Железобетонные опоры, столбы освещения

Железобетонные (ЖБ) опоры ЛЭП и столбы: основные разновидности, установка, монтаж

Опоры, выполненные из железобетона, применяются в строительстве воздушных линий (ВЛИ и ВЛ) для электричества. Они изготовлены так, чтобы обеспечить необходимые расстояния, соответствующие технологии монтажа ЛЭП.

Из армированного бетона изготовлено более 70% подобных конструкций в стране.

Классификация по назначению

Электрические опорные ЖБИ рассчитываются так, чтобы с запасом принимать на себя главную часть нагрузки от натянутых прямых проводов и при их отводах, изгибах и поворотах.

Нормами ПУЭ и ГОСТ для реализации требуемых параметров по натяжению и удержанию проводов воздушных линий выделено несколько видов опорных конструкций по назначению:

Специальные

Их делают следующих типов:

  1. С целью прохода естественных или искусственных препятствий — переходные.
  2. Противоветровые — используются в зонах с сильными ветрами.
  3. Для реализации пересечений воздушных линий с разных сторон — перекрестные.
  4. Транспозиционные — применяются для изменения положения проводов.
  5. Чтобы подключать новых абонентов, ставят ответвительные сооружения.

Концевые

Они могут быть отнесены к разновидности анкерных систем, но в специальном исполнении для одностороннего тяжения. Их обозначает литера «К».

Угловые

Используют в местах поворота ВЛ. Условное обозначение — «У». На больших углах ставят изделия анкерного типа, на малых — промежуточные. Суммарная нагрузка с двух соседних пролетов наибольшая в середине поворотного угла.

Анкерные

При монтаже ВЛ с помощью анкерных систем осуществляют тяжение проводов на прямых участках.

Кроме того, опоры размещают, когда меняется сечение линии, при переходах через преграды, реки, дороги, железнодорожные ветки.

Промежуточные

Назначение данных конструкций — поддерживать провода, а не натягивать. Но их все равно на случай аварий делают с запасом прочности.

Промежуточные сооружения устанавливают между анкерными без изгибов и поворотов. 85% опор в воздушной линии являются промежуточными.

Маркировка опор из бетона

Маркировка ЖБ изделий состоит из ряда букв и цифр.

На назначение опоры указывают первые буквы:

  1. Ответвление анкерное — ОА.
  2. Угловые ответвительные анкерные — УОА.
  3. Анкерные концевые — АК.
  4. Переходная угловая анкерная — ПУА.
  5. ПОА — переходная анкерная ответвительная.
  6. ПП — переходная промежуточная.
  7. О — ответвительная.
  8. Угловые промежуточные — УП.
  9. Промежуточные — П.

Первая цифра характеризует линию, для которой предназначена конструкция. Например, это 35 — линия электропередач 35 кВ.

Следующая цифра — размер. «1» предполагает, что опора сделана на основе столба СВ-105 и имеет высоту 10,5 м. Если использован столб 110, то будет стоять «2».

В обозначении столбов могут быть еще буквы (а, в, с, ав, аг — различия по методу изготовления) и римские цифры (III, IV — класс армирования), например СВ 95-3с-IV.

Конструкции

В основе опоры ЛЭП лежит армирующий металлический каркас, залитый бетоном.

Состав раствора меняется в зависимости от предназначения конструкции. Центрифугированные смеси бетона используются для производства изделий линий электропередачи 35-110 кВ.

Железобетонные опоры имеют конструктивные недостатки:

  • большой вес, который делает их транспортировку и установку затруднительными;
  • сколы и трещины, появление которых возможно при непредусмотренных механических воздействиях (тряске, ударах).

Опорные сооружения должны предусматривать возможность размещения:

  1. Коммуникационных и секционных устройств.
  2. Муфт кабельных концевых.
  3. Аппаратов защиты.
  4. Щитков и шкафов для электроприемников.
  5. Всех типов светильников наружного освещения.

Изделия для ЛЭП отличаются, кроме материала (стеклопластик, дерево, металл, железобетон):

  • количеством цепей;
  • напряжением линии;
  • условиями местности, на которой расположена трасса (слабые грунты, болотистые участки, горные условия, наличие или отсутствие населения).

Элементы опорной системы

Основными элементами большинства бетонных осветительных, переходных, транспозиционных и т.д. опорных сооружений является железобетонный столб (стойка). Она обеспечивает нужные габариты проводов. В одной опоре их может быть 3 и более штук.

Кроме того, в состав опорных конструкций могут входить:

  1. Подкос (забирает часть нагрузки тяжения провода с одной стороны).
  2. Приставка — нижняя часть, которую вкапывают глубоко в грунт.
  3. Раскос — соединяющая между собой ряд элементов деталь, усиливающая жесткость и жесткость всей системы.
  4. Траверса для закрепления проводов.
  5. Фундамент — служит, чтобы передавать в грунт нагрузки от внешних воздействий (ветер, гололед), проводов, изоляторов, стоек. Одностоечный железобетонный столб не нуждается в монолитных, свайных или сборных фундаментах. У таких элементов в грунт просто заделываются нижние концы.
  6. Ригель — усиливает возможности фундамента держать нагрузки в горизонтальной плоскости. Повышает устойчивость опорного сооружения, препятствует опрокидыванию на слабом грунте от действия сил притяжения линии.
  7. Дополнительные элементы: тросостойки, оттяжки, надставки, подножники.

Бетонные опоры по количеству удерживаемых цепей

В зависимости от числа цепей опоры делятся:

  1. На одноцепные — данный вид используется для всех номинальных напряжений ВЛ. В том числе применяются и как световые опоры железобетонные. Их ригель устроен так, что он дает возможность зацепить только одну линию электропередачи.
  2. На двухцепные — для линий 35-330 кВ. Ригель на таких изделиях чаще всего размещен с двух сторон.
  3. На многоцепные — используются в районах с большой плотностью населения и высокой ценой земельных участков. Примером такой системы может служить 6-цепная опора, где на нижней траверсе расположены 2 цепи 110 кВ, над ними 2 цепи 220 кВ и на 2 верхних ярусах 2 цепи 380 кВ.

Установка

Правила установки железобетонных опор определяются ГОСТами и СНиП и одинаковые как для Москвы, так и для других регионов России.

На очищенной от посторонних предметов ровной площадке собирают опору. Для тяжелых конструкций 35 кВ и больше привлекают такелажников.

Порядок сборки изготовленных из вибрированных стоек одностоечных опор для линий электропередач до 10 кВ:

  1. Для того чтобы закрепить траверсу и заземляющий спуск, поднимают вершину изделия. Раскосы и траверсы надевают на болты, устанавливают гайки и затягивают.
  2. Перед установкой изоляторов набивают колпачки из полиэтилена. Монтируют изоляторы, гайки кернят.
  3. В завершении устанавливается плакат-трафарет, где указан год установки, порядковый номер.

Опоры поднимают с помощью крана, вертолета или методом наращивания. Перед установкой проверяется правильность подготовки фундамента и котлованов.

Для различных линий используют опоры разного типа и размера.

ВЛ до 1 кВ

На воздушных линиях менее 1 кВ ставят опоры:

  • одностоечные свободностоящие унифицированные промежуточные;
  • А-образные концевые, анкерные, угловые;
  • одностоечные с подкосами;
  • сборные из вертикальных стоек, установленных рядом.

Возможна сборка и установка железобетонных опор из вибрированных стоек, которые делаются на подвеску 2-4 проводов радио и от 2 до 9 проводов воздушной линии.

ВЛ до 10 кВ

Для воздушных линий от 6 до 10 кВ осуществляют монтаж изделий одностоечных с подкосами и промежуточных, анкерных, концевых и угловых — А-образных.

Конструкции из вибрированных столбов СНВ имеют траверсу, которая сделана для подвески 3 проводов до 120 мм² из алюминия.

На анкерных и угловых с подкосами одностоечных опорах стальные траверсы ставят для проводов каждой фазы.

На промежуточных одностоечных опорах из центрифугированных стоек ставят верхушечные штыри и траверсы из дерева 80*100 мм.

ВЛ 35-500 кВ

На линиях 35 кВ и выше используют портальные и одностоечные свободностоящие унифицированные с оттяжками опоры.

Их конструктивными частями служат тросостойки, траверсы и столбы, которые имеют асфальтобитумную гидроизоляцию.

Для исключения доступа влаги в стойку ставят крышки-заглушки, нижняя из которых является дополнительным способом увеличить площадь опирания и прочность закрепления конструкции в грунте.

В верхней части столба для крепления траверс имеются отверстия. Заземляющий спуск проложен внутри бетона.

Опоры с металлическими траверсами портальные одностоечные ставят на линии электропередачи 330-500 кВ в качестве промежуточных.

Для линии 35-220 кВ применяют промежуточные конструкции с цилиндрическими и коническими стойками, 2- или 1-цепные, свободностоящие одностоечные.

Анкерные угловые сооружения делают в виде железобетонных изделий с оттяжками для ВЛ 35-110 кВ.

Заземление

Конструктивно заземление во всех столбах освещения и стойках ВЛ выполняется на заводской производственной площадке. Сверху и снизу изделия выводится наружу арматура, имеющая в диаметре 10 мм, стальной прут которой проходит по всей длине столба.

После заземления арматуры заземляют нулевой провод (повторное заземление). Проводник обязан иметь диаметр более 6 мм.

Заземляющее устройство должно иметь сопротивление менее 30 Ом. В населенной местности, если сопротивление грунта менее 100 Ом/м, — до 10 Ом.

Заземлитель устанавливается в железобетонные столбы в соответствии с проектом:

  1. Стандартная глубина траншеи 1 м при ширине 0,5 м.
  2. Формируются контуры и осуществляется обварка элементов.
  3. Выполняется защита стыков от коррозии.
  4. Монтируется заземляющий спуск.

Для опор освещения с питающим кабелем заземление делают через его оболочку.

Таблицы всех видов бетонных опор

Характеристики основных опор представлены в таблицах.

Опоры железобетонные одноцепные вибрированные для I и II районов по гололеду высотой 11 м со стойками СВ-110-3,5 для ВЛ 10 кВ.

ШифрМарка проводаВысота крепления нижнего провода, ммПролет между опорами, м
УОА10-2760080-75
УА10-2810080-75
А10-2810080-75
ОА10-2915080-75
Уп10-2АС95/16860080-75
П10-4АС70/11810065
П10-3АС50/8760095-85

Опоры железобетонные двухцепные вибрированные высотой 16 м со стойками СВ-164-12 для ВЛ 10 кВ.

ШифрМарка проводаВысота крепления нижнего провода, ммПролет между опорами, м
2К10-1АС90/16(III-IV)8850
2А10-18850
2УП10-1То же810050,60, 65(IV)
2П10-18100АС50/8

АС90/16

50,60,80,90 (I-III)

Таблица размеров электрических столбов
МаркировкаL (мм)B (мм)H (мм)
СВ 9.5-2.09500220165
СВ 10.5-3.610500220165
СВ 10.5-5.010500220180
СВ 164-1216400220180
СК 105-310500220370
СК 105-510500220370
СК 105-810500220370
СК 105-1010500220370
СК 105-1210500220370
СК 105-1410500220370
СК 120-412000220391
СК 120-612000220391
СК 120-1012000220391
СК 120-1212000220391
СК 120-1512000220391
СК 120-1712000220391
СК 135-4.613500220412
СК 135-1013500220412
СК 135-1213500220412
СК 135-1513500220412

Руководствуясь таблицей размера железобетонных столбов, можно провести электричество на загородный участок от дома соседа или другого источника питания.

Железобетонные столбы для наружного освещения

Железобетонные опоры наружного освещения позволяют организовать эффективное освещение автомагистралей, улиц, площадок различного назначения, в том числе промышленного и складского. Данный вид ЖБ опор также применяется для монтажа воздушных линий электропередачи.

Достоинства железобетонных опор уличного освещения

ЖБ стойки для установки светильников имеют ряд преимуществ перед альтернативой в виде деревянных и металлических опор. В список достоинств входит:

  • устойчивость к коррозии, биологическому разрушению, воздействию агрессивных сред;
  • повышенная огнестойкость;
  • сейсмостойкость;
  • способность выдерживать высокие нагрузки;
  • технологичность изготовления – изделия просты в производстве, имеют стандартные типоразмеры и выпускаются серийно;
  • долговечность – срок службы изделия при условии соблюдения технологии изготовления, правил транспортировки и монтажа, составляет не менее 50 лет;
  • ремонтопригодность – повреждения, возникшие в процессе эксплуатации (трещины, выкрошившиеся участки бетона), легко заделываются ремонтным составом;
  • низкие эксплуатационные расходы – ЖБ опоры положено осматривать раз в несколько лет для выявления и устранения дефектов поверхности;
  • невысокая стоимость.

Недостатки ЖБ опор

Стойки из железобетона не лишены и недостатков, к которым можно отнести:

  • большой вес – изделие весит не менее 700 килограммов, что усложняет погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку и монтаж опор;
  • сложность демонтажа – требуется задействовать спецтехнику;
  • дорогостоящую утилизацию отслуживших свой срок конструкций;
  • невысокую сопротивляемость ударным нагрузкам – бетон растрескивается и крошится при случайных ударах стойки о бетон или металл в ходе транспортировки, опора может быть повреждена автотранспортом или снегоуборочной техникой;
  • невыразительный внешний вид – изделия из бетона не отличаются эстетичностью, на шероховатой поверхности со временем оседают загрязнения.

ЖБ стойки для монтажа наружного освещения стали эффективной заменой недолговечных деревянных столбов. Но сегодня железобетонные изделия постепенно уступают место более практичным и эстетичным металлическим опорам, а также стойкам для уличных светильников, выполненным из композитных материалов.

Виды ЖБ опор освещения

Характеристики железобетонных опор освещения зависят от варианта исполнения изделий.

Стойки для светильников различаются:

  • по способу изготовления (вибрированные и центрифугированные);
  • продольная форма (конические, цилиндрические, призматические, пирамидальные);
  • форма поперечного сечения (круглые, прямоугольные, граненые);
  • наличие внутренней полости (сплошные и с полостью);
  • разные формы армирования (с обычным армированием, предварительно напряженные).

От способа армирования и типа арматуры во многом зависит такой параметр опоры, как расчетный изгибающий момент – он определяет несущую способность. Марка бетона влияет на проницаемость (нормальная/пониженная/особо низкая). Учитывая эти характеристики, подбираются изделия для эксплуатации в условиях повышенных ветровых нагрузок, воздействия агрессивных сред и т.д.

Опоры со сплошным стволом используются для подвески ВЛ и могут задействоваться в тех случаях, когда электропитание светильников осуществляется с помощью воздушных линий. Стойки с внутренней полостью позволяют подвести к приборам уличного освещения электрический кабель, проложенный под землей либо по воздуху. Опоры для светильников с кабельной подводкой снабжены люком для монтажа и обслуживания электрокоммутирующего оборудования, а стойки для воздушной подводки люка не имеют.

Размеры и вес изделий

Изготовление ЖБ стоек наружного освещения большинством производителей до сих пор ведется в рамках ГОСТ 23613-79, ГОСТ 26071-84 «Стойки железобетонные вибрированные для опор высоковольтных линий электропередачи», ГОСТ 22687.1-85 «Стойки конические железобетонные центрифугированные для опор высоковольтной линии электропередачи», несмотря на отмену этих стандартов.

Также используются разработанные в СССР типовые проекты, к примеру, Серия 3.407.1-143 «Железобетонные опоры ВЛ 10 кВ» или Серия 3.407.1-136 «Железобетонные опоры ВЛ 0,38 кВ».

Опоры СВ

СВ (стойка вибрированная) – наиболее популярный вид ЖБ опор. Призматические изделия разработаны для прокладки ВЛ напряжением до 35 кВ, а шестигранные получили широкое распространение в качестве стоек для уличных светильников.

Шестигранные железобетонные опоры освещения:

  • с воздушной подводкой – СВ-1.2-10;
  • с кабельной подводкой – СВ-0.8-10.
НаименованиеДлина, LВысота, hШирина, BМасса, кг
СВ-1,2-1010 0001703201100
СВ-0,8-1010 0001703201100

Опоры СВН

Стойки СВН также относятся к граненым железобетонным опорам наружного освещения – ее сечение представляет собой полый внутри восьмигранник.

  • с воздушной подводкой – СВН 9-1, 1-2;
  • с кабельной подводкой – СВН 9-1, 1-2у
НаименованиеДлина, LВысота, hШирина, BМасса, кг
СВН 9-1, 1-29000160320810
СВН 9-1, 1-2у9000160320810

Опоры СКЦ

Стойки СКЦ – это круглые в сечении (конические) железобетонные опоры освещения, полые внутри, которые изготавливаются из тяжелого бетона методом центрифугирования.

Опоры СКЦ с воздушной подводкой

НаименованиеДлина, LВысота, hШирина, BМасса, кг
СКЦ-9-2,5-19000170335700
СКЦ-10-2,5-110000170335820
СКЦ-11-2,5-111000170335940

Опоры СКЦ с кабельной подводкой

НаименованиеДлина, LВысота, hШирина, BМасса, кг
СКЦ-9-2,5-1К9000170335700
СКЦ-10-2,5-1К10000170335820
СКЦ-11-2,5-1К11000170335940

Заключение

При выборе ЖБ стоек для монтажа уличных светильников следует учитывать несущую способность, которая зависит от материалов и технологии изготовления изделий. Если опоры предназначены для эксплуатации в сложных условиях, необходимо обратить внимание на показатели морозостойкости и проницаемость бетона.

Рекомендуется покупать железобетонные опоры освещения у зарекомендовавших себя производителей – долговечность изделий может быть гарантирована только при строгом соблюдении технологии производства и использовании качественного сырья.

Железобетонная опора уличного освещения

Дата публикации: 14 ноября 2014 .
Категория: Световые приборы.

Железобетонные опоры освещения применяются в городских и загородных условиях для освещения улиц и магистралей, тротуаров, складских и промышленных площадок и прочих объектов. Железобетонные опоры также используются для подвески воздушных линий, напряжением до 10 киловольт. Для линий, напряжением от 35 кВ применяют опоры, сделанные из центрифугованного бетона.

Данный тип опор освещения производят разной формы и размеров методом центрифугирования или вибропрессования из бетона высокого качества, армированного стальной проволокой. Основные марки опор освещения:

  • СВН, С (опора железобетонная имеет форму восьмигранника). В × М – 9-10,5 метров, вес железобетонной опоры 810-1700 килограммов;
  • СЦС, СНЦс (кольцевое сечение). В × М – 9-11 метров, масса 700-1050 килограммов;
  • СКЦ (опора железобетонная круглая, коническая). Высота опор – 9-11 метров, масса – 700-1050 килограммов;
  • СВ и СНВ (трапециевидное сечение). Высота опор – 9,5-16,5 метров, масса – 800-3500 килограммов.

Преимущества и недостатки использования железобетонных стоек в качестве опор освещения

Железобетонные стойки в качестве опор для установки светильников имеют следующие преимущества:

  • Стойкость к коррозии, химическим составам, гниению;
  • Огнестойкость и сейсмостойкость;
  • Долговечность. При соблюдении технологии производства столбов, их транспортировки и монтажа они простоят более 50 лет;
  • Технологичность изготовления;
  • Низкие расходы на эксплуатацию;
  • Невысокая стоимость конструкции (дешевле только деревянные опоры).
  • Тяжелый вес. Одна опора весит от 700 и выше килограммов. Их сложнее грузить, транспортировать и монтировать;
  • Сложность демонтажа. Не составит труда сбить опору трактором или другим транспортом, но сложности возникают при высвобождении металлического каркаса и последующей переработке кусков бетона. В первом случае надо применять дорогостоящую установку, во втором – много платить за полную утилизацию;
  • Слабая сопротивляемость механическим нагрузкам. Железобетонные опоры “боятся” резких толчков, ударов и прочих нагрузок.

Железобетонные опоры появились после деревянных и сейчас все еще активно используются. Однако все чаще их заменяют металлическими опорами, которые по сравнению с ними имеют больше положительных свойств.

Производство опор

Опоры уличного освещения железобетонные производятся в несколько этапов:

Подготовка арматуры

Этот этап включает в себя рубку арматуры определенного класса по типоразмерам при помощи специального станочного оборудования, высадку анкерных головок, навивку спиралей контура, гнутье стержней заземляющего контура и петель.

Замес бетонной смеси

Для приготовления бетонной смеси готовят инертные компоненты, химические добавки и цемент. Все это засыпают в бетономешалку, заливают водой и приступают к замешиванию. По истечении нескольких минут, когда раствор примет нужную консистенцию, его выливают в бетоноукладчик.

Подготовка форм и стержней

Для производства опор используют специальные формы. Их очищают и смазывают, после чего укладывают туда заранее изготовленные спирали. После этого приступают к приготовлению стержней. Их нагревают, протягивают через спирали, укладывают на упоры формы и фиксируют. Далее растягивают спирали и в 3 местах крепят их к стержням, на торцах фиксируют вкладыши, устанавливают технологические трубки и петли, фиксируя их к опалубке.

Заливка фундамента в формы

Теперь дело за малым. Из бетоноукладчика выливают бетон в формы, при помощи глубинного вибратора уплотняют его, после чего выравнивают поверхность при помощи мастерка или иным способом.

Сушка изделий

Изделия накрывают полиэтиленом по всей длине, предварительно проложив между залитыми формами длинные доски. Затем запускают систему прогрева заготовок и через определенное время снимают пленку.

Опоры готовы. При помощи тельфера их перемещают в определенное место, складируют и проверяют на качество. Далее приваривают к ним стержни контуров заземления, производят покраску, определяют прочность бетона, наносят маркировку и ставят штамп. Опоры готовы к использованию и продаже.

Требования к транспортировке, хранению и эксплуатации опор

Соблюдению подлежат следующие правила транспортировки железобетонных опор:

  • При разгрузке и выгрузке опор нельзя подвергать их рывкам, резким толчкам и сбрасыванию;
  • Строповку нужно производить в двух местах, на равном удалении от центра;
  • При перевозке опор под них нужно подкладывать доски на расстоянии 0,5 метра друг от друга;
  • Во время перевозки железобетонные опоры должны быть закреплены растяжками;
  • При хранении опор на складе через каждые 5 метров необходимо устанавливать прокладки, и укладывать стойки по три ряда.

Монтаж опор

До начала земляных работ нужно подготовить соответствующий проект, согласовать его с местными инстанциями. В проекте надо отразить:

  1. Особенности рельефа местности, где планируется установка опоры или опор;
  2. Тип и вид грунта;
  3. Тип используемых опор.

После подготовки и согласования проекта, рабочие выезжают на объект и приступают к установке опоры.
Установка железобетонных опор ведется в следующем порядке:

  • Размечают участок;
  • Роют траншею под силовой кабель;
  • Подготавливают яму, шириной метр на метр, глубиной – 120 сантиметров под опору;
  • В центре ямы бурят отверстие, глубиной один метр, шириной чуть больше ширины стойки;
  • Устанавливают опору в подготовленную нишу, на ее дно насыпают немного щебня и трамбуют его. Затем засыпают опору до конца, продолжая трамбовку. Перед засыпкой ямы не забывают выполнить центровку опоры.

Иногда на дно ямы заливают немного цемента, для создания надежного основания.

Установка железобетонных опор освещения может осуществляться по-другому. Для этого нужно:

  • Заказать автокран с насадкой-буром;
  • Пробурить отверстие в нужном месте, шириной, чуть более ширины опоры и глубиной полтора метра;
  • Установить опору в пробуренное отверстие;
  • Засыпать яму песком.

После монтажа опоры осуществляют установку кронштейнов, монтаж светильников, вкручивание ламп и подключение светильников к электросети. Если опора полая внутри, кабель заводится в специальное отверстие внизу опоры. В других случаях кабель крепится к столбу, или подводится воздушное питание.

Заземление железобетонных опор

На опорах воздушных линий до 1 кВ нужно выполнять заземляющие устройства, предназначенные для защиты от грозовых перенапряжений и повторного заземления. Установленное на опорах оборудование также должно быть заземлено, для этого корпуса светильников соединяют с заземляющим контуром.

Контур заземления выполняется из металлических штырей, диаметром не менее 6 миллиметров или металлических уголков. Их устанавливают треугольником и соединяют между собой металлической полосой. Сопротивление заземляющего устройства должно равняться не более 30 Ом.

Проверка состояния опор

С определенной периодичностью выполняют обслуживание железобетонных опор и их элементов:

  • Коррозия металлических частей железобетонных опор – с периодичностью 1 раз в три года;
  • Появление трещин – 1 раз в шесть лет, начиная с третьего года эксплуатации опоры;
  • Проверка болтовых соединений и гаек анкерных болтов – 1 раз в два года (на протяжении двух лет);
  • Проверка состояния пасынков и стоек – 1 раз в 3 года.

Помимо этого периодически осуществляется проверка, ремонт или замена:

  • Ламп;
  • Светильников;
  • Пускорегулирующей аппаратуры и “щитке”;
  • Коммутационных аппаратов в ЩУ;
  • Счетчиков;
  • Оборванных проводов.

Железобетонная опора уличного освещения – преимущества и недостатки

Железобетонные опоры востребованы при сооружении сетей наружного освещения в городах, поселках и других населенных пунктах. Они используются для размещения уличных светильников и устанавливаются вдоль автомобильных дорог, у тротуаров и скверов, на территории промышленных предприятий и на других объектах.

Характеристики и виды

Опоры освещения из железобетона изготавливают методами центрифугирования и вибропрессования, используя бетон с различными добавками. Для повышения прочности опоры усиливают с помощью арматуры — гладких или рифленых металлических стержней разного диаметра.

Опоры освещения представлены несколькими марками, которые различаются весом, высотой и особенностями конструкции. Опоры могут быть монолитными или полыми, а по форме — круглыми, восьмигранными и трапециевидными.

Выбор определенного варианта железобетонных опор зависит от технических параметров и расположения осветительной линии, и определяется проектной документацией.

Преимущества и недостатки опор

Популярность опор освещения из железобетона обусловлена низкой стоимостью и продолжительным сроком использования. При соблюдении технологии изготовления, правил транспортировки и установки столбы сохраняют функциональность не менее 50 лет. Для железобетонных опор также характерно:

  • устойчивость к воздействию химических веществ и открытого огня;
  • отсутствие склонности к появлению коррозии и образованию плесени и грибка;
  • низкие расходы при эксплуатации опор;
  • способность выдерживать нагрузки при установке опор в сейсмически активных зонах.

Однако в некоторых ситуациях при прокладке осветительных линий выбирают металлические опоры. Причиной тому — недостатки опор из железобетона, среди которых можно выделить:

  • Значительный вес. В отличие от сравнительно легких металлических конструкций железобетонные опоры весят не менее 700 кг. Из-за массивности и громоздкости опор транспортировка и процесс монтажа усложняются и сопровождаются дополнительными расходами. Для перевозки опор освещения из железобетона понадобятся транспортные средства большой грузоподъемности, доступ которых в некоторые районы ограничен.
  • Трудоемкость демонтажа опор. Для переработки и утилизации кусков бетона понадобятся дополнительные средства, а для освобождения металлического каркаса необходимо специальное оборудование.
  • Трудоемкость монтажа. Для установки металлической опоры нужно меньше людей и спецтехники.
  • Неэстетичный внешний вид. Металлические опоры можно сделать в любом архитектурном стиле, просто добавив декоративные элементы, покрасив или доработав конструктив — так появились граненые, круглые конические опоры, изогнутые и пр.
  • Невозможность усовершенствования функциональности конструкции. Металлические опоры можно сделать складывающимися, при установке в труднодоступных местах или на объектах, где не предусмотрена спецтехника, кроме лестницы.

Еще одна проблема, из-за которой отдают предпочтение металлическим опорам, заключается в недостаточной устойчивости столбов из железобетона к воздействию осадков и перепадам температуры.

Особенности эксплуатации железобетонных опор

Для защиты стальных опор от коррозии достаточно горячего оцинкования или обработки специальными составами. В отличие от металлических опор конструкции из железобетона не склонны к появлению ржавчины, но способны поглощать воду из грунта. В зимний период насыщенный влагой бетон замерзает, а весной и осенью — оттаивает. В течение года в центральных районах России наблюдается до 40-70 циклов перехода температуры воздуха через 0 °C. При таких воздействиях опоры железобетонные быстро разрушаются и приходят в негодность.

Способствуют морозной деструкции опор и различные реагенты, которые применяют для очистки дорог и тротуаров от снега и льда. Чтобы обеспечить продолжительный срок службы железобетонных опор, необходимо обращать внимание на соответствие марки морозостойкости и условий эксплуатации. Для повышения прочности и устойчивости опор к воздействию низких температур и химических компонентов применяют специальные модифицирующие добавки. Полученные бетонные конструкции имеют более высокую марку морозостойкости, но сопоставимы по стоимости с металлическими опорами.

Поэтому при выборе между металлическими опорами и железобетонными опорами для установки уличных светильников нужно учитывать следующее:

  • величину расходов на монтаж, обслуживание и утилизацию опор;
  • необходимый уровень безопасности;
  • сложность транспортировки опор к месту установки (перевозка металлических опор проще и дешевле).

Важными факторами также являются температурный режим в зимний период, высота расположения грунтовых вод и содержание влаги в почве.

Технология изготовления железобетонных опор

Изготовление железобетонных опор освещения осуществляется поэтапно. Сначала с помощью специальных станков из металлической арматуры получают заготовки нужного размера. На этом этапе гнут петли и стержни для контура заземления, навивают спирали и подготавливают другие элементы для заземления опор. Дальнейший процесс изготовления железобетонных опор методом вибропрессования включает:

  • Приготовление формовочной смеси. В бетономешалку помещают цемент, заполнители, модифицирующие добавки и другие компоненты. В сухую смесь добавляют воду и замешивают раствор для опор, который потом переливают в бетоноукладчик.
  • Подготовка форм и арматуры. После очистки и смазывания в специальных формах особым образом укладывают стержни для железобетонных стоек.
  • Заполнение форм. Готовый бетон помещают в формы с помощью бетоноукладчика, а затем уплотняют структуру материала вибратором.

После сушки и проверки качества опоры перемещают к месту складирования, где с помощью сварки закрепляют стержни контуров заземления и определяют прочность материала. Для дальнейшей реализации опоры маркируют.

Чтобы исключить повреждения железобетонных опор уличного освещения при перевозке к месту установки, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не допускать ударных нагрузок и сбрасывания опор при выгрузке.
  • Закреплять стропы на опорах в двух местах, на равном расстоянии от центра.
  • Фиксировать опоры во время транспортировки с помощью растяжек.

При хранении опор через каждые 5 м устанавливают прокладки, а конструкции из железобетона укладывают в три ряда.

Особенности монтажа, заземления и эксплуатации опор

Установку железобетонных опор осуществляют в соответствии с разработанным проектом наружных осветительных линий. При использовании автокрана с насадкой-буром или другой спецтехники монтаж опор предусматривает:

  • Разметку и бурение отверстий, размер которых должен быть больше аналогичного параметра опор, а глубина составляет 1,5 м.
  • Установку опоры.
  • Засыпание ямы песком.

После установки на опоре закрепляют кронштейны и светильники, и подключают их к электрической сети. При монтаже полых опор кабель заводят в особое отверстие в нижней части конструкции, в иных случаях провод крепят к стойке или проводят воздушные линии.

Для защиты опор железобетонных ВЛ до 1 кВ используют заземляющие устройства, которые предохраняют от перенапряжений. Корпуса светильников также заземляют, соединяя с заземляющим контуром. Его выполняют из металлических стержней сечением 6 мм или уголков, которые заглубляют в грунте и соединяют полосой металла. Сопротивление устройства для заземления опор из бетона не может превышать более 30 Ом.

Для обнаружения неисправностей железобетонных опор проводя следующие проверки:

  • Осматривают стойки 1 раз в 6 лет, выявляя трещины конструкции.
  • Оценивают состояние элементов из металла 1 раз в 3 года.
  • Проверяют прочность болтовых соединений опор не реже 1 раза за 2 года.

Кроме того, регулярно заменяют светильники, оборванные провода и проверяют аппаратуру железобетонных стоек.

Выбор и установка опор уличного освещения

Прилегающий к строению участок должен хорошо освещаться. Причем систему освещения нужно организовать таким образом, чтобы охватить как можно большую территорию. Для этой цели используют опоры уличного освещения.

Данные конструкции принято подразделять, в первую очередь, по материалу, из которого они изготовлены. Наилучшими характеристиками отличаются металлические опоры. Однако и конструкции из других материалов обладают некоторыми преимуществами и по-прежнему широко используются при организации освещения.

Классификация

Опоры принято классифицировать по ряду признаков. В частности, по методу ввода токоведущих кабелей столбы делят на силовые и несиловые. Первые используют при организации воздушных линий, вторые — подземных.

Силовые конструкции применяют там, где подземная проводка по каким-либо причинам невозможна. Внутренняя часть конструкции включает питающий кабель. Высота расположения воздушных сетей определяется Строительными нормами и правилами (СНиП).

Для установки используют кронштейны для светильников. Помимо кронштейнов, составной частью опор являются цоколи, выполняющие защитные (предохраняют кабель от повреждений и воздействия внешней среды) и эстетические функции.

Несиловые опоры предназначены для подземной прокладки кабелей. Максимальная разрешенная высота для такого рода столбов — 12 м. Кабель следует заглублять в грунт не меньше чем на 80 см. Если же речь идет о прокладке под автомагистралью, глубина закладки устанавливается в 125 см.

Обратите внимание! Несиловые столбы не применяют для монтажа высоковольтных линий.

По методу установки опоры подразделяют на прямостоечные и фланцевые. Установка последних начинается с размещения закладного элемента в грунт и его дальнейшего бетонирования. Когда закладная установлена, к ней при помощи анкерного крепежа фиксируется наземная часть конструкции.

Прямостоечные опоры — целостная конструкция, монтаж которой осуществляется в заранее подготовленную нишу в грунте. Затем отверстие заливают бетоном.

Обратите внимание! Соотношение вкопанной в грунт и наружной частей колонны определяется производителем. Данная информация сообщается в маркировке столба.

По форме различают следующие типы опор:

  • конические граненые;
  • конические круглые;
  • трубчатые цилиндрические;
  • трубчатые складывающиеся.

к содержанию ↑

Назначение

По сферам применения опоры делят на такие разновидности:

  1. Высокомачтовые. Применяются для наружного освещения очень больших территорий (например, стадионов, аэропортов, горнолыжных трасс). Высокомачтовые конструкции предлагаются в самых разных исполнениях, отличающихся размерами, типами корон, количеством секций, видом поверхности (граненая, гладкая).
  2. Уличные конструкции для освещения пешеходных дорожек.
  3. Декоративные опоры. Используются для освещения локальных участков в садах, парках, на детских площадках и т.д. Декоративные столбы всегда являются несиловыми по своему исполнению. Могут выполняться с гранеными или округлыми поверхностями. Светильники также могут значительно разниться по своему внешнему виду и конструкции, поэтому и ГОСТ, применяемый к ним, будет отличаться. Высота установки декоративных систем обычно колеблется между 2 и 4 м.
  4. Магистральные опоры. Основное качество таких столбов — высокая устойчивость против механических и ветровых нагрузок.
  5. Специальные опоры. Используются для освещения отдельных объектов (например, площадей). Конструкции этого типа использовались сразу после появления электрических сетей. Изготавливаются чаще всего из сосны ввиду ее оптимальных рабочих характеристик и дешевизны.

Виды опор

Опоры выполняют из различных материалов: металл, древесина, бетон, железобетон. В последние годы распространение получили изделия из композитов.

Металлические опоры

Для изготовления опор такого типа используют сталь, чугун, алюминий и оцинковку. Особенно популярны оцинкованные столбы, поскольку для них характерна высокая устойчивость к негативному воздействию факторов внешней среды.

Металлическим опорам свойственны следующие положительные характеристики:

  1. Небольшой вес и размеры. Самые легкие столбы весят порядка 150 кг, а фланцевые конструкции (без закладных) — около 40 кг. Благодаря компактности облегчается перевозка столбов: за одну поездку можно доставить 40 или более комплектов на объект.
  2. Высокие прочностные свойства. Для изготовления используют листовой прокат толщиной от 3 до 15 мм. Этого достаточно, чтобы сопротивляться серьезным нагрузкам механического характера.
  3. Отсутствие сложностей с внесением изменений в конструкцию. Чтобы увеличить или сократить высоту опоры, не понадобится отказываться от имеющейся конструкции, ее можно просто нарастить.
  4. Быстрота монтажных и демонтажных работ. Для установки конструкции достаточно организовать отверстие нужного диаметра, в которое поставить опору, и залить бетоном. Для фланцевых стоек вначале нужно установить закладку фундамента и объединить с ней столб болтовым соединением.
  5. Длительный срок эксплуатации. Опоры для наружного освещения обрабатывают цинковым покрытием, обладающим антикоррозионными характеристиками. Толщина такого слоя составляет 80 мкм или больше — в зависимости от потребностей. Срок службы покрытия — от 50 до 80 лет.
  6. Привлекательный внешний вид. Вне зависимости от предназначения, о декоративном ли столбе идет речь или о мачтовом, опоры не вызывают своим видом отторжения.

Есть у металлических столбов и недостатки:

  1. Конструкцию нужно периодически красить, поскольку в противном случае имеется высокая вероятность ржавления материала.
  2. Стоимость металлических опор выше в сравнении с конкурирующими системами.

к содержанию ↑

Деревянные опоры

К достоинствам деревянных столбов относят следующие качества:

  1. Небольшой вес. Благодаря данной особенности деревянные конструкции несложно перевозить и устанавливать, что заметно сказывается на общей стоимости системы освещения.
  2. Простота в установке. Зачастую для монтажа деревянных опор нет необходимости в применении специализированной техники.
  3. Доступная стоимость материала.
  4. Устойчивость к механическим нагрузкам (удары, изгибание).
  5. Влагостойкость. Длительный срок эксплуатации. Однако указанные качества достижимы лишь при пропитывании материала специальным защитным составом.
  6. Изоляционные качества, позволяющие предотвратить поражение электричеством.

К недостаткам деревянных конструкций причисляют такие свойства:

  1. Сложности с выбором равнозначных по габаритам бревен.
  2. Возможность разрушения опор при сильном обледенении.
  3. Склонность к гниению необработанного защитным составом материала.

к содержанию ↑

Бетонные опоры

Относятся к наиболее распространенным на постсоветском пространстве. Особенно часто применялись в 70-80-е годы.

Среди достоинств бетонных столбов следует выделить такие качества:

  • низкая стоимость;
  • продолжительный срок службы (до полувека);
  • простота ухода (содержание сетей обходится недорого).

Есть у бетонных конструкций и недостатки:

  • неустойчивость к воздействию влаги (речь идет прежде всего о грунтовых водах);
  • непривлекательный внешний вид.

Обратите внимание! Качество бетонных столбов определяется маркой бетона и способом изготовления изделия.

Железобетонные опоры

Столбы из железобетона представляют собой каркасную металлическую конструкцию, покрытую бетоном.

К преимуществам железобетонных опор относятся следующие характеристики:

  • способность выдерживать серьезные нагрузки;
  • долговечность;
  • приемлемая стоимость;
  • стойкость к температурным перепадам, что позволяет использовать столбы в районах с холодным климатом;
  • устойчивость к коррозии.

Есть у железобетонных изделий и недостатки:

  • непривлекательная наружность отталкивает покупателей, стремящихся получить декоративный эффект от осветительной системы;
  • слабая устойчивость к ударным нагрузкам.

Выпускают железобетонные изделия с округлыми и гранеными поверхностями. В последние годы изделия из железобетона активно замещаются опорами из более функциональных материалов.

Габариты опор

Высота, ширина и масса изделий определяются материалом, из которого они произведены. В качестве примера можно привести такие данные:

  1. Столбы из дерева выпускают в пяти вариантах: 6,5 м, 7,5 м, 9,5 м и 11 м. Диаметр опор колеблется между 14 и 24 см. По весу деревянные опоры разделяют на три группы: легкие, средние и тяжелые.
  2. Бетонные столбы отличаются большой массой. В зависимости от размеров, изделие может весить от 300 кг до тонны. Ширина столба — от 10 до 40 см. Высота конструкции — в пределах 4-11 м.
  3. Железобетонные опоры предлагаются таких же размеров, как и бетонные. Однако весят изделия из железобетона значительно больше, поскольку имеют металлическую составляющую. Вес стандартной конструкции может быть в рамках 450-1200 кг.
  4. Для металлических изделий принята минимальная высота в 1,5 м (в случае с торшерными светильниками). Толщина, диаметр и масса осветительной системы определяются ее задачами и конфигурацией.

Количество секций в металлической мачте освещения зависит от ее высоты. Трехсекционная мачта имеет 21-метровую высоту. Мачты с четырьмя секциями имеют высоту 28 м, на пять секций — 35 м, 6 секций — 45 м.

Правила монтажа

Перед установкой опор необходимо разработать проект с учетом следующих обстоятельств:

  • рельеф участка;
  • нужный уровень освещения;
  • потребляемая мощность;
  • система контроля и защиты;
  • количество источников света;
  • способ установки несущих элементов и электрического оборудования;
  • возможность подключения к энергосети.

Во время выполнения монтажных работ нужно придерживаться некоторых правил, прямо влияющих на безопасность системы и срок ее эксплуатации:

  • для выполнения электромонтажа должны быть получены все необходимые разрешения контролирующих органов;
  • к монтажу фланцевых колонн приступают лишь после окончательного застывания бетона (придется ждать 4-5 суток — в зависимости от влажности и температуры воздуха, марки бетона);
  • чтобы фланцевое крепление было надежным, желательно применять корончатые гайки со шплинтом;
  • столбы из металла рекомендуется обрабатывать защитным грунтовочным составом и лакокрасочным материалом;
  • если установку проводят в мягкий грунт, понадобится создание подушки, состоящей из песочно-щебневой массы.

Установка металлических опор

Установка опорных конструкций из металла — вне зависимости от их разновидности — отличается лишь объемом работ и небольшими деталями. В целом же технологический процесс очень похож.

Подготовительные работы

Прежде чем приступать к работе, подготавливают траншею для укладки силового кабеля. Углубление должно иметь квадратное сечение, где сторона будет равна 1 м. Глубина ямы — 80 см или больше (зависит от разновидности устанавливаемого столба).

Далее пробуривают скважину на дне траншеи. Глубина ее определяется типом опоры и должна примерно на 100 мм превышать ее в диаметре.

Дно ямы засыпают слоем песка, смешанного со щебнем. Если используют только песок, его смачивают водой. Такую основу легче утрамбовывать.

Прокладка силового кабеля

Следующий этап — подводка к осветительному прибору силового кабеля. Делается это подземным или наземным способом. Чаще всего кабель подводят под землей. Под него подсыпают прокладку из чистого песка. Сверху укладывают сигнальную ленту. Ее наличие позволит предотвратить случайное повреждение магистрали и поражение электричеством.

Крепление кронштейнов

В нижней части опоры имеется специальное отверстие. Через него заводят силовой кабель, протягивая его затем вверх. Когда эта операция выполнена, вверху опоры закрепляют кронштейны под светильники. Количество рожков на кронштейне подбирают заранее — до начала монтажа. Далее светильники подключают и монтируют в них лампочки.

Монтаж металлических опор

В скважину устанавливают столб, центрируют его, выравнивают по вертикали и закрепляют временными распорками. Правильность установки проверяют при помощи строительного уровня. Заполняют имеющиеся в скважине пустоты бетоном. Когда он полностью высохнет, убирают подпорки. Опорная конструкция для уличного освещения установлена.

Однако прежде чем запустить опору в эксплуатацию, необходимо провести еще ряд работ, в том числе проверить целостность кабеля. Также необходимо создать заземление. Без него систему нельзя считать безопасной в эксплуатации.

Для организации заземления понадобится заземляющий трос. Один его конец прикрепляют к болту (находится в нижней части столба), куда осуществляется ввод силового кабеля. Второй конец фиксируют к заземлительному контуру.

Обратите внимание! Сопротивление контура заземления должно составлять не менее 40 Ом.

Наиболее востребованы на сегодняшний день два типа заземлительных систем:

  1. Трехфазные сети с наглухо заземленными нейтралями. TN-S качественно защищают от удара электрическим током. Такие системы монтируют рядом со школами и многолюдными улицами.
  2. Для уличного освещения рекомендуется использовать изолированные проводники с четырьмя жилами сечением 25 мм. Внутри кабеля находится стальная оцинкованная лента, выступающая в качестве заземляющего устройства.

Столбы устанавливают таким образом, чтобы они находились на не слишком сырых участках земли. Дистанция между опорами выбирается так, чтобы осветительные приборы полностью освещали все нужные зоны. При этом светильники не должны отдавать мощные потоки света в окна близлежащих зданий. Следует избегать перехлестов световых потоков от разных светильников. Во-первых, это напрасная трата электричества, во-вторых, на таких участках освещение будет слишком ярким.

Установка фланцевых опор

После установки закладных блоков (фланцевых опор) их центрируют. Делают это с использованием арматуры, забиваемой в стенки траншеи. Далее в отверстия заливают бетон, уплотняемый вибратором. К закладным прикрепляют стойку на болты. Завершается установка креплением кабеля сип к сфг (силовая фланцевая граненая).

Стоимость установки

Чтобы рассчитать стоимость столбов, необходимо иметь информацию об их размерах и типе конструкционного материала. Цены на опоры из древесины варьируются в пределах 2-7 тыс. рублей. Бетонные конструкции стоят от 4 до 13 тыс. рублей, ж/б изделия — от 5 до 15 тыс. рублей. Металлические опоры оцениваются дороже всего — до 20 тыс. рублей.

На этом расходы не заканчиваются, так как опоры еще нужно установить. Затраты на стяжку, бурение скважин и монтаж могут составить в районе 3-4 тыс. рублей за один столб. Также нужно приобрести уличный светильник, стоимость которого может колебаться от нескольких сотен до тысяч рублей.

Опоры освещения из железобетона

Подготовка строительных работ по освещению объекта включает в себя выбор типа осветительного прибора и способы их крепления. Использование световых опор обеспечивает поддержку световому прибору. Применяют различные строительные материалы для опоры, в том числе и железобетон. Однако железобетонные конструкции для наружного освещения чувствительны к перепадам температур и погодным изменениям, но, тем не менее имеют большой срок службы.

Преимущества и недостатки

Железобетонные опоры освещения имеют такие плюсы:

  • они способны противостоять гниению, коррозии и воздействию химических компонентов;
  • преимуществом железобетонных стоек с освещением является их большой срок службы. При правильном монтаже и перевозке, опора способна прослужить больше полувека;
  • используя конструкции для освещения с опорами из железобетона, не требуются большие расходы на эксплуатацию;
  • железобетонной опоре присуща огнестойкость;
  • опору из железобетона удобно производить, также она поддается ремонту;
  • железобетонная конструкция для освещения не требует больших затрат.

Столбы освещения с разным видами монтажа.

Наружное освещение из железобетонной стойки имеет свои минусы:

  • большой вес в опорах из бетона с железной арматурой усложняет погрузку, монтаж и перевозку элементов;
  • сложность в снятии с места установки железобетонный столб — для демонтажа используют трактор или другой транспорт;
  • сложность доставания металлического столба и переработки его частей;
    — большие затраты на утилизацию конструкции;
  • опоры из железобетона, используемые при освещении, чувствительны к перепадам температуры и погодным изменениям;
  • осветительные приборы с железобетонными опорами подвластны появлению трещин и сколов, что сказывается на надежности конструкции.

Вернуться к оглавлению

Назначение

Железобетонные опоры предназначены для наружного освещения городских, пригородных улиц, тротуаров, площадок складского и промышленного назначения, а также магистралей. Также применяют такие конструкции, чтобы осветить парки, спортивные площадки и дворы домов.

Какие существуют разновидности?

Стойки из бетона с железной арматурой подразделяются на:

При конструкции световых стоек промышленного применения бывают два вида армировки:

Световые стойки из железобетона имеют различные маркировки и отличаются друг от друга способом армирования, габаритами и массой конструкции. Также стойки отличаются по нагрузке (ветровой, гололедной), температурному режиму, классу морозостойкости, плотности бетона, способности поглощать влагу и электрическим перепадам напряжения.

Технология производства

Технологический процесс производства световых наружных железобетонных стоек включает:

  • подготовку арматуры;
  • замешивание бетонного раствора;
  • подготовку форм;
  • заливку раствора;
  • сушку изделий.

Вернуться к оглавлению

Подготовка арматуры

Подготовительный этап состоит из: выбора типа и размера арматуры, ее распила с помощью специально предназначенного механизма и вкручивания спиралей контура.

Замес бетонной смеси

Для изготовления смеси из бетона используют цемент, минеральные добавки и химические компоненты. Ингредиенты помещают в агрегат для перемешивания бетона и вливают воду. После чего тщательно перемешивают раствор до однородного состояния.

Подготовка форм и стержней

Чтобы изготовить опоры, применяют формы, которые нужно предварительно очистить и смазать. После этого помещают в емкости спирали и начинают изготовление стержня. Для этого нужно нагреть стержень и протянуть его сквозь спираль, после чего уложить в емкости и зафиксировать.

Заливка фундамента в формы

После подготовки емкостей и стержней приступают к заливке раствора. Для этого из бетоноукладчика емкости заполняют бетоном, применяя вибратор для уплотнения раствора. Далее, равняют поверхность мастерком.

Сушка изделий

После помещения раствора в емкости нужно обеспечить его сушку. Для этого накрывают бетон полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить попадание влаги и включают подогрев заготовок. Спустя определенное время пленку убирают.

Осуществление монтажа

Работы по установке осветительных стоек из бетона с железной арматурой начинаются с подготовки проекта, который нужно согласовать с местными властями. После этого можно начинать установку, которая требует определенного порядка:

  • наносят разметку на местности, где планируется монтаж опоры;
  • роют яму, шириной 1м х 1м и глубиной 1,2 метра;
  • в середине ямы делают метровое отверстие;
  • фиксируют опорную стойку, подсыпая щебень, который нужно утрамбовать.

В некоторых случаях дно ямы заполняют цементным раствором, это обеспечит надежность основания. По окончании строительных работ устанавливают светильники и вкручивают лампочки.

Заземление

Заземление служит защитой от перенапряжений. Его установка осуществляется заземляющим контуром на корпусе осветительных приборов. Контур представляет собой металлический штырь, который фиксируют в форме треугольника и крепят друг с другом полосой из металла.

Обслуживание

Железобетонные конструкции для освещения обслуживают с определенной периодичностью:

  • раз в 3 года устраняют коррозию на металлических элементах опоры;
  • раз в 6 лет заделывают трещины;
  • раз в 2 года проверяют крепления болтов и гаек.

Также контролируют пригодное состояние и при необходимости ремонтируют или заменяют:

Выводы

Железобетонные опоры для освещения улиц, магистралей и других объектов являются сложными конструкциями, требующими определенной последовательности монтажа. Также обращают внимание на их внешний вид, легкость установки и простоту обслуживания. Благодаря осветительным установкам, обеспечивается безопасное передвижение по улицам города и другой местности, где они применяются.

Читайте также:  Железобетонные фермы (24 м, 18 м): стропильная, жби, бетонная
Добавить комментарий