Столбы и колонны

Чем декорировать наружные опорные столбы и колонны?

Опорные столбы и колонны встречаются едва ли не на каждом загородном доме. Они могут быть частью входной группы, поддерживать крышу над террасой или навесом. Это значимые элементы дизайна, и подходить к их оформлению нужно ответственно

Очевидно, что при отделке опор следует отталкиваться от того материала, из которого они сделаны. Больше всего простора для творчества оставляют бетонные столбы. Прежде всего их можно облицевать кирпичом: лицевым, клинкерным или даже обычным рядовым, если это согласуется с фасадом здания. Зачастую архитекторы предлагают заказчику керамическую или даже мозаичную плитку — решение довольно трудоемкое, но при этом эффектное. Важно! При наружной облицовке плиткой нужно использовать только морозоустойчивый клей. Обычный не выдержит нагрузки, и при первых же перепадах температуры плитка начнет отваливаться.

Довольно распространенный вариант — декоративные штукатурки для наружных работ. Они доступны по цене и просты в работе, но, к сожалению, недолговечны. Через каждые 3-5 лет покрытие приходится подновлять, а иногда и менять полностью.

Если облицевать колонную рядовым кирпичом, это усилит ее. Такая конструкция будет лучше воспринимать нагрузку от большого навеса

Если фасад или хотя бы цоколь здания покрыт искусственным камнем, логично будет отделать опорные столбы тем же материалом. Производители предлагают огромный выбор угловых и скругленных облицовочных элементов, так что подобрать нужный вариант для конкретной конструкции труда не составит. Еще один аргумент в пользу данного материала — легкость в работе. Привлекать квалифицированных специалистов не нужно, можно воспользоваться услугами рядового плиточника.

А вот с натуральным камнем дела обстоят значительно сложнее. Плитку придется подпиливать по размеру и раскладывать так, чтобы разница в оттенках, присущая этому природному материалу, не бросалась в глаза. Эта работа по силам только опытному мастеру, и нужно быть готовым к тому, что его услуги обойдутся недешево. Еще одна статья расходов — высокопрочный клей, предназначенный именно для камня.

Итак, с бетоном все понятно. Но что делать с другими видами столбов? Например, с металлическими? Их обычно не маскируют, ведь они сами по себе выглядят эффектно и выразительно. Но предоставлять такие конструкции сам себе тоже нельзя — нужна защита от коррозии. Для этих целей обычно используют эмали для металла, нанося их на предварительно загрунтованную поверхность. Можно просто придать опорам нужный цвет, а можно воспользоваться краской с тем или иным эффектом, например, отливающую золотом или бронзой. Конечно, она стоит дороже обычно, но эти затраты себя оправдают.

Самыми стойкими красками по металлу являются так называемые кузнечные. При грамотном нанесении они держатся многие годы

Для относительно тонких металлических столбов есть остроумное дизайнерское решение. Можно заключить опоры в декоративные потолочные балки. Речь идет о полиуретановых изделиях П-образного профиля, которые на удивление точно имитируют цвет и фактуру состаренной древесины. Их просто ставят с обеих сторон столба и фиксируют саморезами. Пластик не боится ни воды, ни холода, ни зноя, ни насекомых-вредителей, и будет служить многие годы.

Что касается деревянных столбов, их обычно окрашивают или пропитывают тонирующими защитными составами. Но и здесь остается простор для творчества. Если навес устроен так, что на опоры не попадает ни снег, ни дождь, можно обмотать их пеньковым канатом. Такое оформление прекрасно смотрится как на незатейливых избушках, так и на довольно современных домах. Жгут толщиной 3–5 см просто укладывают плотными кольцами и фиксирую внизу и вверху. Приклеивать его намертво не стоит — спустя несколько лет веревка потеряет «товарный вид» и ее придется заменить.

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Читайте также:  Укладка тротуарной плитки своими руками - технология

Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Отдельные опоры (столбы, колонны )

В ряде случаев нагрузки от перекрытий передаются не на стены, а на отдельные опоры в виде каменных столбов, железобетонных или стальных колонн. Отдельные опоры целесообразно возводить вместо внутренних капитальных стен для экономии строительных материалов.

Массивные несущие стены могут быть заменены рядами опор. Строительные элементы, имеющие форму стержня и чаще всего вертикальные, переносят статические нагрузки на фундамент и вследствие создания промежуточных пространств между ними. Происходит оптическое расширение закрытой стены с переходом к прозрачной границе пространства. Пространства и части пространств можно соединять таким же образом, каким можно слить воедино наружные и внутренние пространства, используя опоры вместо массивных фасадов. Форма и материал опор неоднократно изменялись. Уже в ранний период истории обычным было использование деревянного столба, который и сегодня используется в качестве подпорки. В более совершенных формах его можно найти в современных мачтовых конструкциях, в бетонных мачтах, закрепленных в отверстиях фундамента, в опоре для крыши или для укрепления стены. Каменный контрфорс может иметь не только квадратное или прямоугольное сечение, но и быть круглым или многоугольным.

В зависимости от архитектурной композиции различают отдельно стоящие контрфорсы и пилястры, угловые пилоны (стойки) и контрфорсы. Само название составных колонн и столбов крестового сечения свидетельствует о сложном очертании. Для современных стальных и железобетонных скелетных конструкций понятие контрфорса было заменено на общее обозначение — опора. Подобного рода опоры уже не должны обязательно быть вертикальными, они могут иметь Y-, V-или А-образную форму.

5. Перекрытия.

Они разделяют здания по высоте на этажи. Перекрытия, разделяющие смежные этажи, называются междуэтажными перекрытие, располагаемое над подвалом, — подвальным; перекрытие, отделяющее верхний этаж от чердака, — чердачным.

Чердачные перекрытия- отделяют жилой этаж от чердака крыши. Основное требование, предъявляемое к данному типу перекрытий – теплозащита. Утеплитель, входящий в состав конструкции, должен быть надежно защищен от увлажнения. Защита утеплителя осуществляется при помощи пароизоляции, располагаемой непосредственно под слоем утеплителя. Пароизоляция позволяет предотвратить не только увлажнение, возникающее в результате диффузии паров из жилых этажей, но и конденсацию в точке, где температура снижается до точки росы.

Межэтажные перекрытия – отделяют жилые этажи друг от друга. Для межэтажных перекрытий температурно-влажностные факторы не являются определяющими. Это обусловлено тем, что в разделяемых ими помещениях микроклиматические условия примерно одинаковые. Гораздо большее внимание следует уделять звукоизоляционным характеристикам. Правда, если перекрытия будут организованы в помещениях с повышенной влажностью (ванные комнаты, санузлы и т.п.), то к ним в довершение ко всему предъявляются требования по обеспечению надежной гидроизоляции.

Подвальные перекрытия- отделяют подвал от жилого этажа. В случае, когда подвал не отапливаемый, то к подобного рода перекрытиям предъявляются те же самые требования, что и к чердачным – надежная теплоизоляция, в противном случае так же, как и к межэтажным. Правда, в отличие от чердачных перекрытий, в данном случае диффузия водяных паров происходит из теплого жилого помещения в холодное подвальное, поэтому слой пароизоляции необходимо располагать поверх утеплителя.

Потолок представляет собой нижнюю поверхность перекрытия, ограничивающего помещение сверху. Верхней плоскостью междуэтажного перекрытия является пол.
В большинстве случаев перекрытия состоят из несущей конструкции, передающей нагрузки на стены или отдельные опоры, и заполнения.

Несущими конструкциями являются железобетонные, деревянные или стальные балки. Заполнение должно обеспечивать звуко и теплоизоляционные качества перекрытия.
Перекрытие должно быть прочным, устойчивым и не зыбким при приложении временных нагрузок. В помещениях с повышенной влажностью (санитарные узлы, бани, прачечные и т. п.) перекрытия должны быть водонепроницаемыми (иногда паронепроницаемыми) и не загнивающими.

Материалы для полов выбираются в зависимости от назначения и характера общей отделки помещений. Полы должны быть гладкими, но не скользкими, бесшумными при ходьбе по ним, мало тепло- и звукопроницаемыми и мало истираемыми. Полы делают из дерева, керамических плиток, асфальта, линолеума и других материалов.

Конструкция междуэтажного перекрытия по балкам:
1 — чистый пол; 2 — лага; 3 — рубероид или толь; 4 — балка; 5 — засыпка; 6 — накат; 7 — черепные бруски; 8 — подшивка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Базальтовые столбы. Где они и как образовались?

Столбчатые отдельности (в просторечии – базальтовые столбы, колонны) – явление не уникальное, как часто пишут, но редкое. Автор обнаружил сии памятники природы только в 24 странах (50 обнажений), хотя они и должны быть везде, где базальты вскрываются эрозионными процессами. Состав их также далеко не всегда истинно базальтовый – бывают и другие горные породы (диориты, дациты, липариты).

Но, ближе к телу…, к базальтовому. А Вы что подумали? В геологии такие образования именуются геологическим телом (например, интрузия – геологическое тело…). В смысле, не теплое, но объемное! Сначала картинки России.

1. Мыс Столбчатый, о. Кунашир. Мыс на востоке острова Кунашир. Находится в Южно-Курильском городском округе Сахалинской области России. Образован вулканическими породами вулкана Менделеева. Мыс представляет собой отвесные скалы высотой до 40 м, вдающиеся в Кунаширский пролив несколькими выступами. Постепенно скалы разрушаются, образуя у подножий завалы из каменных «брусьев».

2. Камчатский край.
А) Экструзивный купол Гигилен, вулкан Ичинская сопка.
Ичинская сопка – стратовулкан в центральной части полуострова Камчатка. Вершина вулкана является самой высокой точкой Срединного хребта. Вулкан расположен на его западном склоне, в верховьях рек Быстрая Хайрюзова, Ича, Быстрая Козыревская, является единственным активным вулканом хребта и в настоящее время проявляет слабую фумарольную активность.
Б) Побережье бухты Ольги. Бухта Ольга Кроноцкого заповедника для млекопитающих – популярный летний курорт, нагулять жир и порезвиться в охраняемой заповедной акватории киты спешат с начала мая.

Читайте также:  Забор из бетонных панелей (плит)

3. Сев. Кавказ. Эльбрус, Кабардино-Балкария, Терскол – село в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии, входит в сельское поселение Эльбрус).

4. Красноярский край.
А) Полуострове Таймыр. Государственный природный биосферный заповедник «Таймырский».
Б) Обнажение «Красные Камни» находится в окрестностях Талнаха на Таймыре, в долине ручья Угольный (

в 40 км от Норильска). Ущелье расположено в горном массиве Хараелах. Оно образовано двумя безымянными вершинами. Свое название оно получило за характерный яркий красновато-бурый цвет, связанный с особенностями выветривания базальтовых лав.

Осмотрелись? Теперь ответ на вопрос: как они образовались?
А) Наиболее ярким примером структур являются ячеистые лавовые покровы. В базальтах известны пяти-шестигранные колонны (от 3 до 7 граней). Вполне возможно, что на начальных этапах зарождения этих структур здесь был задействован и конвективный механизм Бенара, поскольку иначе пока трудно объяснить одновременность заложения всех трещин. И уже после заложения правильной сети трещин они развивалась вглубь по мере того, как базальтовые колонны сжимались под охлаждающим действием просачивающейся воды.

Б) Образование базальтовых столбов происходит в процессе отвердевания больших объемов остывающей жидкой лавы, подвергающейся в это время дифференциации вещества в ней вследствие конвекции в ходе остывания лавы. Дифференциация вещества начинается в еще совершенно жидкой лаве в результате возникновения и дальнейшего взаимного согласования тепловых конвекционных потоков в почти неподвижной остывающей лаве, образовавшей после извержения вулкана целые лавовые озера. Так что спонтанно возникшие конвекционные потоки за некоторое время (до отвердения лавы) взаимно согласуются в виде граничащих друг с другом конвекционных ячеек – почти правильных вертикальных шестигранников.

В) Данная шестигранная форма поперечного сечения столба объясняется понятием «минимум поверхностной энергии», по простому – чем короче граница, тем лучше. Это можно наблюдать не только на лужах и т.д., а главным образом в зернах металлов (под микроскопом) при их медленном застывании из жидкого состояния. Граница зерна «старается» стать короче, при этом объем зерна уменьшаться не хочет, и в месте схождения трех зерен (столбов, в нашем случае) границы будут короче только в том случае, если угол между ними будет равен 120 град. Следовательно, и получаем правильный шестигранник.

Г) Ученые из института Торонто раскрыли тайну загадочных шестигранных колонн. Они побывали на Дороге гигантов и в ряде мест со схожим явлением, где измерили геометрические характеристики многоугольников. По заявлению физиков, размеры колонн, достигающих от нескольких сантиметров до нескольких метров в поперечнике, зависят, прежде всего, от скорости извержения и остывания лавы. Дальше, используя результаты полевых наблюдений, экспериментов и математической теории, канадские физики установили, что ключом к решению трудности является тот факт, что столбы формируются одним и тем же методом как при охлаждении лавы, так и при застывании крахмала.

Чтоб понять каким образом образуются колонны того либо другого размера, ученые воспроизвели явление в лаборатории. С данной целью и употребляли смесь воды и кукурузного крахмала, которая при нагреве и высыхании сформировывает трещины и длинноватые колонны, совсем похожие на базальтовые столбы. Варьируя режим нагрева и высыхания крахмала, ученые получили зависимость, с которой формируются подобного рода достопримечательности. Согласно полученным результатам, чем медленнее остывает лава, тем крупнее в итоге получаются столбы.

Авторы исследования утверждают, что отысканный ими коэффициент, связывающий скорость остывания и высыхания дозволяет предсказывать также размер ячеек и в остальных схожих действиях, вроде высыхания грязи, растрескивания краски либо растрескивания слоя вечной мерзлоты.

Столбы и колонны

КАЧЕСТВЕННО

БЫСТРО

SEO оптимизация

адаптивная верстка

Ремонт в регионах

Происхождение свое колонна ведет от древесного ствола — бревна, поставленного на землю стоймя для поддержки покрытия. Впоследствии ствол обрабатывался: очищался от сучьев, коры, ему придавалась более правильная форма. Как наиболее ответственные части здания, поддерживавшие покрытия, колонны в монументальных зданиях стали делаться из камня по всей вероятности сразу же, как только человек овладел в достаточной степени уменьем отесывать камень.

Содержание

Строение колонны

Членение колонны. произошло из конструктивных соображений: под нее укладывался плоский камень (плинт), чтобы ствол не углублялся в грунт от тяжести нагрузки и одновременно был предохранен от грунтовой сырости. Сверх столба накладывалась дощечка (абака) того же материала; для увеличения площади, опоры балки и для возможности смены при загнивании (в дереве) места соединения с несомой балкой. Таким образом образовались членения на три основные части: базу, ствол, или стержень, и капитель (или голову).

В каменных колоннах. уже с глубокой древности имелись налицо все три части, в редких случаях база могла отсутствовать (при установке на каменном цоколе). В отношении декоративном наибольшее внимание отдавалось всегда капители, как наиболее украшаемой части; база украшалась скромнее, менее же всего бывал украшен ствол, чем подчеркивалось его конструктивное значение. Таким прообразом каменной колонны был деревянный столб неодинаковой толщины в верхнем и нижнем концах, устанавливавшийся на землю толстым концом, то и в каменных – была сохранена эта форма — общее утонение кверху.

Многообразие форм

За время своего существования колонна имела много различных форм, изменялась в пропорциях в своем профиле и сечении, в своей обработке. Древнейшие образцы мы имеем в египетской архитектуре. Повидимому, судя по изображениям египтян колонна здесь была сначала деревянной, из пальмовых стволов, но до нашего времени сохранились только каменные. Выделывались они из гранита, сиениты известняков различных типов и бывали или монолитными или из отдельных блоков.

Пропорции их, т.е. отношение высоты к диаметру, не были точно ycтановлены и колебались от 3 до 5,5. Они достигали больном величины (до 21 м — храм Аммона в Карнаке).

Колонны в Египте

Кроме круглого сечения в Египте нередко имела сечение многолопастное, т. е. как бы составлялась из нескольких стволов или стеблей (рис. 1). В профиле помимо сужения кверху нередко встречается закругление нижней части, вызванное по всей вероятности подражанием стволу пальмы, имеющему аналогичное закругление и сужение близ корня.

В общем египетская носит в значительной степени изобразительный характер, представляя деревянный столб, обвязанный стеблями папируса, лотоса или пальмовых ветвей, верхние концы которых, загибаясь у поддерживаемой балки, образуют капитель.

Следует упомянуть о так называемых. «протодорийских», встречающихся в пещерных гробницах (гроты Бени Гассана) в храме Аммона в Карнаке и представляющих собой слегка суживающиеся кверху каменные столбы с большим или меньшим количеством граней, с квадратной плитой (абакой) между колонной и покрытием.

В них можно видеть отдельные ступени развития из каменного столба квадратного сечения путем постепенного среза углов и увеличения числа граней (рис. 2 и 3).

Колонны в Месопотамии

В Месопотамии в своих сохранившихся образцах дается яркий образчик каменной колонны, происшедшей из деревянной, увенчанной подбалкой, превратившейся в капитель (рис. 4).

Пропорции К. здесь более легки, чем в Египте: вышина К. имеет 10—11 диаметров. Эта легкость пропорций оказала несомненное влияние на выработку у греков типов ионического и коринфского стилей.

Древнегреческие колонны

Наиболее выразительную декоративную обработку колонны и ее части приобретают в античной Греции. Здесь развитие шло также от деревянной стойки. Будучи чисто конструктивной частью здания, колонна начинает получать и декоративное значение в зданиях общественного характера.

На Крите — в Фесте, в Кнассе — в Микенах, Таринфе и других местах в постройках второго тысячелетия до нашей эры сохранились каменные в больших парадных зданиях общественных поселений и в т. н. «мегаронах» (жилых помещениях).

Колонны этой эпохи любопытны тем, что их ствол тоньше внизу и утолщается наверху у капители.

Колонны более поздние (архаич. Греции) — деревянные, уточняются же кверху. Подобных колон не сохранилось, и они известны лишь по изображениям.

Этот тип переходит уже непосредственно к колонне дорического стиля, затем слегка видоизменяется в стилях ионическом и коринфском в Греции и наконец служит прототипом для выработки различных ордеров и стилей.

Римские колонны

В Риме в значительной степени утеряла свое конструктивное значение и сделалась декоративной рис. 5.

Излюбленным типом покрытия римской архитектуры были арка и свод, а не архитрав, как в Греции и Египте (рис. 6).

Опирая арки на столбы квадратного сечения, римские зодчие приставляли к ним колонны, выступающие из массы столба на 1/2 или 1/4 своего диаметра и поддерживавшие лишь выступ антаблемента над арками. В других случаях колонны выступали настолько же из сплошной стены в качестве чисто декоративного членения.

Таким образом заимствованная из Греции конструктивная часть в Риме начинает превращаться в декоративную деталь, сохраняя в то же время иногда прежнее конструктивное значение.

Последующая стадия развития архитектуры, обусловленная ремесленным способом производства, использует их в архитектуре исключительно как опорную конструктивную часть, придавая ей размеры и формы соответственно несомой нагрузке. В этот период она очень разнообразна по форме и не руководится никакими канонами кроме соображений конструктивного удобства. Они то очень массивны — толсты и коротки (рис. 7) то тянутся вверх, утоняясь до пределов прочности камня. При разделении нагрузки сводов на отдельные пучки гуртов они группируются также пучками, образуя групповой столб, или пилон, каждая отдельная колонка которого несет нагрузку отдельного гурта.

Читайте также:  Лотки железобетонные (жби, жб): для теплотрасс - размеры

Можно отметить как общую черту раннего средневековья их большую тяжесть и массивность сравнительно с колоннами позднего средневековья. Арки и гурты воспринимаются обычно непосредственно капителью без промежуточного антаблемента. Но иногда его роль играют т. н. импосты над капителью.

В позднем готическом стиле капитель превращается в орнаментальную тягу, обходящую весь пучок, а иногда гурты, и непосредственно врезывается в тело или служит как бы ее продолжением.

Стволы в византийской и романской архитектуре часто покрываются орнаментом, извиваются спиралью, изламываются в зигзаги и даже у парных переплетаются один с другим, образуя нечто вроде узлов (рис. 8 и 9).

Колонны на Руси

В архитектуре восточных народов колонна близка к средневековой, но в общем более тонка и имеет иной формы капители.

В русском средневековом зодчестве колонн в полном смысле этого слова не было. Были столбы, иногда с закругленными углами — в зодчестве Пскова.

Итальянцы, строившие в Москве, дали образцы колонн в своих постройках Успенского собора и Грановитой палаты. В деревянных постройках применялись столбы круглого сечения, но с «перехватами», расчленявшими столб на отдельные части. Эти приемы обработки применялись затем и в каменном зодчестве для обработки круглых или граневых столбов, заменявших их.

В редких случаях встречаются круглые колонны., напоминающие романские типы, а в конце 17 в. появляются искажённые, сильно упрощенные типы античного образца. В архитектуре периода ренессанса Италия «возрождает» тип римских, но первое время не соблюдая классических пропорций.

В раннем ренессансе нередко можно встретить колонны с орнаментированными и сильно расчлененными стволами еще почти средневекового характера. В последующем развитии колонна ренессанса становится все ближе к римским, и наконец теоретики архитектуры Дш. да Виньона, Палладио и др. вырабатывают свои ордера на базе пропорций римских построек. Но в применении колонн зодчие ренессанса допускали приемы, не применявшиеся римскими: удвоение, постановку рядом одного ордера, но разных масштабов, опору архивольтов непосредственно на капитель.

Все эти приемы являются пережитками средневековья, которые сочетались вместе с античными ордерами, внося в них больше разнообразия. Архитектура барокко со своим стремлением к живописной игре светотеней пытается усложнить очертание, изгибая ее ствол спиралью, нарушая тем выражение ее конструктивности, или нанизывая на ствол кольца или квадры в виде рустов. Последний прием был особенно распространен во Франции, где Филибер-де-л Орм изобрел новый ордер с подобными «окольцованными» колоннами.

Колонны Нового времени

Но наряду с этими орнаментальными увлечениями применялись и очень строгие типы. В 18 и 19 вв. всюду, куда проникала европейская культура, в архитектуре применяется колонны более или менее классического характера.

В первой четверти 19 в. наряду с колоннами римского типа получает широкое применение и греческая, преимущественно дорического типа.

Во второй половине 19 в. в период архитектурного эклектизма можно встретить в постройках самых разнообразных стилей, от египетских до стиля барокко, иногда даже в одном здании.

Современные колонны

Новые материалы строительной практики дали колонны из чугуна, не требовавшие толщины каменных. Но строители все же сохраняли по традиции их декорацию — базы, капители, канеллюры — классического типа.

В 20 в. при металлических и бетонных конструкциях были попытки восстановить прежний характер колонн как чисто конструктивной части сооружения, сохраняя в то же время и ее декоративное значение.

Понимая, что пропорции античных не отвечают новым материалам, строители отбрасывали формы ордеров, но не заменяли их новыми. Колонна превратилась просто в цилиндрический стержень, без базы, капители и других членений.

В архитектуре метро мы имеем ряд попыток, более или менее удачных, создать новый тип в ее применении внутри здания.

На зданиях Московской гостиницы, библиотеки Ленина колонны заменены квадратными в сечении столбами.

Есть попытки использовать и античные формы, изменив их пропорции.

Столбы и колонны из кирпича

При возведении всевозможных колонн можно использовать цельный или половинный кирпич исключительно без видимых дефектов (трещины, разломы, разрушения и т. п.)

В современном дизайне загородных домов большой популярностью пользуются заборные ограждения, имеющие кирпичные колонны между деревянными секциями.

Также востребованы опорные колонные сооружения для поддержания крыши навесов, капитальных дворовых беседок и т. д. В любом случае технология кладки из любого кирпича осуществляется без выполнения многорядной обвязки, поскольку столбовая конструкция не нуждается в монолитности структуры и особой прочности. Выполняют обвязку только в случае постройки колонн с поперечным сечением 2х2 цельных кирпича.

В колонном сооружении может по проекту предполагаться укрепляющее армирование металлической трубой или стальными прутьями.

Методика кладки колонны

Как правило, постройка столбовых колонн осуществляется по кладочной технологии в два или полтора кирпича. Строительство конструкции должно проводиться строго по правилам специально разработанной технологии . Все нюансы должны неукоснительно соблюдаться исключительно точно, поскольку всякое нарушение легко может повлечь разрушение, наклонение строения или существенное проседание готовой кирпичной колонны.

В зависимости от непосредственного предназначения возводимой конструкции кирпичная кладка колонн (столбов) выполняется с учётом индивидуальных особенностей.

По внешнему виду существующие типы кладки практически неразличимы

Выполняется кладка кирпича в виде подвязки с тремя рядами по причине сложности выполнения однорядного варианта. Многорядный способ не способен обеспечить должной прочности колонной конструкции.

Качественное выполнение работы возможно только при использовании полнотелого кирпича и прочного цементного раствора. Положение каждого элемента в строении необходимо контролировать в горизонтальной и вертикальной плоскостях при помощи отвеса и монтажного уровня. Чтобы придать колонне дополнительную устойчивость и механическую прочность применяются вкладки армированной сетки, которые не должны доходить до края минимум 1,0 см.

Разновидности колонных конструкций

Классифицируют колонны, построенные из кирпича, по принципу выполняемых ими функций:

  • несущие варианты – удерживают какие-либо элементы здания и принимают существенные нагрузки по опорной площади на фундамент;
  • заборные колонны – применяются для удержания заборных секций. Испытывают только вертикально направленную нагрузку собственного веса;
  • воротные столбы – это вариант колонной конструкции применяемый для удержания различных моделей ворот. Принимают вертикальную и горизонтальную нагрузку, поэтому их постройка требует обязательного применения надёжного продольного армирования.

Монтаж колоны из кирпича

Чтобы возводимая колонна обладала должной прочностью, нужно предварительно подготовить каркас и заполнить его качественным цементно-песчаным раствором. Здесь необходимо использовать арматурные стержни для упрочнения бетонной конструкции.

Выполнение качественной кладки колонны предусматривает соблюдение специальной технологии!

Сначала выполняется подготовка расходного строительного материала:

  • цементно-песчаный раствор;
  • цельный или половинчатый кирпич;
  • арматурные стержни.

Помимо этого, потребуется необходимый инструмент:

  • строительный уровень и отвес;
  • обычный шпатель;
  • подходящая ёмкость для замешивания раствора.

После схватывания и высыхания фундамента выполняется кирпичная кладка, которая может быть нескольких вариантов:

  • 2 кирпича на 2;
  • 2 на 2,5 кирпича;
  • 2 цельных кирпича на 1,5.

В строящейся конструкции первый ряд является наиболее важным и ответственным. Монтаж необходимо выполнять идеально, так как результат работы напрямую зависит от него.

Кирпичная кладка 2 на 2 осуществляется в строго определённой последовательности.

Начальный ряд кладётся по 3 кирпича исключительно край в край. Следующий (второй) ряд нужно развернуть по горизонтали на 90 градусов, а третий, выкладывается по аналогии с первым. Таким путём возводится вся колонна .

Кладка колонн производится последовательно, а после завершения каждого уровня выполняется уровневый контроль вертикальной и горизонтальной ровности.

Технология монтажа нескольких одинаковых колонн

Когда проект предусматривает создание нескольких одинаковых кирпичных колонн, например, при постройке забора, следует проводить последовательные рабочие действия.

Сначала делается выкладка первых рядов для всех конструкций, после чего выполняется контроль одинаковости горизонтального уровня при помощи верёвки или соответствующих инструментов. При обнаружении несоответствия проводится выравнивающая корректировка. Последующие проверки осуществляются через каждые два-три ряда кладки.

Если не соблюдать правильную технологию возможно искажение общей симметрии и неправильное распределение нагрузки, что повлечёт наклонение или разрушение колонны.

Актуальные рекомендации специалистов:

Чтобы максимально грамотно и качественно возводить колонные сооружения необходимо учитывать такие важные нюансы:

  • резку кирпичей нужно производить только в специальной защитной форме (очки, плотный костюм, респиратор и т. п.);
  • чтобы создать крепкое основание первый кирпич необходимо зафиксировать раствором в углу возводимой кирпичной колонны. Следующий (второй) кирпич укладывается рядом с соблюдением твёрдого укрепления;
  • декоративные элементы желательно закреплять в шовных промежутках до высыхания раствора;
  • кирпичные колонны чаще всего декорируют цветной галькой, каменной крошкой, также можно использовать стеклянные осколки;
  • ровность углов можно проверять металлическим угольником;
  • когда фундамент колонны не превышает уровень земли можно обойтись без опалубки, а если возвышается над ним, то опалубочная конструкция необходима;
  • на верхней поверхности ненесущей колонны следует устанавливать капитель, не позволяющую скопление воды после дождей или снега;
  • в случае запланированной установки фонарей или светильников, нужно заблаговременно уложить в фундамент кабель с необходимыми выводными проводами. Последние размещаются внутри колонны или кирпичного столба.

Выполнение правильной кирпичной кладки при возведении колонн или столбов – это непростое дело. Однако, разобравшись с технологическими требованиями и подобрав красивый, правильный материал, можно построить конструкции, которые станут настоящим украшением любого загородного дачного или придомового участка.

Добавить комментарий