означает, что длинная бетонная лента легко выдержит любое давление, но усилие, приложенное к центральной точке, станет для неё губительным.
Для чего нужен арматурный каркас
Для компенсации растягивающих нагрузок внутрь бетонных изделий помещают специальную конструкцию – армирующий каркас. Он имеет форму пространственной решётки, расположенной внутри отливки так, чтобы принимать на себя все растягивающие воздействия. Самый простой вариант – четыре рабочих стержня, размещённых под поверхностью бетона на небольшой (5см) глубине. Есть и более сложные решётки, рассчитанные на принятие значительных нагрузок.
Конструкция каркаса представляет собой сочетание рабочих и вспомогательных стержней. Рабочие располагаются в продольном направлении, они толще и прочнее. Вспомогательные стержни используются только для поддержки рабочих прутков и нужны лишь до момента заливки. Все задачи каркаса выполняют рабочие стержни, а вспомогательные остаются в отливке, так как их невозможно извлечь.
Простейший каркас с длинными рабочими и поперечными вспомогательными элементами Источник stroyimdom.com
Сборка каркаса производится прямо на площадке, перед заливкой бетона. Иногда используются заранее подготовленные элементы или целые конструкции, но чаще в ход идут отдельные прутки, порезанные по длине. Соединение стержней обычно производится с помощью мягкой отожжённой проволоки, из которой делаются обычные скрутки. Часто пользователи задумываются – можно ли сваривать арматуру для ленточного фундамента. На первый взгляд, это быстрее и прочнее, чем вязка проволокой. Однако, для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть работу армирующего пояса внимательнее.
Как работает арматура
Арматурные стержни имеют рифлёную поверхность. Она позволяет пруткам прочно сцепляться с бетоном и удерживать его в заданном положении. При возникновении разнонаправленных внешних нагрузок или воздействий, все усилия принимают на себя именно стержни. Бетон остаётся в работоспособном состоянии, исключается возникновение трещин или перелом ренты фундамента.
Каркас создаётся после тщательного расчёта. Необходимо определить толщину стержней, рассчитать их количество, определить и усилить наиболее нагруженные участки. Распределение стержней строго регламентируется – они размещаются на глубине 50 мм от поверхности отливки.
Расстояние между соседними прутками не должно превышать 50 см, а на ответственных участках используются сдвоенные элементы. Все требования к каркасу подробно изложены в СНиП, которыми необходимо руководствоваться на всех этапах строительства фундамента.
Понимание распределения нагрузок на каркас позволит ответить на часто возникающий вопрос – можно ли варить арматуру для фундамента, а не вязать. Функциональные задачи выполняют только рабочие стержни, расположенные вдоль отливки.
Для обеспечения конструкционной жёсткости принципиальную важность имеют только продольные соединения. Хомуты (поперечные элементы, выполненные в форме букв «О» или «П») необходимы только для фиксации рабочих стержней до момента заливки. В распределении или принятии нагрузок на фундамент они не участвуют, поэтому изготавливаются из прутков меньшей толщины, не имеющих рифления.
Прочность соединения элементов каркаса между собой необходима для принятия нагрузок в момент заливки. Бетон достаточно тяжёлый материал, который способен разрушить слабое крепление.
Некоторые строители для достижения высокой скорости сборки скрепляют прутки пластиковыми хомутами. Во время заливки они часто лопаются. Приходится восстанавливать каркас, останавливая заливку. Это крайне нежелательные ситуации, поскольку время жизнеспособности бетона ограничено и не терпит перерывов в работе. Поэтому, принято пользоваться достаточно прочными способами сборки.
Способы соединения арматуры
Сборка каркасов производится прямо на строительной площадке. Это означает, что для выполнения процедуры требуются простые и быстрые методы соединения стержней. К наиболее распространённым способам относят вязку при помощи мягкой отожжённой проволоки толщиной 0,8-1,5 мм.
Технология такого соединения проста, но у многих начинающих строителей она вызывает неприятие из-за отсутствия навыков. Поэтому у них возникает вопрос, можно ли варить арматуру под фундамент, ведь это быстрее и надёжнее.
Необходимо сразу сказать – принципиальных противопоказаний к сварке каркасов нет. Мало того, на многих специальных конструкциях, где используются арматурные стержни увеличенного размера, сварка является единственно допустимым способом сборки. Каркасы получаются массивными и очень тяжёлыми, проволочные скрутки попросту не смогут выдержать нагрузок при заливке бетона.
Однако, для таких соединений требуется строгое следование технологическим требованиям. При строительстве объектов сравнительно небольшого размера, где не нужны слишком толстые и тяжёлые рабочие стержни, использование сварки нецелесообразно. Таким образом, можно арматуру вязать или сваривать, что лучше и надёжнее – решают, исходя из условий работ и степени ответственности каркаса.
Вязка
Вязка арматуры – простой и универсальный способ соединения элементов каркаса. Он годится для работы с металлическими и стеклопластиковыми прутками.
Рассмотрим процесс вязки арматуры внимательнее. С точки зрения прочности, это вполне надёжный вариант соединения каркаса. В роли крепёжного элемента выступает скрутка из отожжённой стальной проволоки, толщина которой обычно находится в пределах 0,8-1,5 мм.
Для выполнения процедуры необходимо приготовить отрезок проволоки длиной 25-30 см и специальный крючок.
Проволока складывается пополам, полученную петлю перехлёстывают вокруг соединяемых элементов. Крючком захватывают петлю и несколько раз поворачивают её вокруг оси, производя закрутку. Вся процедура у опытного рабочего занимает считанные секунды, а необходимый навык приходит очень быстро.
Основным преимуществом вязки является возможность работать в любых условиях. Не требуется подключение к источнику электропитания, единственным требованием является достаточная освещённость участка соединения. Проволока продаётся в магазинах, она гораздо дешевле электродов.
Для опытных специалистов вопрос – вязать или варить арматуру для фундамента – попросту не существует. Тем более, что в современном строительстве часто используют полимерную арматуру, которую можно соединять единственным способом – вязкой. Для лёгких построек, где не требуется применять толстые стержни, используют соединения с помощью пластиковых хомутов. Это быстро, а малый вес полимерной арматуры вполне позволяет применять подобную методику.
Видео описание
Процесс вязки арматуры можно подробно рассмотреть в следующем видеоролике:
Сварка
Сварка каркаса многим строителям представляется более простым и доступным способом. Технология широко распространена и применяется повсеместно, тогда как вязка – это узкоспециальный рабочий приём соединения.
Примечательно, что сварной способ многие строители считают недопустимым. Однако, отказать ему в праве на существование нельзя. В сети имеется масса противоречивой информации, вынуждающей пользователей искать ответ на вопрос – почему нельзя сваривать арматуру для фундамента.
Основная причина такого отношения – необходимость применять дополнительное оборудование. Для сварки требуется:
- сварочный инвертор;
- набор электродов определённой марки;
- комплект спецодежды и защитных средств для сварщика.
Перед тем, как варить арматуру для фундамента, надо подготовить рабочее место, позаботиться о свободном доступе к точкам соединения.
Кроме этого, надо иметь навыки и соблюдать правила безопасности. Во время работы образуется яркая дуга, опасная для сетчатки глаза. Световой ожог – весьма неприятная травма, которая способна отрицательно повлиять на зрение рабочего. Эти моменты следует учитывать и обязательно использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Видео описание
В следующем видеоролике показан процесс самостоятельной сварки простого каркаса неопытным мастером:
Основная проблема сварного метода – необходимость подключения к сети электропитания. Если стройплощадка находится в отдалённом районе, придётся использовать переносные источники энергии, дизель-генераторы или аккумуляторы. Все это значительно усложняет процесс сборки и замедляет строительные работы.
Основной причиной, почему нельзя варить арматуру для фундамента, считают изменение структуры металла. Арматура имеет определённые технические параметры, и ослабление материала значительно снижает её рабочие качества. Не следует создавать длинные швы, пережигать прутки. Сварщик должен уметь работать с ответственными конструкциями, чтобы результат его работы не стал причиной разрушения фундамента.
Видео описание
Подробнее о различных способах сварки арматуры рассказывается в следующем видеоролике:
Какой метод лучше
Разберёмся, что лучше, вязать или варить арматуру для фундамента. Преимущества вязки:
- используется минимальный набор материалов и инструментов;
- не надо использовать никакие дополнительные устройства или оборудование;
- не требуется подключение к сети электропитания;
- методика соединения абсолютно безопасна;
- можно работать в полевых условиях.
- высокая прочность соединений;
- навыками сварных работ обладают многие строители, в отличие от способов вязки арматуры.
Недостатками вязки считаются:
- специфическая технология, нигде больше не использующаяся и малоизвестная;
- нельзя соединять таким способом тяжёлые и ответственные каркасы.
Сварные соединения также имеют свои минусы:
- изменяется структура металла;
- качество сборки в значительной степени зависит от квалификации сварщика.
Сопоставляя свойства обоих видов соединения, можно отметить некоторое отставание сварных технологий от вязки. Простота, дешевизна и надёжность этого метода привлекает большее количество строителей. Вязка проверена многими десятилетиями эксплуатации бетонных отливок и показала свою эффективность.
Коротко о главном
Сборка арматурных каркасов требует надёжной фиксации рабочих стержней в заданном положении. Однако, после заливки бетона функционал каркаса обеспечивают только рабочие прутки, а вспомогательные элементы к этому моменту свою задачу выполнили и просто остаются в теле отливки.
Выбор способа соединения является прерогативой строителя. Можно использовать и вязку, и сварку. Прямых противопоказаний нет, но следует учитывать изменения качества металла в сварных швах.
Сравнение обоих методик показывает некоторое преимущество вязки. Для неё используется простейший инструмент и проволока, что гораздо дешевле и доступнее. Для сварки придётся использовать специальное оборудование, защиту, подключаться к сети электропитания. Все эти мероприятия затрудняют и замедляют ход работы.
Вязаный или сварной?
Где правильно применять вязаные каркасы (сетки), а где сварные? Или, если можно, ссылку на литературу, где это можно прочитать (желательно еще главу /параграф, страницу/). В СНиП и Руководстве не нашел. Поиском по форуму тоже пользовался. Сам думаю что вязаные могут применяться при динамических нагрузках и там, где необходимо собирать каркас на месте (т. к. перевозить вязаные каркасы вроде нельзя, видимо из-за потери проектной формы). Сварные видимо стоит применять во всех остальных случаях (менее трудоемки, возможно меньшая себестоимость).
Хотелось бы знать точно. Это только мои домыслы.
Заранее спасибо.
Искать нужно в технологии производства строительных работ.
Просто вязка наименее трудоемка при решении задачи выдержки шага арматуры при заливке бетона.
Может кто-то написать типовые примечания к монолиным конструкциям с вязанным каркасом. Заранее спасибо.
Brendovich |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Brendovich |
Может кто-то написать типовые примечания к монолиным конструкциям с вязанным каркасом. Заранее спасибо.
Рассказывал мне один главный конструктор, как на одном из его объектов работали две бригады вахтовым методом. Первая всю арматуру вязала, вторая – только варила. Причем каждая из бригад считала, что ее технология более производительная и менее трудоемкая. Так вот. Приходилось этому главному конструктору все время пересогласовывать чертежи, ориентируясь на предпочтения рабочих.
В пособии к СП 52-101-2003 сказано следующее:
“. 5.37. Для соединения арматуры принимают один из следующих типов стыков:
а) стыки внахлестку без сварки;
б) сварные и механические стыковые соединения.
.
5.39. При соединении арматуры с использованием сварки выбор типов сварного соединения и способов сварки производят с учетом условий эксплуатации конструкции, свариваемости стали и требований по технологии изготовления в соответствии с действующими нормативными документами (ГОСТ 14098-91).”
На практике запрещено сваривать каркасы или сетки из A-III (возможно хрупкое разрушение) – только вязка. А500 сваривать можно, но корефеи-конструкторы не жалуют.
В вобщем вязка вопросов не вызывает. Сваривать без ограничений допускают только закладные, прихватывая их к арматуре, чтобы при бетоноривании не ушли от проектного положения.
studioserg |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от studioserg |
проектирование гидротехнических сооружений
В пособии к СП 52-101-2003 сказано следующее:
“. 5.37. Для соединения арматуры принимают один из следующих типов стыков:
а) стыки внахлестку без сварки;
б) сварные и механические стыковые соединения.
И что из этого? Просто сказано, что можно стыки арматуры делать перепуском без сварки, можно сваркой (по-моему соединение С1 по ГОСТ), а можно на обжимных муфтах например.
. На практике запрещено сваривать каркасы или сетки из A-III (возможно хрупкое разрушение) – только вязка. А500 сваривать можно, но корефеи-конструкторы не жалуют. |
Ну это вообще безосновательное заявление на уровне ОБС. ЧЕМ запрещено сваривать АIII? Укажите ссылку на конкретный пункт СНиП. Я вот могу уверенно сказать, что по таблицам физикомеханических характеристик сварных соединений – в зависимости от условий эксплуатации можно выбрать конкретные марки стали и тип сварного соединения наиболее подходящий.
В вобщем вязка вопросов не вызывает. Сваривать без ограничений допускают только закладные, прихватывая их к арматуре, чтобы при бетоноривании не ушли от проектного положения. |
Кто это вам сказал? Сварка арматурных сеток и каркасов – в большинстве случаев технологическая мера, служащая дле предотвращения смещения арматуры при бетонировании. Именно по этому сварка арматуры в каркасах и сетках может быть “на соплях” (лижь бы не уползло пока бетон льют). А вот сварка арматуры и закладных – чаще всего расчётная, и к ней требования гараздо жёстче. И именно тут ограничений больше, и хрупкое разрушение при динамических нагрузках во много раз более вероятно.
Рассказывал мне один главный конструктор, как на одном из его объектов работали две бригады вахтовым методом. Первая всю арматуру вязала, вторая – только варила. Причем каждая из бригад считала, что ее технология более производительная и менее трудоемкая. Так вот. Приходилось этому главному конструктору все время пересогласовывать чертежи, ориентируясь на предпочтения рабочих. |
не верится что-то. Враки по-моему. Объясню:
Чтобы содержать на площадке бригаду, которая арматуру варит – нужно несколько сварочных постов (причём в зависимости от масштабов стройки может быть и не мало!). А чтобы вязальщиков на той же площадке гонять – получается сварочники надо куда-то временно складировать, а для работяг заказывать вязальную проволоку. Ни один прораб в здравом уме на такую хренотень не пойдёт. Всех сварщиков в шею выгонит, гастров с крючками и проволокой зашлёт вязать сетки, вместо бригады “сварщиков фанатичных”.
Серёга – Bilder |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Серёга – Bilder |
СНиП по ж.б. конструкциям вводит определенные ограничения на сварку арматуры AIII. Причем эти ограничения касаются только арматуры, изготовленной из определенной (кажется одной) марки стали.
Что касается моего рассказа, то не доверять главному конструктору у меня нет оснований. Повторюсь, две бригады гастарбайтеров приезжали на строительство дома на несколько недель, работали двумя сменами по 12 часов без выходных. Затем сменялись. Аргумент, что некуда на стройке положить ненужные сварочные аппараты, мне представляется неубедительным. Что касается прораба, то у него работа, действительно, тяжелая. Всегда.
проектирование гидротехнических сооружений
Аргумент, что некуда на стройке положить ненужные сварочные аппараты, мне представляется неубедительным. Что касается прораба, то у него работа, действительно, тяжелая. Всегда.
Я наверно не точно свою мысль изложил.
Прорабу в первую очередь важны СРОКИ. Во вторую – стоимость производства работ.
Вязать сетки всё-таки быстрее, чего бы там не говорили. Это раз.
Варить арматуру – дороже чем вязать. Это два. – электроды + электроэнергия + содержание сварочных постов намного дороже чем вязальная проволока.
Опытный прораб уже не раз на практике увидел эту разницу, и именно поэтому сейчас сварные сетки и каркасы применяют всё меньше и меньше. У нас, например, не могу вспомнить ни одного объекта, где подрядчики не просили бы согласовать им замену сварки на вязаные сетки.
Серёга – Bilder |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Серёга – Bilder |
Серёга – Bilder, ну конечно Вы правы, и в нормативных документах сварка не запрещена, но вводится ряд ограничений. А на практике технадзор запрещает мне сварку, без объяснения причин.
Ну и правильно, во-первых, как говорилось выше, для сварки нужна электроэнергия, с которой туго. Нужен хороший спец-сварщик, аттестованный, разбирающийся в соединениях и материалах, и желательно не один. Ну и конечно, вагон времени. В итоге экономически целесообразны вязаные соединения арматуры (почти на 20%).
studioserg |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от studioserg |
Вероятность испортить арматуру при сварке высокая. При вязке – 0. Выбирайте. (Кроме случаев ограничения – там выбора нет – только вязать).
Я наверно не точно свою мысль изложил.
Прорабу в первую очередь важны СРОКИ. Во вторую – стоимость производства работ.
Вязать сетки всё-таки быстрее, чего бы там не говорили. Это раз.
Варить арматуру – дороже чем вязать. Это два. – электроды + электроэнергия + содержание сварочных постов намного дороже чем вязальная проволока.
Опытный прораб уже не раз на практике увидел эту разницу, и именно поэтому сейчас сварные сетки и каркасы применяют всё меньше и меньше. У нас, например, не могу вспомнить ни одного объекта, где подрядчики не просили бы согласовать им замену сварки на вязаные сетки.
А мне всегда “казалось”, что привезти на объект готовые каркасы или сетки, сваренные на заводе (и предварительно разработанные в проекте ес-сно), оперативно установить их в конструкцию, объединить если надо плоские в объемные (каркасы) получается раза в 4 быстрее, чем все то же самое вязать отдельными стержнями. Тем более что для изготовления арматурных сеток и каркасов используется специальное оборудование (точечная контактная сварка), а на строительной площадке как правило только ручная дуговая присутствует.
Хотелось бы также добавить, что при больших объемах арматурных работ и при наличии возможности унифицировать сварные сетки и каркасы использовать их намного выгоднее, чем вязаные за счет значительной экономии времени. Если объемы по армированию небольшие, то заказывать сетки и каркасы на заводе дороже (да и выигрыша по времени не будет).
Что лучше, сварка или вязка арматуры?
9206
Арматура очень часто используется в строительстве, так как это достаточно крепкая вещь, которая может служить для создания каркасов. Из нее производится сетка и сложные металлоконструкции, но все это основывается на ее соединении. По отдельности она представляет собой длинные прутки из которых можно сконструировать практически любое сооружение. Существует несколько способов соединения, которые различаются по себестоимости, сложности создания, надежности и прочим параметрам. Изделия оказываются достаточно тяжелыми, поэтому, трудно создать хороший контакт при маленькой площади соприкосновения. В основном сейчас возникает вопрос в том, что лучше сварка или вязка арматуры.
Преимущества сварки арматуры
- Создает крепкое неразъемное соединение;
- Конструкция получает повышенную ударную прочность;
- Сваренные детали сложнее поддаются деформации и прочим дефектам;
- Конструкция хорошо сохраняет внешнюю форму при воздействии внешних факторов;
- Шов обладает высокой температурной стойкостью;
- Изделия получают достаточный уровень пластичности для установки.
Шов при сварке арматуры
Недостатки
- Достаточно дорогостоящий способ, который требует длительной подготовки и опыт работы от мастера;
- Для большинства процедур требуется специальное оборудования, большинство из которых работает стационарно;
- При работе с упрочненными металлами возникают высокие энергозатраты;
- Сваренную конструкцию потом сложно разъединить, если нужно что-то переделать;
- Необходима тщательная подготовка поверхности.
Специализированное оборудование для сварки арматуры
Особенности сварки арматуры
Одной из главных особенностей этого процесса является переход металла из твердого состояния в жидкое или пластичное. Это означает, что к каждой марке арматуры нужно подбирать свои режимы, чтобы не испортить заготовку. Если параметры окажутся слишком слабые, то не будет достаточного уровня надежности и соединение может быть запросто сломано.
Когда происходит сварка арматуры, необходимо подбирать наплавочные материалы, которые будут максимально близки по составу с арматурой. Чем больше разница, тем хуже надежность соединения. Существуют способы, которые не требуют использования наплавочных материалов, такие как контактная сварка арматуры. Прочие вещи, которые обладают намного большей площадью соприкосновения, позволяют создавать более крепкие швы достаточно простыми способами, тогда как здесь необходимо применять сложную технику для получения качественного результата. Перехлест арматуры при сварке хоть и обеспечивает более надежное скрепление, но это не идет в сравнение с другими предметами. Именно благодаря всем этим сложностям в некоторых случаях вязка оказывается более предпочтительной.
Преимущества вязки
- Простой и дешевый способ;
- Для выполнения процедур не требуется особых умений и знаний;
- Это более безопасный в плане техники безопасности способ;
- Конструкция не приобретает много веса;
- Нет нужды зачищать поверхность арматуры;
- При необходимости соединение можно разъединить;
- Не требуются энергозатраты;
- Процедуру можно проводить в местах без источника электропитания.
Процесс вязки арматуры
Недостатки
- Качество соединения оказывается не столь высоким;
- Здесь нет большой жесткости скрепления, поэтому, некоторые элементы могут оставаться частично подвижными;
- Материал для вязки зачастую не имеет высокой температурной стойкости.
Требования и приемы вязки арматуры
Для данного процесса подходит гибкая низкоуглеродистая проволока. Диаметр ее должен быть около 1 мм, что помогает сохранять крепость и пластичность одновременно. Для одной связки достаточно мотка около 30 см. Требуется предварительно заготовить нужное количество отрезков.
Внешний вид проволоки для вязки арматуры
Вязка может происходить как вручную, так и при использовании специальных приспособлений, такими как пассатижи, крючки или щипцы. Вязальная проволока петлей просто закидывается вокруг соединения двух заготовок. После этого концы скручиваются между собой. Если требуется сделать много связок, то это будет трудоемким процессом. Проволока закручивается максимально плотно.
Сейчас встречается и механизированная вязка, которая может проводиться нестандартными предметами. В это число входит шуруповерт, который может закручивать проволоку. В его патрон вставляется крюк, а сам аппарат используется на минимальной скорости, чтобы не порвать проволоку.
Вязка арматуры шуруповертом с крючком
Применяется и специальный прибор вязки проволоки, который сделан для строительной сферы. В нем нет крючков и весь процесс происходит автоматически без большой вероятности обрыва.
Вывод
Разница между вязкой и сваркой арматуры оказывается настолько существенной, что в одной сфере применения их очень сложно сравнивать. Если требуется достичь максимального качества соединения с надежными креплениями, то даже несмотря на большую трудоемкость и высокую стоимость лучше останавливаться на сварке. Где не требуется высокая точность расположения прутьев и большая крепость, то можно остановиться на более дешевом способе связывания арматуры проволокой. Это очень часто используется в частной сфере, когда нет необходимости соблюдать все условия.
Современные технологии развили обе сферы. Автоматические машины для контактной сверки позволяют сделать шов достаточно быстро, не применяя наплавочных материалов. В то же время, связывающее машины повышают качество соединения проволокой.
Почему используется арматура рифленая, а не гладкая?
При возведении фундамента арматуру варят или вяжут. Об этом факте известно практически каждому профессиональному строителю. Арматуру для фундамента варить или вязать – это главный вопрос, о котором задумываются многие люди. У каждого метода существуют свои преимущества и недостатки. Варить арматуру намного проще. Этот метод является стандартным в большинстве случаев.
При сварке у арматуры снижается прочность и нарушается внутренняя структура.
Вязать арматуру стоит в тех случаях, когда необходимо получить хороший фундамент на сложном грунте. На самом деле этот вопрос является риторическим. Специалисты до сих пор не могут четко ответить на вопрос: что лучше – арматуру варить или вязать? Попробуем разобраться в этой проблеме. Для начала стоит поговорить о преимуществах того или иного метода и недостатках.
Усиление фундамента – для чего оно нужно?
Грамотно спроектированный и качественно выполненный фундамент – гарантия долговечности сооружения. Крепкое, не поддающееся разрушениям основание, предотвратит усадку, которая вызывает трещины и последующее разрушение конструкции. Поэтому усиление фундамента – вопрос серьезный, не допускающий поверхностного отношения. Повышение прочности фундамента достигается путем армирования конструкции металлической сеткой или прутьями определенного диаметра.
Арматуру для фундамента варить или вязать – это главный вопрос, о котором задумываются многие люди
Читайте также: Удельная плотность пгс. Смесь песчано-гравийная: технические характеристики, от которых зависит цена
Для малоэтажных построек чаще всего обустраивают ленточный фундамент. Можно сэкономить денежные средства и произвести заливку фундамента обычным бетонным составом без дополнительного усиления. Вероятнее всего, через некоторое время в фундаменте появятся трещины, деформации. Для предотвращения нежелательных последствий проведите работы по армированию стальным каркасом, который:
- Повысит прочность.
- Равномерно распределит нагрузки.
- Компенсирует реакции грунта при замерзании.
- Увеличит срок службы конструкции.
Арматура в бетоне предохранит фундамент от растрескивания и разрушения.
Способы соединения армирующих элементов
Существуют различные методы увеличения прочностных характеристик фундамента. Частные застройщики используют любой подручный материал (отходы металла, битое стекло и пр.). Для дачных домиков это приемлемый вариант. Но для возведения надежного дома, даже одноэтажного, воспользуйтесь проверенными технологиями усиления металлической сеткой или прутками. Если ваш выбор остановился на сетке, то требуется только правильно раскроить ее и установить должным образом в подготовленные траншеи. Использование металлических элементов подразумевает создание из них единой конструкции, так называемого каркаса.
Вязать арматуру стоит в тех случаях, когда необходимо получить хороший фундамент на сложном грунте
Добиться этого можно двумя способами:
- связать, используя для соединения гибкую проволоку;
- применить сварку, фиксирующую элементы конструкции.
Оба варианта имеют сильные и слабые стороны. Проведем сравнительный анализ каждого из них.
Необходимые инструменты
Если планируется сварка, то понадобится сварочный аппарат. Для подобного типа работ хорошо подойдет полуавтматический агрегат. Им пользоваться проще всего. При этом, пережег прутьев практически невозможен. В случае, когда подразумевается использование проволоки, возникает вопрос, чем вязать ее. Для этого используют специальные крючки.
Они позволяют оптимально связывать пруты, при этом соединение получается максимально надежным и прочным. Подбор крючков зависит от особенностей проволоки, а также размеров арматуры. В целом они сделаны по одному типу, но при этом могут иметь разные размеры.
Технология вязки арматуры
Есть несколько способов вязки арматуры для фундамента специальной проволокой. Проводится эта работа непосредственно на объекте. Можно воспользоваться услугами специализированных мастерских, где работу выполнят качественно и в оговоренные сроки. Есть небольшой минус такой услуги. Вам придется найти транспорт для перевозки крупногабаритной конструкции. В условиях малых населенных пунктов это сложно и дорого. Поэтому советуем самостоятельно освоить процесс вязки элементов каркаса:
- Определитесь с количеством точек соединения.
- Отрежьте соответствующее количество кусочков стальной проволоки длиной 20 см. Диаметр соответствует 1,2-1,4 мм.
- Сложите отрезанный кусочек пополам.
- Подведите полученную петлю к месту соединения элементов.
- Воспользуйтесь вязальным крючком. Его можно изготовить самостоятельно либо приобрести в магазине. Введите рабочую часть в петлю.
- Захватите свободные концы и протяните их через отверстие. Место соединения стержней должно охватываться проволокой.
- Затяните с максимальным усилием и, провернув крючок несколько раз, обеспечьте плотное соединение деталей конструкции каркаса.
Вязка арматуры осуществляется с помощью специальной проволоки, которая соединяет прутки по углам конструкции
Вязка при помощи вязального крючка относится к самым дешевым, но трудоемким методам соединения арматурных элементов. Здесь не используется дорогостоящий строительный инструмент, работы проводятся силами одного или двух рабочих. Желая ускорить и облегчить работу, можно приобрести:
- автоматический пистолет для вязки. С его помощью скорость соединения значительно возрастет, но обращение с ним требует определенных навыков;
- вращательный электроинструмент, типа дрели или шуруповерта со специальной насадкой, приобрести которую можно в специализированных магазинах.
К достоинствам автоматизированных приспособлений относится повышение производительности, возможность соединения элементов конструкции в труднодоступных местах каркаса, значительное снижение физических затрат.
Сваи и столбы
В целом тут армирование схоже с подготовкой ростверка. Но, имеются некоторые особенности. В нижнюю часть сваи не закладывают арматуру. Там задачу по приданию жесткости выполняет камень. Верхнюю часть обязательно связывают.
Тут следует следовать следующему правилу: арматура должна располагаться по кругу. Вяжите ее так, чтобы она не смещалась ни в центр, ни наружу. Минимальное количество прутьев – 4, это обеспечит достаточную прочность. Максимальное число прута напрямую зависит от толщины столба или сваи.
Организация работ
Приступая к работам по созданию армированного каркаса методом вязки, заблаговременно приобретите необходимые инструменты и материалы. Придерживаясь несложных рекомендаций, вы быстро освоите технику соединения и сможете качественно выполнить поставленные задачи:
- Расположите нижний ряд горизонтальных элементов конструкции на небольшом расстоянии от поверхности грунта – 4/6 см. Для обеспечения требуемого зазора подойдут деревянные или пластиковые подкладки. Их задача – не допустить соприкосновения каркаса с почвой.
- Установите вертикальные элементы на фиксированном расстоянии друг от друга. Соблюдайте равномерность шага. Обеспечьте неподвижность прутков с помощью фиксирующих приспособлений. Оградите металл от контакта с грунтом, неметаллическими подстаканниками. Важно выполнить это требование, чтобы избежать коррозии арматуры в дальнейшем.
Сам процесс вязки отличается тем, что его можно производить как непосредственно на месте возведения здания, так и в специальном цеху
Ростверк
Этот тип фундамент часто путают с ленточным. Но, попытки возводить его аналогично ленточному основанию может привести к неприятным последствиям. В целом подошва ростверка значительно меньше, поэтому нагрузка на нее больше. Тут же стоит учитывать нестабильность почвы.
В результате фундамент начинает «гулять» и постепенно разрушается. Чтобы избежать этого сначала вяжется стандартный каркас. Тут применяются для вязки арматуры такие же приемы, как и в ленточном варианте. Но, после этого делается усиление верхней и нижней части фундамента. Для этого по всей длине располагают прут арматуры толщиной не менее полтора диаметра основного прута.
Технология сварки арматуры
Хотя сварка арматуры для фундамента более трудоемка, чем вязка, полностью отказаться от нее невозможно. На больших стройках при возведении многоэтажных домов нельзя обойтись без сварки. Фундаменты таких сооружений несут увеличенные нагрузки, поэтому и требования по прочности предъявляются соответствующие. Чтобы арматуру для фундамента варить, используют специальные марки изделий – А400С или А500С. Диаметр прутков находится в пределах 3-5 сантиметров. Для работ применяется контактная точечная сварка. Учитывая тот факт, что при перегреве металла происходят изменения структуры, вызывающие ослабление прочностных характеристик, желательно, чтобы сварка арматуры для фундамента проходила на специализированных предприятиях либо проводилась на стройплощадках квалифицированными сварщиками.
При сварке у арматуры снижается прочность и нарушается внутренняя структура
Изготовление сварных каркасов в промышленных условиях проводится в несколько этапов:
- отделом технического контроля проводится проверка качества материалов, которые планируется использовать при изготовлении каркаса. Отбраковывается материал, не соответствующий требованиям стандартов и техническим условиям;
- круглый прокат из стали Ст.0 или Ст.3, предварительно очищенный от ржавчины, грязи, подвергают правке, разметке, резке на заданную величину. Проводится зачистка элементов абразивным инструментом;
- заготовки соединяются в плоскую конструкцию. Точечная сварка арматуры производится при диаметре заготовки до 26 миллиметров. При работе с арматурой увеличенного диаметра происходят деформации конструкции от сильного нагрева при сварке. Чтобы избежать искривлений, элементы слегка прихватывают;
- с помощью специальных кондукторов, плоские элементы устанавливаются вертикально друг над другом на расчетном расстоянии. Кондукторы изготавливают с высокой степенью точности – отклонения от заданных параметров не превышают трех миллиметров;
- производится предварительная связка элементов;
- проверяется соответствие пространственной конструкции техническому проекту, корректируется вся сборка в целом, определяется необходимая длина сварочных швов. Во избежание деформаций элементов от перегрева четко определяется последовательность сварки соединений;
- окончательно сваривают пространственную конструкцию.
Чаще всего этот метод используется в тех местах, где грунт имеет устойчивое положение, то есть он оседает не слишком сильно
При сварке непосредственно на строительной площадке порядок операций аналогичен. Единственное отличие – неудобство использования дуговой сварки. Поэтому, собирая каркасный модуль на объекте, применяется точечная сварка арматуры. Она мобильна, а в комплекте со специальными клещами можно выполнять работы даже в подвешенном состоянии, с поворотом на любой угол.
Какой метод соединения предпочесть?
Прежде, чем окончательно определиться – вязать или варить арматурный каркас, взвесьте все «за» и «против». Каждый метод соединения имеет положительные и отрицательные моменты. Выбрать оптимальное решение помогут рекомендации специалистов. При возведении многоэтажных зданий с увеличенной нагрузкой на основание – однозначно выбирается сварка. Диаметр стального прутка выбирается не менее 30 миллиметров. Почему арматуру увеличенного сечения следует предпочесть? Ответ: чтобы максимально сократить риск пережога, который приведет к ослаблению прочности соединения.
К недостаткам метода сварки, который ограничивает сферу применения, относится возникновение внутренних напряжений, повышающих вероятность образования трещин при заливке. Проблематично использование в сейсмически неустойчивых районах и на сложных грунтах, где процесс усадки происходит долгое время и может вызвать разрушение.
Но нельзя забывать о достоинствах сварки:
Быстрота проведения работ, позволяющая значительно сократить сроки строительства.
- Увеличенная жесткость готового модуля.
- Получение прочного основания, способного выдерживать большие нагрузки.
При частных постройках лучше воспользоваться способом вязки, который:
- отличается простотой и доступностью, даже для начинающих строительную карьеру;
- снимает потребность в поиске сварочного аппарата и сварщика высокого разряда, способного выполнить работы без дефектов;
- не образует в местах соединений дополнительных напряжений;
- позволяет использовать для усиления более дешевую арматуру уменьшенного сечения.
К недостаткам можно отнести небольшую жесткость, что не особо актуально при возведении малоэтажных построек.
Некоторые особенности
Схема полуавтоматической сварки арматурных стыков.
Сила тока, которая используется при сварке тоже оказывает непосредственное влияние на процесс. Она может быть как завышенной, так и заниженной. Оба варианта являются отрицательными. Если использовать низкие токи при работе, то велика вероятность того, что материал будет прогрет недостаточно хорошо, а это приводит к нестыковке. Большой параметр тоже плохо воздействует на соединяемые элементы. Если используется высокая сила тока, то она перегревает поверхности. Они вследствие этого становятся хрупкими и ненадежными. Это может сказаться на целостности всего фундамента.
Таким образом, необходимо подбирать оптимальное соотношение силы тока. При включении аппарата стоит сразу посмотреть на то, как электрод взаимодействует с металлом. Если он к нему прилипает, то сила тока недостаточно велика. Значит, ее необходимо увеличить. Современные сварочные аппараты имеют возможность плавного регулирования. Это их большой плюс.
Специалисты считают, что для плотного прилегания 2-х сварочных поверхностей друг к другу на них обязательно нужно воздействовать сторонними силами. Однако это сделать не так уж и просто. На практике прижимать 2 прутка арматуры друг к другу не так-то и просто. Эта мера иногда является малоэффективной. В некоторых случаях куда лучше просто отшлифовать поверхности. В этом случае площадь соединения значительно возрастает.
Чтобы убедиться в том, что соединение сделано качественно, его необходимо проверить.
Для этого делается предварительное сваривание 2-х прутков между собой. После этого нужно дать им время для остывания до комнатной температуры. Если на поверхности появляются какие-либо трещины или другие дефекты, то какой-то режим подобран неправильно. Стоит произвести регулировку того или иного параметра, чтобы в итоге все получилось идеально. Разумеется, великолепного качества достигнуть достаточно сложно. Можно лишь попытаться приблизиться к идеалу. В этом случае фундамент будет действительно надежным и долговечным.
Схема ручной дуговой сварки арматуры.
Такой вид соединения арматуры имеет и свои преимущества. Здесь стоит говорить о целом ряде плюсов. Специалисты отмечают их повсеместно. В случае использования сварочного соединения можно создать фундамент в сравнительно короткие сроки. Необходимо только правильно настроить оборудование и уметь рационально пользоваться им.
Если площадь несущей конструкции, которая создается для жилого или коммерческого здания, является достаточно большой, то именно этот метод соединения арматуры считается оптимальным. Он и используется на практике. При строительстве больших домов именно для фундамента эта технология оптимальна.
Когда человек, который назначен ответственным к проведению работ, начинает задумываться о том, какой способ соединения арматуры ему выбрать, то ему следует руководствоваться несколькими факторами. В результате их изучения он должен сделать окончательный выбор – вязать или варить арматуру для фундамента.
Разумеется, многочисленные отрицательные черты сварочного соединения арматуры откладывают свой отпечаток на его использовании в качестве основного в тех или иных строительных работах. У него есть и другие недостатки, помимо тех, которые были перечислены выше. К примеру, при заливке фундамента может возникнуть ситуация, когда бетон раздавит места соединений. То есть целостность фундамента будет нарушена. К тому же в тех местах, где используется сварка, велика вероятность образования очагов коррозии. Этого нельзя допускать, так как это напрямую влияет на целостность всей конструкции в целом. Вязка арматуры обладает рядом преимуществ перед сваркой. Об этом и стоит поговорить более подробно.
Что лучше — вязать или варить арматуру
Что лучше — вязать или варить арматуру для фундамента
Без арматуры не обходится не одно маломальское строительство. Арматура используется в качестве армирования для фундаментов, при строительстве стен и перекрытий.
По отдельности — арматура представляет собой длинные металлические прутки, которые в процессе сборки металлокаркаса соединяются один с другим. Существует несколько способов соединения арматуры — проволокой и сваркой. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
К примеру, не рекомендуется сваривать арматуру для фундамента, поскольку в зоне сварочного шва происходит серьёзное изменение структуры металла. В свою очередь это приводит к падению прочности и созданию неподвижного соединения. В случае каких-либо подвижек фундамента, армирование может попросту лопнуть на сварном шве.
В чем преимущества сварки арматуры
Несмотря на главный недостаток сварки арматуры, многие все-таки прибегают к этому способу соединения.
При соблюдении правильной технологии, сварка арматуры для фундамента имеет ряд неоспоримых преимуществ, а именно:
- Создаётся надежное и полностью неразъёмное соединение;
- Повышаются ударопрочные характеристики металлоконструкции;
- Сварные изделия практически не поддаются деформации в процессе эксплуатации;
- Конструкция обладает максимально возможной температурной стойкостью;
- Металлоконструкции отлично сохраняют свою форму долгий период.
К недостаткам сварки арматуры в строительстве можно отнести то, что это довольно дорогостоящий способ создания неразъёмных соединений. Зачастую на стройке нет электричества, поэтому для сварки арматуры приходится использовать генераторы, что существенно увеличивает стоимость строительства.
Так же, как было упомянуто выше, при несоблюдении правил и технологии сварки арматуры, соединение может получиться непрочным, что приведёт к его деформации со временем. Чтобы варить арматуру нужно иметь опыт и знания, поэтому не каждый сварщик способен на 100% справиться с этой задачей.
В чем преимущества вязки арматуры
Более дешевым способом соединения арматуры является вязка проволокой. Это самый дешевый и быстрый способ соединения, который не требует специальных знаний.
К тому же, вязка арматуры имеет и ряд других преимуществ:
- В частности это самый безопасный способ соединения;
- Быстрый способ, поскольку не нужно подгонять арматуру и подготавливать её к свариванию;
- Соединение обладает небольшой подвижностью, поэтому при просадке фундамента металлокаркас останется целым, даже если его и поведёт, чего нельзя сказать о сварке;
- Вязать арматуру для фундамента можно без источника электропитания. То есть, такой способ отлично подходит для тех объектов, которые не подключены к линиям электроснабжения;
- Металлоконструкции из арматуры обладают меньшим весом, чем при сварке.
Варить или вязать арматуру — зависит от множества факторов. И тот, и другой способ допускается использовать в строительстве, но есть определённые нюансы. Отталкиваясь от всех вышеперечисленных факторов, каждый сможет найти для себя какое-то верное решение.