Выбор экрана для проектора: каким он должен быть

Тест экранов для проекторов, или Место для грёз

С тех пор как прекрасная танцовщица Диана из фильма «Человек с бульвара Капуцинов» пожертвовала свои роскошные белоснежные косы на то, чтобы соткать полотно для киноэкрана, технологии значительно шагнули вперёд. Теперь любителям синематографа не нужно ткать белые простыни для «грёз наяву» самим.

Когда речь идёт о домашнем кинотеатре с проектором, основное внимание уделяется, разумеется, проектору. Затем обычно речь идёт про источник сигнала, про акустику (часто сначала обсуждается акустика, а потом проектор). И практически всегда выбор экрана откладывается на потом.

И казалось бы, в чём проблема? Ведь экран – наименее затратная статья расходов. Опять таки и поменять его можно, если предыдущий не понравился, – ведь так?

Да, можно и так. Однако продуманное и осуществлённое решение, как правило, обладает лучшей функциональностью, чем осуществлённое, а потом доработанное. Не говоря уж об издержках.

Итак, займёмся вплотную экранами. Экран – вещь громоздкая, сравнивать экраны между собой – задача не из простых. Техническую базу для данного обзора нам предоставила компания «СТС-Капитал». В офисе компании построена двухобъёмная демонстрационная комната, где желающие могут ознакомиться с образцами экранов Draper, различных проекторов и акустики.

Демонстрационная комната компании «СТС-Капитал»

Демонстрационная комната компании «СТС-Капитал»

Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра

Стойка с проекторами, сменные экраны, набор различной акустики – есть все возможности для выбора нужных компонентов домашнего кинотеатра

Всякий экран состоит из светоотражающей поверхности и конструкции , которая её обрамляет и держит. Поэтому данная статья будет поделена на две части. В первой речь пойдёт о разных поверхностях, а во второй – о различных конструктивных исполнениях.

Светоотражающие поверхности

Основу светоотражающей поверхности экрана составляет, как и 100 лет назад, полотно. Тканое либо нетканое. Виниловое, текстильное, армированное стекловолокном либо лавсаном или даже кевларом. (Кевларовые экраны выпускаются для учебных классов силовых спецподразделений.)

На полотно наносится светоотражающий слой. И вот тут изобретатели постарались. Слой сей может обладать различными свойствами, главное из которых – коэффициент отражения. Так вот для некоторых поверхностей он больше 1, то есть мы должны говорить о коэффициенте усиления. А в некоторых экранах коэффициент отражения равен 0,8 или даже меньше. Почему? Да потому что экраны предназначены для работы в разных условиях освещённости. Наши глаза воспринимают не абсолютные яркости, а относительные, то есть перепады между самым светлым и самым тёмным участками изображения. Однако, делая экран более светлым или более тёмным, мы можем сдвинуть этот диапазон.

На примере продукции фирмы Draper, которая выпускает экраны с полотнами всех типов, мы рассмотрим целесообразность применения того или иного экрана в домашнем кинотеатре.

Fiberglass Matt White

Самый простой, но не значит – самый примитивный, тип полотна – Fiberglass Matt White. Это матовая белая поверхность из винила. Наносится виниловое покрытие на ткань из стекловолокна. Стекловолокно удобно тем, что не вытягивается под собственным весом и не деформируется в результате нагрева лучами проектора либо (что намного важнее) солнца.

Коэффициент отражения этой поверхности практически равен единице. Это значит, что при полном затемнении комнаты вы будете наблюдать картинку с проектора на экране без каких-либо искажений. Экраны с такой поверхностью можно использовать везде. Только помните, что яркость и насыщенность изображения напрямую будет зависеть от качества затемнения в помещении и отсутствия засветки.

Сие полотно можно оформить в любой конструктив. Хоть в постоянно натянутом экране, хоть в переносном, который сворачивается, – поверхность MW себя покажет с хорошей стороны. Подобные полотна выпускаются практически всеми производителями экранов. Draper гарантирует устойчивость поверхности к плесени, что немаловажно в загородном коттедже или даже в городской квартире при сыром климате. Кроме того, поверхность MW можно мыть, а также стирать с неё пыль.

Как выбрать экран для проектора

Проекторы не так давно ворвались в привычный быт людей, теперь это просто «бытовая техника» для развлечений или инструмент бизнеса. В тех или иных случаях для вывода контента необходим экран для мультимедийного проектора, причем обычным отрезом ткани здесь не обойтись. Выбор экрана для проектора становится сложным, стоит только ознакомиться с предложенным ассортиментом. Вариантов масса, как и факторов, определяющих подходящий тип. На практике все довольно просто, если пользователь понимает, что конкретно хочет получить в результате.

Белый матовый экран

Стандартный, простой и популярный белый матовый экран – это то, что вам следует купить, если нет желания разбираться во всех тонкостях материалов или поверхностей. Качественное полотно может существенно улучшить изображение, но, как утверждают специалисты, это не касается бюджетных версий проекторов.

Устройства низшей или средней ценовых категорий могут неплохо проектировать видео на любую белую, матовую и ровную поверхность. Но ценители качественного синематографа вряд ли пойдут на такие «кустарные меры», как покраска стены в белый цвет. Ровная поверхность – это ключевой фактор экрана, и чем выше разрешение картинки, тем серьезнее нужно подходить к данному вопросу. Качественное изображение, динамичные сцены в кино «чувствительны» к любым дефектам, при наличии которых объекты неизбежно будут «плавать».

Белый матовый экран

Полезно знать! Белый матовый экран считается базовым или стандартным решением, но контрастность изображения будет снижаться под воздействием фонового света. Компенсировать его может либо хорошее затемнение комнаты, либо высокая мощность ламп проектора.

Кстати, обратите внимание на черные рамки вокруг полотна – это вовсе не дизайнерский шаг. Проецируемый контент не всегда четко вписывается в размер, по краям могут появляться искажения. Рамка отлично маскирует все дефекты, а также служит неким контрастом — изображение ярче воспринимается на фоне черного цвета окантовки.

Можно подвести небольшой итог: чем качественнее проецируемое видео, тем выше требование к экрану. Если вопрос экономии стоит остро, выбор можно остановить на самых бюджетных вариантах, например на продукции компании ScreenMedia — они славятся демократичными ценами и не первый год входят в рейтинг лучших производителей.

Серый экран

Серый экран способен в большей степени поглощать фоновый свет, в отличие от стандартного белого. Лишний свет всегда снижает контрастность, выражается это в блеклых цветах, особенно в менее глубоком черном. Например, подобная проблема присутствует в LED телевизорах, когда черные участки скорее темно-серые.

Полотно серого цвета в некоторой степени повышает ту самую контрастность, что дает более качественную и глубокую цветовую гамму. А вот в тех случаях, когда фоновый свет отсутствует, серый экран сделает изображение слишком темным. Поэтому от такого варианта следует отказаться, если проектор вы используете дома, а окна надежно зашторены ролетами из блекаута.

Серый экран

Вывод: серый экран – это выход для дневных просмотров видео в домашних условиях, когда нет возможности обеспечить полное затемнение, но солнечные лучи можно прикрыть простыми шторами. Использование таких экранов не оправдано в темном помещении, а при ярком дневном свете вовсе бесполезно.

Экраны с высоким коэффициентом усиления

Так называют полотна с глянцевым покрытием. Свет отражается под углом, а не распределяется равномерно, как у матового покрытия. Такие типы стоят на порядок дороже обычных, оптимальное их использование – дома, для просмотра фильмов.

Особенность заключается в контрастности: здесь она определенно выше, черный «глубже», цвета насыщеннее. Увеличение качества несколько уменьшает угол обзора. Просмотр сбоку не будет таким комфортным, потому, выбирая такой тип, нужно учесть, что пользователи должны находиться по центру.

Потенциальным минусом углового отражения света станет вероятность появления засветов или «светового пятна», способных полностью омрачить удовольствие от просмотра. Пользователю придется постараться настроить экран относительно направления света, чтобы отблески отражались не на зрителя, а в стену.

Полезно знать! Чтобы световые пятна не стали проблемой при просмотре, можно отодвинуть проектор подальше от полотна.

Stewart Cima 00932-1092H

Экран настенный Stewart Cima 00932-1092H

Существуют иные вариации, такие как серый экран с глянцевым, а точнее, с дополнительным покрытием. Подобные модели выпускает известная компания Stewart. Стоит отметить, что полотна с увеличенным коэффициентом усиления (выше единицы) не используют в тандеме с ультракороткофокусными проекторами. Близко расположенное устройство передаст слишком много, света и не исключены отблески. Вывод: выбирайте этот тип экранов, если ваша цель – уютный домашний просмотр любимых видео в кругу семьи или друзей.

Проекционные пленки

Проекционные пленки – это не экран, это новый шаг в будущее. Причем это будущее не столько «бытового плана», сколько для сферы бизнеса. Пленки подразделяются по проценту светопропускаемости, могут быть темные или полностью прозрачные. Полотно наклеивают на плоскость, например, на стекло или на стену, в результате мы получаем настоящий аналог голограммы. Причем неважно, с какой стороны просматривать видео.

Отражающие экраны сегодня уже не редкость, когда проектор устанавливается не со стороны зрителя, а за полотном. Такой тип обеспечивает более контрастную картинку за счет того, что все отблески поглощаются и рассеиваются. Но если обычно экраны все же белого цвета, то прозрачная или полупрозрачная пленка выглядит современно и технологично. Довольно любопытно будет ее применение в рекламных целях – на выставках или презентациях.

Проекционная пленка

Интересный факт! Не стоит беспокоиться о том, что изображение будет зеркальным, большинство проекторов имеют специальную настройку для просветных экранов.

Вывод: если вам нужно произвести впечатление на зрителей, проекционные пленки – ваш выбор. Для тех, кому нравятся необычные высокотехнологичные вещи, есть возможность установить стекло посередине комнаты.

Альтернативные варианты

Говоря о хорошем полотне, можно сделать небольшое отступление, чтобы разобраться, действительно ли нельзя обойтись подручными средствами. Этот вопрос естественно возникает у каждого, кто желает сэкономить.

Помимо безупречно ровной поверхности экранного полотна, у него есть отличное свойство рассеивать свет. Отрез белого хлопка будет пропускать через себя свет, что снизит контрастность до минимума, а несколько его слоев неизбежно создадут складки, и смотрибельность спадет на нет.

Экран из ткани

Экран из хлопковой ткани

Окраска стен – популярная шутка, хотя и с долей правды. Современная лакокрасочная продукция богата всеми оттенками матового белого, но вот выравнивать поверхность придется долго. Зная тонкости отделочного ремесла, можно представить, какие трудозатраты придется вложить, не говоря о специальном покрытии.

Второй по популярности хенд-мейд – попытка сделать черный экран для проектора своими руками. Видео демонстрирует его исключительные преимущества, но практика показывает, что это не очень дорого, но слишком сложно. Если найти черную основу не проблема, то подобрать подходящую матовую пленку довольно проблематично.

Тип конструкции и назначение

Как выбрать экран для проектора по типу полотна уже ясно, теперь можно перейти к обзору конструктивных особенностей. Условно, можно выделить две большие категории:

  • стационарные;
  • передвижные.

Первый тип – это решение для домашнего кинотеатра или конференц-зала, когда полотно либо складывается в тубу, либо натягивается на раму. Достоинства и недостатки говорят сами за себя: пользователю не требуется время на установку, сборку или разборку конструкции, экран всегда готов к использованию, но занимает место. В принципе, телевизионная панель тоже занимает определенную площадь стены, так что с этим вполне можно мириться.

Стационарный экран

Передвижные экраны для видеопроекторов созданы для выездных презентаций, обучающих семинаров и тому подобных мероприятий. Не исключено использование и для дома, например, когда пользователь часто выезжает на дачу, или нет возможности выделить часть стены.

Передвижной экран

Типы стационарных экранов

Стационарные рулонные экраны изготавливают по принципу ролет: полотно наматывается на трубу и разворачивается, когда это необходимо. В сложенном состоянии конструкция защищена корпусом, который крепится к любой надежной плоскости: стене или потолку. При необходимости полотно может перекрыть оконный проем, доску для маркера, карту. Обратите внимание на модели с черной подложкой — она поможет заблокировать свет, когда экран перекрывает окно, оттуда поступает много света.

Интересно решение, когда вся конструкция монтируется в натяжной или навесной потолок типа Армстронг, или в гипсокартонный короб. Экран и механизм абсолютно незаметны и не требуют места – довольно гибкое решение.

Рулонный экран

Рулонный экран с установкой в короб

Ручное управление – это бюджетный вариант, пользователь самостоятельно сворачивает или разворачивает полотно. Не слишком удобно, но экономично и просто. Для любителей автоматизации и современных технологий разработчики оснастили механизм электроприводом, здесь управление осуществляется с помощью дистанционного пульта, но доступны и более современные решения: вывод отдельной кнопки, подключение к системе «Умный дом» или аналогичным.

Полезно знать! Электрический привод необходим, если экран расположен далеко, высоко или обладает внушительными размерами. Правда, в домашних условиях такие модели используются крайне редко.

Проблема рулонных экранов в том, что конструкция не способна обеспечить безупречно ровную и гладкую поверхность полотна. Решением станет тип конструкции с системой натяжения, выглядят они солидно и лишены типичного недостатка. Стоит отметить, что и цена у них будет выше.

Рулонный с системой натяжения

Рулонный экран с системой натяжения

Проекторные натяжные экраны тоже относятся к стационарному типу, полотно крепится к каркасу на заклепки или на люверсы. Тугая натяжка обеспечивает идеально ровную поверхность, так необходимую для отличного изображения. Единственная задача пользователя – найти постоянное место.

Типы передвижных экранов

Второй вариант – передвижные или мобильные проекционные экраны. Обычно их используют для бизнеса или выездных семинаров. К данному виду относят целых три типа: на штативе, напольные или на ножках. Конструкция «на штативе» предусматривает подставку-треногу и тубус для хранения и перевозки полотна. Как показывает практика – это доступно, пока ширина полотна не достигнет 2,5 м, после чего транспортировка становится сложной.

Экран на раме или ножках устойчивее и подходит для широких полотен свыше 3 м. Сборка-разборка всей конструкции не займет больше 10 – 15 минут, а транспортировка не в пример проще: все детали легко умещаются в небольшой кейс.

Передвижной экран в кейсе

Напольный вариант транспортируется в тубусе, который в процессе использования служит основой конструкции. Полотно выдвигается вверх и хорошо удерживается специальной системой крепежа. Интересно, что здесь производители всерьез позаботились о пользователях: смотреть видео рядом с полом неудобно, потому нижняя часть экрана – черное поле, а «рабочая» часть для просмотра расположена в верхней половине. Подходящую модель такого типа можно найти в ассортименте Project, Classic Solution или Draper.

Существуют и настольные вариации таких экранов, чья конструкция отличается наличием специальных крепежей к плоскости стола.

Немного о размерах и форматах

Каким должен быть размер экрана — зависит от цели его использования. Среди различных форматов мультимедиа самым популярным является 16:9. Именно в нем записано большинство фильмов, и если воспроизведение кино – это основное назначение полотна, то и его позиционирование должно быть соответственным. Неверный размер экрана приведет к появлению черных полос сверху, снизу или сбоку, для кого-то это мелочи, но есть пользователи, кому это не по душе.

Для вывода текстов или документов больше подходит вертикальный тип 4:3, также подобный вариант оптимален для просмотра веб-страниц. Если воспроизводить контент на полотно не соответствующего размера, например, видео 16:9 на экран 4:3, то картинка либо уменьшается, либо обрезается по краям. Компромисс – рулонные экраны, которые можно развернуть до необходимого уровня или мультиформатные виды VIP-класса.

Обратите внимание! Выбирая экран по размеру диагонали, нужно обращать внимание на его форму. Два полотна формата 16:9 и 4:3 могут иметь одинаковое значение, но в первом случае оно ориентировано по горизонтали, а во втором – по вертикали.

Итак, чтобы выбрать подходящий экран, нужно немного: определиться с целью его использования, местом, размером и форматом контента. Учитывайте степень воздействия фонового света, и возможность его блокировки. После останется только один критерий – финансовый, но здесь каждый выбирает по своему усмотрению.

Читайте также:  Дизайн детской комнаты: 30 фото

Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать

Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать

Проектор — устройство не самостоятельное, он должен работать в паре с проекционным экраном, выбор которого, на первый взгляд очень прост: достаточно повесить на стену белое полотно, но если копнуть этот вопрос немного глубже, может показаться, что эта задача не проще выбора самого проектора. Впрочем, не стоит переживать, наш материал поможет вам во всём разобраться.

Размер экрана и соотношение сторон

Первым и самым очевидным параметром для экрана является, конечно же, его диагональ. При выборе проектора и экрана нужно согласовать между собой три параметра: размер экрана, проекционное соотношение проектора и место установки.

Если эти параметры будут учтены, после покупки оборудования вы не получите неприятных сюрпризов, таких как картинка выходящая за рамки экрана или отсутствие правильной фокусировки.

Не стоит забывать и об одинаковом соотношении сторон для экрана и проектора: современным стандартом для мультимедиа высокой чёткости является 16:9. Соотношение сторон 4:3 всё ещё популярно в устройствах, которые используются для проведения презентаций в офисах или для образовательной деятельности, однако для домашнего кинотеатра это соотношение не столь интересно по причине больших незадействованных полей. Которые обязательно появятся при просмотре современных фильмов, клипов и прочего контента с соотношением сторон 16:9.

Также существует популярный формат 16:10, которому соответствуют разрешения 1920×1200 и 1280×800 — такой формат позволяет просматривать 1080p видео с небольшими неактивными полями на экране, но и имеет дополнительное пространство для более комфортного просмотра презентационных слайдов.

Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать-2

Для просмотра фильмов так же есть стандарт соотношения экрана, который называется Cinemascope, он соответствует 2.39:1. Такой формат используется в публичных кинотеатрах.

Конструкция

По типу конструкции можно разделить экраны на две основные группы: стационарные и мобильные.

Стационарные

На раме — такая конструкция предполагает сборку рамы с последующим натяжением на неё полотна, собранная конструкция закрепляется на стену. Главным плюсом такого типа экрана является равномерность натяжения полотна, что исключает появление искажений.

Сворачиваемый рулонный экран может крепиться на потолке или быть настенным. Такие экраны компактны, позволяют разворачивать их поверх телевизора, который может висеть на стене, тем самым превращая обычную гостиную в кинозал.

Для натяжения используется утяжелённая лента, которая пришита к низу экрана, что является причиной неидеального натяжения. В более дорогих моделях могут использоваться и боковые натяжители, которые решают эту проблему.

Разворачивание рулонных экранов может осуществляется вручную или быть моторизированно электроприводом. В некоторых моделях проекторов есть специальный триггерный выход, который выдаёт сигнал на открытие экрана при включении проектора.

Проекция на стену тоже является достаточно распространённым и недорогим вариантом экрана. Здесь важно заранее точно определиться с местом будущего экрана, ведь перевесить его уже не получится.

Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать-3

Мобильные экраны

Мобильные экраны могут представлять собой тот же сворачивающийся экран, который устанавливается на специальный штатив и складывается для транспортировки. Такой экран отлично подойдёт и для выездных презентаций, и для перемещения между разными залами в пределах одного офиса или учебного заведения.

На разборной раме, благодаря своей конструкции такой экран имеет лучшее натяжение полотна и лучшую устойчивость, что позволяет комфортно работать с полотном больших размеров. Для транспортировки такие экраны складываются в специальный кейс.

Надувной экран — тип конструкции для использования на открытых уличных площадках, похож на надувной детский батут.

Надувной каркас для транспортировки складывается в сумку, устанавливается и поддерживается в рабочей форме при помощи вентиляторов, нагнетающих воздух и поддерживающих давление даже при повреждениях оболочки.

Коэффициент усиления

Коэффициент усиления — характеристика, обозначающая отражательную способность покрытия проекционного экрана. Она показывает, насколько больше или меньше света будет возвращать экран в сравнении с белым матовым полотном, которое ещё называют «ламбертовым». Коэффициент такого полотна равен 1.0, оно рассеивает свет во всех направлениях равномерно. Если коэффициент равен 1.3, то экран вернёт на 30% больше света в направлении зрителя. При значении 0.8 вернётся только 80%, остальное поглотит поверхность экрана.

Казалось бы, что чем выше коэффициент усиления, тем лучше, ведь можно компенсировать недостаточную яркость устройства. Однако не всё так просто. Во-первых, чем выше усиление экрана, тем уже углы обзора у такого экрана — при взгляде на такой экран сбоку его яркость заметно падает. Это будет мешать комфортному просмотру большой компанией в помещениях, где нет нескольких рядов кресел. Во-вторых, с повышением отражающей силы экрана на нём (при просмотре с определённых углов) могут появляться блики и более яркие области — так называемые «горячие пятна».

Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать-4

Фото: Elite Screens

У экранов с коэффициентом меньше 1.0 также есть свои сильные и слабые стороны. Основным плюсом является повышение контрастности изображения и более глубокие тёмные цвета. К недостаткам следует отнести то, что для работы с таким экраном нужен достаточный запас яркости проектора: не стоит забывать, что при использовании 3D очков яркость изображения снизится ещё больше.

Угол обзора

Углы обзора — понятие отнюдь не новое. Наверное, каждый знает, что это такое, во многом благодаря LCD экранам, по аналогии с ними у проекционных экранов тоже есть такой параметр.

Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать-5

Если вы планируете приобрести себе обычный матовый экран, об этом можно не переживать — его углы просмотра очень широки.

Но если вам нужен экран с увеличенным усилением или технологией ALR, стоит обратить внимание на параметр «угол половинного усиления», который характеризует границы комфортного просмотра в градусах. Точка просмотра с максимальной яркостью находится перпендикулярно центру экрана, если зритель будет двигается в сторону от центра экрана яркость будет постепенно снижаться. В точке половинного усиления яркость составляет 50% от пикового значения.

Типы покрытий

Белые экраны

Белый матовый экран — основа основ среди всех экранов, самое универсальное и распространенное решение. Такой тип экрана отлично подойдёт для домашнего кинотеатра в помещениях с регулируемым уровнем освещения. У них широкий угол обзора.

Elite Screens M136XWS1

Рулонный проекционный экран Elite Screens MaxWhite закрепляется на стене и легко сворачивается, чтобы не нарушать интерьер комнаты. Белый материал MaxWhite с коэффициентом усиления 1.1 обеспечивает максимальные углы обзора и подходит для просмотра фильмов в 4K-разрешении.

Но, конечно, у всего есть свои недостатки. Для белого матового экрана таким недостатком является его диффузность, он будет отражать свет во всех направлениях не только от проектора, но и от любого другого источника света. В том числе и переотражённого, который падает на белый потолок и стены комнаты, а потом обратно на экран. Таким образом снижается контрастность изображения. Для борьбы с данным эффектом нужно максимально исключать сторонние источники света и светлые детали интерьера. И если первое в домашних условиях легко выполнимо, то со вторым могут возникнуть проблемы. И здесь нам может помочь следующий тип покрытия.

Серые экраны

Серый экран — сравнительно новый тип экрана, который происходит от вышеупомянутого белого. Цвет такого экрана может быть в нескольких тонах светло-серого. Экраны серого цвета могут быть с коэффициентом усиления как ниже, так и выше 1.0. Благодаря более темному цвету экрана уменьшается количество паразитной переотраженной засветки, что даёт более глубокий уровень чёрного цвета и лучшую контрастность, но при этом могут наблюдаться небольшие потери в отображении светлых тонов.

ALR экраны

ALR или Ambient Light Rejecting, что переводится как «отражение окружающего света» — общее название экранов, которые отражают или поглощают свет от ламп, окон и других источников, тем самым увеличивая контрастность и яркость картинки в светлых помещениях.

Когда говорят об ALR экране, обычно имеется в виду именно экран зеркального отражения. В отличии от обычного проекционного экрана, рассеивающего свет во все стороны, они работают на базовом законе оптики: угол падения равен углу отражения. Проектор устанавливается перед экраном таким образом, чтобы полотно отражало свет проектора прямо на зрителя. При этом свет от сторонних источников по такому же принципу отражается в сторону от зрителя. Важно, чтобы такие источники находились не в том же направлении, что и сам проектор, иначе нежелательный свет по-прежнему будет попадать в область просмотра.

Ещё один вид ALR экранов, более дорогостоящий и редкий — отражающий, который отражает свет от проектора к зрителям, но поглощает ненужный свет. Поверхность такого экрана изготовлена в виде микроскопических треугольных линз. Эти линзы расположены на экране горизонтально, что означает, что наиболее качественно такой экран будет поглощать верхний свет.

Экраны для UST-проекторов

UST — специальные экраны, которые созданный для работы с ультракороткофокусными проекторами, которые устанавливаются на расстоянии в несколько десятков сантиметров от экрана. Такой тип проекторов становится всё более популярным и, вероятно, со временем вытеснит классические длиннофокусные проекторы на потребительском рынке.

Подобные экраны, как и ALR, сконструированы таким образом, чтобы поглощать рассеянный свет и показывать максимально качественную картинку, невзирая на внешнее освещение. Поверхность UST экранов состоит из миниатюрных призм, выполненных в форме треугольника. Снизу на них падает луч света от прожектора, который хорошо виден зрителю. Если же в комнате включен свет, то он, падая на экран сверху, поглощается противоположной стороной треугольных призм:

Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать-6

Покрытие рабочей стороны призмы может быть белое или серое, с разными коэффициентами усиления. Верхняя часть, поглощающая фоновый свет — чёрная.

Большим плюсом таких экранов являются широкие углы обзора.

Чёрные экраны

Ещё один тип ALR экрана, является «бутербродом» из нескольких оптических слоёв. Свет проходит через них и, отражаясь от нижнего с высоким уровнем отражения, возвращается обратно через все слои к зрителю. При этом такой экран поглощает весь рассеянный свет, который может попадать на него сверху, снизу и со сторон, что даёт очень высокий уровень контрастности даже в освещённом помещении.

При помощи такого экрана можно добиться эффекта просмотра фильма в тёмной комнате. Экран поглощает переотражённый свет от светлого потолка или стен, и этот свет больше не влияет на картинку и не снижает её контрастность.


Чёрный экран против белого

Но за всё хорошее нужно платить, в данном случае углами просмотра — у таких экранов они на уровне 30-35°.

Экран обратной проекции

Направлять луч света на экран можно не только спереди, но и с обратной стороны. Такой способ называется обратной проекцией.

Преимуществами такого типа типа проецирования являются более высокий уровень контрастности, а находящийся перед экраном человек не загораживает собой часть изображения.

Главным недостатком такой проекции является то, что для установки оборудования нужно достаточно большое помещение. Проектор должен находиться за экраном на определённом расстоянии, и, само собой, пространство между ним и областью просмотра будет «бесполезным» — там нельзя будет ходить, чтобы не отбрасывать тень.

Помимо проекционных экранов для обратной проекции используются специальные прозрачные и непрозрачные плёнки, краска для обратной проекции, но это уже, скорее, варианты специфического профессионального использования. Например, для оформления витрин магазинов.

Акустически прозрачные экраны

При обустройстве качественного домашнего кинотеатра для правильного восприятия фильмов очень важно разместить фронтальную акустику именно за экраном. Для того, чтобы звук доходил до зрителя практически без потерь, используют акустически прозрачные экраны, это может быть перфорированное либо плетёное полотно.

Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать-7

Фото: Elite Screens

Плетёное полотно экрана лучше пропускает звук, особенно в верхнем диапазоне, но такое полотно может быть только матовым белым.

Перфорированное полотно более склонно к интерференциям звука между ним и стеной, на которой расположены динамики, но такие полотна могут быть не только белыми, но и серыми или чёрными с ALR.

Окрашенная стена

Покраска стены является достаточно бюджетным и распространённым вариантом. Но для этого недостаточно просто покрасить обои на стенах белой краской. Для избежания искажений стену предварительно нужно оштукатурить и зашпаклевать, чтобы поверхность стала максимально ровной и гладкой. Только после этого стену уже можно грунтовать и красить несколькими слоями краски. Краска для этого нужна матовая и нейтрального цвета, чтобы не навредить балансу белого.

Если выравнивание стен по каким-либо причинам невозможно, в качестве вариантов можно рассматривать ровные строительные материалы большой площади, например, листы гипсокартона или ДСП. Их можно закрепить на стену с последующей обработкой и покраской.

В основном для покраски стен под проекционный экран используются специализированные краски, которые разработаны для этих целей и дают гарантированно отличный результат при соблюдении технологии покраски. Такие краски могут быть разных цветов: белые, серые, серебристые — под любые требования покупателя.

Лучший материал для экрана проектора: чем они отличаются и какой выбрать-8

Иногда удаётся подобрать подходящий вариант и среди «обычных» красок. В наших широтах особой популярностью пользуется Tikkurilla Harmony H499, так как она даёт предсказуемый результат, в отличии от более дешевых аналогов, и стоит относительно немного (если сравнивать со специализированными красками для экранов).

При создании экрана своими руками стоит не забыть о поклейке вокруг экрана рамки из чёрной матовой ленты, например бархатной. Такая деталь не просто визуально отделит экран от остальной стены и скроет переход, который местами может получится не идеальным, но и даст изображению дополнительную визуальную контрастность.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Нужен ли для отображения 3D специальный экран?

Нет, для работы с 3D в домашних условиях специальный экран не нужен. Но так как яркость изображения заметно снижается при просмотре в 3D-очках, при выборе между белым или серым экраном стоит убедиться, что ваш проектор достаточно яркий.

Какого цвета выбрать экран для домашнего кинотеатра?

Выбор цвета экрана зависит от освещённости во время работы. Если освещение полностью контролируемо, и интерьер в комнате не слишком светлый, — можно смело выбирать белый экран. Если предполагается небольшая фоновая подсветка или переотражённый свет — вам подойдёт экран серого цвета. Чёрные экраны не боятся стороннего освещения и дают отличный контраст, но тут уже большую роль играет высокая стоимость таких высокотехнологичных экранов.

Какой экран лучше подойдёт для 4K видео?

Для Ultra HD контента нужен экран высокого качества. Он должен быть однородным и гладким, чтобы не искажать отображение пикселей достаточно маленького размера. Производители экранов маркируют такие гладкие модели как «4K экран» (или UHD / Ultra HD). Если бюджет на экран для 4K-проектора ограничен, стоит рассмотреть вариант качественной покраски стены матовой краской, чем просто покупать бюджетный виниловый экран.

Для тех, кто хочет знать больше:

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

Как выбрать экран для проектора (2019)

Как выбрать экран для проектора (2019)

Любительский

Аватар пользователя

Проекторы становятся популярнее день ото дня – и не только в качестве офисного или презентационного, но и домашнего оборудования. Современные проекторы вполне доступны по цене и при этом способны создавать качественное изображение диагональю в несколько метров – неудивительно, что спрос на них неуклонно растет.

Однако качество изображения, создаваемого проектором, зависит не только от самого устройства, но и от того, на какую поверхность проецируется картинка – от экрана.

Некоторые владельцы проекторов поначалу склонны недооценивать важность хорошего экрана, используя вместо него всевозможные недорогие аналоги – рулонные шторы, отрезы белой ткани или полиграфического холста, да и просто участки стены более или менее белого цвета.

Читайте также:  Изготовление сварочного стола своими руками

Вот только материалы, не предназначенные для использования в качестве экрана, часто ухудшают контрастность изображения из-за малой плотности, слабых отражающих качеств и т.д. Если же вспомнить, что контрастность – один из важнейших параметров проектора, во многом определяющий его цену, получается, что использование дешевого заменителя экрана значительно «удешевляет» и сам проектор. Поэтому, приобретая дорогой качественный проектор, не стоит экономить на экране к нему. А вот какой экран выбрать – уже зависит от многих параметров как проектора, так и места его использования.

Характеристики экранов для проекторов

Тип установки определяет условия эксплуатации экрана. Существует множество способов установки, но все экраны можно отнести к одному из двух классов: сворачивающиеся в рулон и крепящиеся на раму.

Сворачивающиеся в рулон легко транспортируются, просто складываются-раскладываются и не занимают много места в сложенном состоянии. Однако у этого вида экранов есть весомый недостаток: идеально ровной поверхности добиться очень сложно. Даже на дорогостоящих экранах, натягиваемых с помощью петель, через которые продет металлический тросик, бывают волны на краях полотна. Что уж говорить о бюджетных вариантах – волны и загибание полотна по краям являются их характерным недостатком.

Крепящиеся на раму экраны этого недостатка лишены – они идеально плоские, изображение на них ложится без малейших искажений. Все прекрасно, пока они стоят на месте, но вот при транспортировке могут возникнуть проблемы. Стационарные настенные экраны вообще не предназначены для перемещения с места на место. Экраны на мобильной раме транспортировать можно, но их установка занимает некоторое время и совсем не так проста, как у рулонных. Да и стоят они весьма недешево.

И рулонные, и крепящиеся на раму экраны подразделяются на несколько разновидностей:

Настенно-потолочный – самый распространенный вид рулонных экранов. Представляет собой тубус (в котором скрывается свернутый экран) с креплениями и механизмом для сворачивания экрана.

Существует множество моделей этого вида, отличающихся размером, качеством изготовления деталей, способом сворачивания экрана и ценой. Этот способ установки наиболее практичен, если место установки экрана четко определено, но предполагается его частое сворачивание и разворачивание.

Экран на штативе – самый распространенный вид мобильных экранов. Представляет собой такой же настенно-потолочный «тубус», но с креплением для установки на штатив. Основное его преимущество – простота и скорость установки, для приведения такого экрана в «боевую готовность» достаточно нескольких секунд.

Экраны на штативе идеальны для презентаций и лекций в неподготовленных помещениях. Основной недостаток – неустойчивость конструкции, особенно у больших (75″ и более) экранов. Такой экран будет качаться от малейших сотрясений, и повалить его на пол способен даже легкий сквозняк от резко открывшейся двери.

Напольный экран также относится к мобильным моделям, но обладает большей устойчивостью – тубус такого экрана не висит на штативе, а лежит на полу (или стоит на столе). Экран же опирается на плечо пантографического механизма, выдвигающегося из тубуса.

Поскольку тубус лежит на полу, а смотреть на изображение, находящееся у самого пола, не очень-то комфортно, под рабочим (белым) полотном идет полоса черной ткани, позволяющая поднять экран на комфортную высоту.

Это более основательная конструкция, не боящаяся сквозняков и сотрясений, но на открытом воздухе её лучше не использовать. Недостатками напольных экранов являются относительно высокая стоимость (по сравнению со стоящими на штативе) и небольшая высота подъема экрана над полом. Лучше всего этот форм-фактор подойдет для небольших мобильных экранов, устанавливающихся на стол.

Экран на раме – самый устойчивый вид мобильных экранов. Складная алюминиевая рама в сложенном виде умещается в сравнительно небольшой кейс, а в разложенном виде создает надежную и геометрически точную конструкцию для крепления полотна. Такой экран не только устойчив к движению воздуха и сотрясениям, но и отличается идеально плоской поверхностью. Кейс, в котором он умещается в сложенном виде, намного проще транспортировать, чем двух- или трехметровый тубус.

Основной недостаток экранов на раме – их высокая стоимость. Ну и сборка-разборка займет некоторое время. Зато для презентаций в больших помещениях или на открытом воздухе такие экраны незаменимы. Правда, в ветреную погоду эксплуатировать их все же не стоит – парусность любого экрана высока и сильный порыв ветра может не только уронить экран, но и повредить алюминиевую раму.

Настенные экраны с креплением на раму – отличный вариант стационарного экрана. Геометрически точная рама и крепление к ней полотна во множестве точек обеспечивают идеально ровную поверхность. Если вам важно качество изображения, и перемещать (или складывать) экран вы не планируете, лучшего варианта не найти. К сожалению, стоят такие экраны довольно дорого.

Диагональ экрана должна соответствовать как условиям установки, так и параметрам проектора. Но при выборе экрана лучше ориентироваться на ширину. Дело в том, что при различном соотношении сторон ширина экрана может быть разной при одной и той же диагонали. Определите, на каком расстоянии от проектора будет расположен экран, и вычислите необходимую ширину, поделив расстояние до экрана на проекционное соотношение проектора.

Например, если проекционное соотношение равно 2,15 и проектор находится в 4 метрах от экрана, то ширина экрана должна составлять 4/2,15 = 1,86 м (186 см). Это соответствует диагонали 84″ при соотношении 16:9 или 104″ при соотношении 1:1. Как видно, если соотношение сторон экрана будет соответствовать соотношению сторон проектора, то его площадь будет использоваться наиболее эффективно.

Если точное расстояние до проектора неизвестно, подсчитайте ширину экрана приблизительно. В любом случае, она не должна быть больше максимальной проекционной ширины проектора и меньше минимальной.

Угол обзора не только определяет, насколько хорошо изображение будет видно со стороны – этот параметр в некоторой степени зависит и от характеристик проектора. Так, с короткофокусными (проекционное соотношение меньше 1) проекторами нежелательно использовать экраны с малым углом обзора – иначе яркость экрана будет неравномерна, даже если смотреть на него под углом 90°. В остальном минимального для экранов угла обзора в 100° достаточно при большинстве случаев; кроме того, чем меньше угол обзора экрана, тем он менее подвержен влиянию боковых засветок – например, от неплотно занавешенных окон.

Покрытие экрана влияет на его коэффициент усиления – т.е., на то, как хорошо полотно отражает свет. Коэффициент усиления 1.0 соответствует чистой белой поверхности. Экран с коэффициентом усиления 1,5 отразит на 50% света больше, а экран с коэффициентом 0,8 – на 20% меньше, чем белая поверхность.

Но экран с высоким коэффициентом усиления вовсе не лучше экрана с низким коэффициентом – многое зависит от условий просмотра. Человеческий глаз подстраивается к общей освещенности, поэтому меньшая общая яркость экрана с коэффициентом 0,8 субъективно не будет отличаться от яркости экрана с коэффициентом 1,5. Тем не менее, от второго экрана отразится больше света, и, если комната светлая, в ней возникнет паразитное освещение, снижающее контрастность изображения.

Поэтому оптимальным коэффициентом принято считать 1,0. Экраны с низким коэффициентом усиления помогут сохранить контрастность и глубокий черный цвет в светлых, плохо подготовленных помещениях. Экраны с высоким коэффициентом усиления часто имеют неравномерное распределение яркости по экрану и могут искажать цвета. Поэтому их рекомендуется использовать в незатемненных помещениях – в аудиториях, на презентациях и т.д., когда качество изображения уже не так важно, как его яркость.

Matt White – виниловая матово-белая поверхность на текстильной основе. Наиболее распространенное покрытие с коэффициентом усиления 1,0. Рекомендуется использовать в полностью затемненных помещениях.

Fiberglass Matt White – имеет основу из переплетенного стекловолокна, что обеспечивает ровную поверхность и защиту от сморщивания. Коэффициент усиления 1.0. Такие экраны используется в темных помещениях, как и Matt White.

PS Matt White – эластичное покрытие на основе полотна из полиэфирных нитей (полиэстера). Используется для натяжных экранов, по характеристикам сходно с Matt White.

High Contrast Gray – имеет поверхность серого цвета и коэффициент усиления 0,8. Способен обеспечить высокую контрастность и глубокий черный цвет в условиях плохого затемнения.

PS Cineflex – полотно серого цвета для обратной (просветной) проекции. Коэффициент усиления 2,2 позволяет использовать экран с таким покрытием даже в условиях высокой освещенности.

Проекцияопределяет с какой стороны экрана расположен проектор – с той же, где зрители (прямая) или с тыльной (обратная). Обратная проекция обеспечивает большой коэффициент усиления и обычно используется при условиях высокой освещенности в незатемненных помещениях и на открытом воздухе. Для обратной проекции размер помещения должен быть намного больше.

Варианты выбора экранов для проекторов

Покупка модели с настенно-потолочной установкой – самый простой и быстрый способ обеспечить проектор качественным экраном.

Лекторам, бизнес-тренерам и торговым агентам наверняка пригодится экран на штативе вдобавок к портативному проектору.

Экран на раме настолько устойчив, что его можно использовать на открытом воздухе. И при этом он еще и обеспечит гладкую плоскую поверхность, недостижимую для рулонных экранов.

Если позволяет пространство, то при ярком освещении лучший результат дает использование просветных экранов с обратной проекцией.

Экран с электроприводом избавит вас от необходимости вручную опускать-поднимать полотно – ведь при закреплении его на большой высоте сделать это вручную не так-то просто.

Как выбрать экран для проектора:
для дома и улицы

Проектор — хорошая альтернатива телевизору, если хотите смотреть кино или YouTube в большом формате — с диагональю до 300 дюймов. Но, если рядом нет большой стены, на которую можно выводить изображение с проектора, сначала нужно выбрать подходящую поверхность. Рассказываем, как выбрать экран для проектора, чтобы смотреть фильмы и презентации.

Содержание

Способ установки
Размер
Соотношение сторон
Тип поверхности
Рамка
Какой экран для проектора выбрать?

Способ установки

Стационарные

Их устанавливают в одном месте и не передвигают. Они надёжны, демонстрируют более качественное изображение, но быстро переставить в соседнюю комнату или другой угол зала их не получится.

Если в помещении есть ровная стена нужных размеров, экран монтируют на ней. Его наклеивают на основу или устанавливают в раме, похожей на картинную. Так вы получите идеально ровную поверхность. Но экран займёт очень много места и будет бросаться в глаза. Иногда его закрывают ширмой, шторой или съёмной декоративной панелью.

Также можно выбрать экран для проектора и установить его подобно телевизору — на тумбе в сборной рамке с натяжителями. Такой вариант займёт ещё больше места, но его можно обыграть в интерьере.

Выдвижные

Для маленьких комнат или офисов подойдут выдвижные экраны. Чаще всего полотно прячут в рулоне, который разматывают перед показом. Такой экран занимает минимум места, но быстрее изнашивается и провисает, а значит — и искажает картинку.

Выезжающие в натянутом виде экраны встречаются реже — для них нужно очень много места. Их единственное преимущество, по сравнению со стационарными — можно спрятать и защитить от выгорания под прямыми солнечными лучами.

Экраны могут выдвигаться разными способами. Самый простой и дешёвый — ручной. Чтобы развернуть полотно, вам нужно потянуть ручку или тросик. Когда экран подвешен высоко или находится далеко от дивана, на помощь приходит электропривод — он приводит механизм в движение. Просто нажмите кнопку на стене или пульте — и готово. Умными экранами управляют через мобильное приложение на смартфоне.

Мобильные

Легко передвигаются и разворачиваются в новом месте. Маленькие модели можно носить в тубусе, а большие — перевозить в авто. С такими экранами можно организовать презентацию или кинопросмотр в любом месте. Но нужно подготовиться к работе. Однако идеально ровной поверхности вы не получите — картинка всегда будет искажаться.

Самые популярные мобильные экраны для проекторов — на штативе. Их плюс — быстро разбираются, а минус — сильно искажают изображение и быстрее изнашиваются. Кроме того, установить на штативе полотно шире 3 метров сложно — оно может упасть от малейшего толчка.

Жёсткая стойка с широким основанием тяжела (до 10–15 кг) — поэтому перевозите её в авто. Она собирается за считанные минуты, служит дольше и лучше натягивает экран.

Экраны на сборной напольной раме самые надёжные и показывают лучшее по качеству изображение. У них есть жёсткий каркас, который натягивает полотно с четырёх сторон. Однако на его сборку понадобится 30–60 минут, поэтому они подойдут для больших событий, например, праздников или промо-акций.

Размер

Чтобы выбрать размер экрана для проектора, важно знать диагональ картинки, которую показывает выбранный ранее проектор. У портативных моделей она варьируется от 15 до 90 дюймов, у большинства стационарных — от 30 до 120 дюймов, у кинематографических — от 60 до 300 дюймов. Поэтому первое правило — проверьте, совпадают ли эти характеристики с размером вашего помещения. Второй важный параметр — коэффициент проекции (throw ratio) — его можно найти в характеристиках проектора. Он показывает, сколько дюймов расстояния от линзы до экрана должно приходиться на каждый дюйм диагонали.

Модели с коэффициентом проекции больше 1 называют длиннофокусными — они подойдут для больших залов. Например, если в характеристиках указано throw ratio = 2, для 90-дюймовой диагонали нужно расстояние 90×2=180 дюймов, или 4,6 метра. Если коэффициент равен от 0,5 до 1, у вас короткофокусный проектор для обычных жилых помещений. При значении 0,75 вы получите 90-дюймовую картинку на расстоянии 90×0,75=67,5 дюймов или 1,71 метра. Устройства с коэффициентом проекции менее 0,5 называют ультракороткофокусными. Это вариант для очень маленьких помещений. Например, при значении throw ratio 0,3 вам понадобится всего 90×0,3=27 дюймов или 0,69 метра для получения 90-дюймового изображения.

Измерьте расстояние в сантиметрах от точки установки проектора до места расположения экрана. Разделите его на 2,54, чтобы получить дистанцию в дюймах. Разделите цифру на коэффициент проекции — итоговое число будет максимальной диагональю, допустимой для вашей комнаты.

Соотношение сторон

Ориентируйтесь на характеристики проектора. Ищите в нём реальное соотношение сторон — его также могут называть нативным (native). Не обращайте внимания на поддерживаемые форматы — это просто параметры видео, которые не имеют отношения к экрану.

Соотношение сторон 3:4 — отличный выбор для проекторов в офисах, школах и университетах. На нём удобно показывать большие отрывки текста, документы и презентации. Для домашних кинотеатров выбирайте формат 16:9 — он соответствует стандартам разрешения видео HD, Full HD и 4K. В профессиональных кинозалах устанавливают проекторы с нативным соотношением сторон от 21:9 до 25:9.

Универсальный вариант — экран формата 16:10. Он подходит и для показа видео, и для презентаций. Для портативных проекторов также можно выбрать квадратный экран с соотношением сторон 1:1 — его можно адаптировать к любым задачам.

Тип поверхности

Для большинства проекторов подходят матовые белые экраны с коэффициентом отражения (gain ratio), близким к 1. Они дают максимально сбалансированное изображение с натуральными красками и высокой контрастностью. Их используют для просмотра фильмов, игр и презентаций. Такие модели самые бюджетные — от 2 000 рублей за 120 дюймов.

Для проекторов домашних кинотеатров выбирают экраны серых тонов с коэффициентом отражения от 0,7 до 0,95. Он увеличивает статическую контрастность, дарит более глубокий чёрный цвет, детализированные тени и естественные блики. Серые экраны также нужны, когда яркости проектора хватает с избытком — поглощая «лишний» свет, они делают картинку более приятной для глаз. Такие модели дороже — от 3 500 рублей за 120 дюймов.

Читайте также:  Выбираем качественный герметик для установки и ремонта унитаза

Глянцевые белые экраны с коэффициентом отражения более 1 повышают яркость изображения по сравнению с матовыми и серыми. Они незаменимы в комнатах, где есть посторонние источники света — лампы, окна и мониторы. Но их углы обзора намного уже — до 80–120° против 150–170° у матовых. Кроме того, цвета на глянцевой поверхности могут становиться «кислотными» — неестественно яркими, режущими глаз. Стоимость таких моделей — от 2 500 рублей за 120 дюймов.

Многослойные композитные экраны (ALR) сочетают преимущества матовых и глянцевых моделей. Их поверхность выглядит серой, поэтому в тёмных участках изображения вы видите глубокий чёрный цвет. Но яркий белый цвет «пробивает» верхний слой и отражается от нижнего. Поэтому фоновое освещение не заглушает яркие насыщенные краски. ALR-экраны подходят даже для ультрасовременных лазерных проекторов, но стоят дороже — от 8–10 тысяч рублей за 120 дюймов. Однако они могут искажать цветопередачу.

Перфорированные экраны нужны для домашних кинотеатров с многоканальной акустикой — от 5 колонок и более. Они пропускают звуки, поэтому динамики можно ставить прямо за ними.

Если хотите получить чёткое и яркое изображение при дневном освещении, правильно будет выбрать мощный проектор и экран с полупрозрачной поверхностью. Такое полотно работает «на просвет» — проектор устанавливается за ним. Оно даёт хорошую картинку в любых условиях, но нужно очень много места с обеих сторон.

Экран для ультракороткофокусных проекторов ребристый. Поскольку лампа устанавливается на малом расстоянии, свет направляется снизу вверх. «Зубчики» отражают его в том направлении, где сидят зрители. А направленные солнечные лучи уходят в потолок и не мешают просмотру.

Рамка

Важный параметр при выборе рамы — механизм натяжения. В вертикальной плоскости достаточно тяжёлого нижнего торца — он будет оттягивать полотно. В горизонтальной лучше выбирать регулируемые струны — они уберут выпуклости и провалы.

Выбирая экран проектора для дома, желательно присмотреться к модели с чёрной каймой с четырёх сторон. При настройке выберите такой масштаб, чтобы изображение захватывало пару миллиметров этой полоски. Так получится эффект безграничной картинки.

Рамка экрана должна быть матовой. Глянцевые лакированные ободки отражают свет и создают блики. Впрочем, можно использовать и матовый белый корпус, если он подходит для интерьера.

Какой экран для проектора выбрать?

Для кино — с соотношением сторон 16:9 или 16:10, с серой или композитной поверхностью, с чёрной каймой и механизмом натяжения.

Для презентаций — с соотношением сторон 16:10, 3:4 или 1:1, белый матовый или полупрозрачный для работы «на просвет».

Для лазерных проекторов — композитный ALR, для ультракороткофокусных — ребристый, с отражающими «зубчиками».

Для комнаты на солнечной стороне или аудитории с панорамными окнами — глянцевый белый или полупрозрачный для работы «на просвет».

Для выездных событий — мобильные модели с креплением к штативу или стойке.

В «Эльдорадо» есть всё необходимое для домашних кинотеатров и презентаций — проекторы, экраны для них, акустические системы и телевизоры.

Как правильно подобрать экран для проектора

Именно над вопросами его выбора размышляют многие потенциальные покупатели. И действительно, в подборе этого компонента есть множество нюансов, на которые следует обязательно обратить своё внимание.

Выбор экрана для проектора

Разобраться с особенностями выбора экранов для проекторов можно и своими силами. Главное в этом деле — знать, что действительно важно.

Критерии подбора

Перед тем как выбрать подходящий экран для своего проектора, нужно пройти несколько обязательных и действительно важных этапов. Они во многом дают понять, что подходит конкретно в вашем случае и как добиться желаемого качества картинки на большом экране.

Почему-то многие считают, что основной вопрос заключается в том, какую ткань для экрана проектора нужно выбрать. В действительности это второстепенная характеристика. Существуют куда более значимые параметры.

А потому выбор экрана проектора для создания домашнего кинотеатра стоит разделить на несколько основных шагов.

Помещение и расчёт размеров

Думая над тем, какой экран нужен для работы проектора, в первую очередь посмотрите на характеристики самого помещения, где будет располагаться всё оборудование.

Соотношение сторон 16:10 и 16:9 (HDTV)

На начальном этапе анализируется сама комната для домашнего кинотеатра. Посчитайте количество посадочных мест, удалённость диванов или кресел от места размещения экрана. Также подумайте, где будет располагаться сам проектор.

Соотношение сторон 2.35:1 (Cinemascope)

Только на основе этой информации можно двигаться дальше в вопросе о том, какой экран для проектора будет нужен в вашей конкретной ситуации.

Соотношение сторон 4:3

Формат и размер

Если говорить о типовых экранах, то они имеют диагональ 80, 100 и 130 дюймов. От размера экрана зависят его физические габариты, а также разрешение изображения.

Подумайте над тем, каким будет формат и разрешение. Для презентаций используется формат 4:3. А вот для домашнего кинотеатра лучше 16:9 или 17:10. Разрешение для комфортного просмотра должно быть от HD и выше. Но и раскошеливаться на UltraHD нет смысла. Оптимальным будет вариант с FullHD.

Экраны могут быть цельными, либо рулонными. Во втором случае его размеры можно менять, в зависимости от ситуации. Но это не всегда удобно.

Формат проекционного экрана

Если вы планируете смотреть фильмы в хорошем качестве на большом экране, тогда выбирайте формат 16:9 со сторонами примерно 234х152, 203х153 сантиметров. Эти характеристики актуальны для экранов диагональю 80 дюймов. Либо же берите ещё больше, если размеры комнаты позволяют.

Слишком большой экран в условиях маленького помещения тоже распространённая ошибка. Комфортно смотреть кино не получится.

Тип конструкции

На выбор во многом влияет такой параметр как тип конструкции.

Если не знаете, какой он бывает, чтобы взять нужный вариант, рассмотрите все существующие. В общей сложности различают 3 типа:

  • мобильный;
  • складной или переносной;
  • стационарный.

Типы конструкций экрана

Короткая характеристика каждого из них.

  • Мобильные экраны. Для их хранения и транспортировки используются специальные кейсы. Это упрощает перевозку и установку в разных местах. При этом монтаж не предусматривает использования инструментов. Единственный нюанс заключается в необходимости аккуратно использовать проекторы короткофокусного типа с мобильными экранами.
  • Переносные устройства. Их ставят на треногу. В сложенном состоянии экран выглядит как обычный рулон. Прекрасный выбор для создания временной инсталляции. К примеру, для учителей, которым в разных кабинетах нужно включать презентации. Но никак не для домашнего кинотеатра.
  • Стационарные. Монтируются на одном месте, там и остаются. В основном крепление происходит к стене или потолку. Имеется собственный механизм подъёма и опускания. Монтаж предусматривает применение вспомогательного оборудования и инструментов.

Вот и получается, что мобильные и складные устройства подходят скорее для презентаций, проведения уроков, каких-то офисных мероприятий. А стационарные выбирают при организации полноценного домашнего кинотеатра, постоянного места для показов разных роликов. Это может быть переговорная в офисном здании, либо актовый зал школы, университета.

Экран на люверсах

Как итог, при желании сделать дома кинотеатр с проектором и экраном выбирать нужно стационарный тип.

Расположение

Место, где будет располагаться полотно экрана, также имеет огромное значение.

В общей сложности можно выделить 5 вариантов размещения:

  • настенные;
  • потолочные;
  • настенно-потолочные;
  • настольно-напольные;
  • встраиваемые.

Самыми универсальными являются настенно-потолочные, поскольку их можно использовать путём крепления на стене и на потолке, что будет лучше в конкретной ситуации.

Изогнуты экран для проектора

Все потолочные экраны производятся по индивидуальным проектам.

Практически у всех встраиваемых моделей предусматривается наличие электропривода.

Каркас

Поскольку экраны бывают стационарными и переносными, то и каркас у них будет отличаться.

Все они делятся на 2 большие группы:

  • Настенные полотна, устанавливаемые в фиксированную раму. Это аналог телевизора. Занимает своё место на стене, и никому его не уступает.
  • Рулонные. Их размещают на разных поверхностях. Это может быть стена, доска или даже экран того же телевизора. Рулонные экраны оснащаются ручным или электрическим приводом.

Рулонные экраны для проектора

Принципиальной разницы между представленными вариантами нет. Поэтому выбирать нужно исходя из личных предпочтений и особенностей размещения.

Если это действительно полноценный домашний кинотеатр, можно смело брать настенное полотно с рамой. Если комната будет использоваться и для других целей, тогда отдавайте предпочтение рулонному экрану.

Учтите только, что при длине полотна более 2-3 метров лучше выбирать устройство с электроприводом.

Поверхность экрана

Стандартное решение представлено в виде матового белого полотна. Оно способно более чем на 70% покрыть все потребности пользователя.

Если стоимость оборудования не превышает 1-2 тысяч долларов, тогда тип поверхности вовсе отходит на второй план. Тут даже проще выровнять стену и покрасить её в белый цвет.

Отличие матового экрана о глянцевого

Матовая поверхность рассеивает свет равномерно, глянцевая — отражает свет под углом, равным углу падения

Даже при создании домашнего кинотеатра никакие специфические типы поверхностей выбирать нет смысла. Это уже актуально для коммерческих целей, когда организовывается большой кинотеатр минимум на 100 посадочных мест.

Показатели контрастности

По мере роста контрастности будет уменьшаться свет в тёмных участках проектируемой картинки. Эта характеристика не всегда имеет большое значение.

Если проектор имеет избыточную яркость, что сказывается в виде искажения чёрного цвета, проще взять экран серого цвета. Он поглотит избыточную яркость.

Контрастность изображения на экране

Размер и расстояние

Очень важно определить зависимость между размером экрана и расстояние до проектора. Параметр носит название throw ratio. Он подбирается исходя из индивидуальных параметров.

К примеру, при коэффициенте 0,5 при расстоянии 50 см. от проектора изображение будет иметь ширину 1 м. Это стандарт для короткофокусных проекторов.

Для длиннофокусных стандарт составляет 2. Но для получения изображения шириной 2 метра расстояние до проектора должно составлять минимум 4 метра.

Отличным решением станет покупка устройства с оптическим масштабированием. Это позволит адаптировать работу проектора под экран на определённом расстоянии.

Расстояние от проектора до экрана

Особенности полотен

Покупатель должен заранее решить, будет это экран строго для одной комнаты, либо передвижная конструкция. От этого зависит выбор между стационарными и мобильными полотнами.

Для стационарных выбирается конкретное место. При этом полотна стационарного типа делятся на 2 категории:

  • Натяжные. Это ровное полотно, которое монтируется к специальной раме с помощью люверсов или кнопок. Сложные в транспортировке на любые расстояния. Выглядят громоздко, зато обеспечивают высшее качество изображения. Выступают как центральная часть интерьера в составе домашнего кинотеатра.
  • Рулонные. Они же сворачиваемые. В сложенном виде выглядят как рулон. При разворачивании крепятся к потолку или стене. Компактные, подходят для небольшого помещения. У рулонных экранов бывает ручной и электрический привод на основе моторчика.

Прозрачный экран для проектора

Проекция

Ещё стоит обратить внимание на то, какая направленность проекции доступна для того или иного экрана.

Всего возможно 3 варианта:

  • Фронтальная. Считается самой популярной. В этом случае проектор располагается непосредственно перед полотном. То есть когда человек сидит перед экраном, проектор располагается у него за спиной.
  • Обратная. Актуально для просторных помещений. В этой ситуации проектор находится за экраном. Такие конструкции характеризуются высокими показателями яркости и контрастности.
  • Прямая. Этот вариант предусматривает поддержку экраном фронтальной и обратной проекции. То есть основное оборудование в виде проектора можно разместить перед полотном и за ним.

В случае с домашними кинотеатрами в основном выбирают полотна, поддерживающие фронтальную проекцию.

Экран обратной проекции

Коэффициент усиления и угол обзора

Эти характеристики напрямую влияют на то, насколько комфортно можно будет смотреть видео и изображения через проектор, направляемые на экран.

Параметры угла обзора зависят от модели. Этот показатель варьируется в пределах 45-180 градусов.

Если кинотеатр создаётся для небольшой компании, тогда угла в 50 градусов будет вполне достаточно. Но если взять 100 градусов и больше, тогда удастся обеспечить комфортный просмотр для большого количества зрителей. И даже для тех, кто будет сидеть по краям.

Угол обзора поверхности проекционного экрана

Что же касается коэффициента усиления, то тут всё просто:

  • для помещений с хорошим освещением нужно брать экран с коэффициентом более единицы;
  • если это затемнённая комната, тогда меньше единицы;
  • для домашнего кинотеатра оптимальным решением будет коэффициент не выше 1,5.

По мере увеличения коэффициента усиления снижается угол обзора изображения.

Материал и форма

Проекционные экраны выпускаются в обычной форме, а также могут быть искривлёнными. Второй вариант позволяет фокусировать свет в одной точке, что даёт глубину погружения в события, которые разворачиваются на экране.

При этом нельзя сказать, что в условиях домашнего кинотеатра это играет огромную роль, и создаёт действительно ощутимую разницу. Особенно когда просмотр предусмотрен для небольшой группы людей, одной семьи.

Уровень детализации изображения

Демонстрация различного уровня детализации с помощью наложения второго полотна

Ещё один момент, это материал, из которого изготавливается экран для проектора. Здесь есть 2 основных варианта.

  • Текстиль. Такие экраны хорошо подходят для учебных заведений, показа презентаций, подготовки выставок. Текстильные полотна характеризуются отличным натяжением, образуют плоскую поверхность. Являются достаточно устойчивыми в плане износа. И их главным достоинством считается низкая стоимость в сравнении с конкурентом.
  • Винил. Это экраны элитной категории. Отличаются возможностью создавать изображение высочайшего качества. Если задача заключается в трансляции фильмов и видео в высоком разрешении, лучше брать виниловый экран. Но цена значительно выше в сравнении с текстильными аналогами. Для натяжки нужна специальная система.

Фактически здесь приходится делать выбор между бюджетным и премиальным вариантом. Но для комфортного просмотра фильмов дома можно обойтись и качественно изготовленным текстильным экраном.

Материал для проекционного экрана

Покрытие экрана

Различают 3 варианта покрытия поверхностей проекционных экранов:

  • Диффузно-отражательное покрытие. Используется на оборудовании с обратной проекцией.
  • Матовое. Бывает серым или белым. Обеспечивает равномерное рассеивание света, формирует качественное изображение с разных мест при просмотре. Цена небольшая.
  • Глянцевое. Более дорогой аналог матового экрана. Покрытие создаёт отменную контрастность, высокую чёткость. Но угол обзора имеет ограничения. Плюс для комфортного просмотра необходимо, чтобы в помещении было темно. Глянцевые покрытия бывают с обратным и зеркальным отражением.

Можно смело сделать вывод о том, что при покупке оборудования для создания домашнего кинотеатра отличным выбором станет недорогой, но универсальный матовый экран.

Яркость изображения в зависимости от угла зрения для различных типов поверхности

Полезные рекомендации

Определившись с тем, какой экран для своего проектора лучше выбрать, остаётся лишь посетить специализированный магазин, либо заказать подходящее оборудование через Интернет.

При этом всегда лучше предварительно посмотреть на товар, пощупать его, опробовать в деле.

Можно дать несколько напутственных советов тем, кто решил организовать у себя дома полноценный кинотеатр:

  • Специалисты советуют при создании домашнего кинотеатра выбирать стационарные проекционные дисплеи, которые монтируются с помощью специальной рамы.
  • Чтобы со временем на полотне не появлялись складки, сама рама должна быть выполнена из прочного и качественного металла. От пластика лучше отказаться.
  • При выборе полотна, обратите внимание на наличие специальной окантовки вокруг белой основы. Это позволит отсекать засветку, делать изображение более контрастным, а также обеспечивать чёткость краёв кадров видео.
  • Конструкцию следует устанавливать таким образом, чтобы линза проектора оказалась перпендикулярно относительно неё.
  • Не допускайте, чтобы между полотном и зрителями появлялись какие-либо препятствия.
  • Отдавайте предпочтение продукции проверенных производителей. К их числу можно отнести фирмы Da-Lite, Stewart, Draper, Visio, Lumien, Projecta и Goo System.

Однородность изображения на экране

Предварительно обязательно сопоставьте характеристики и возможности самого проектора с используемым экраном.

Даже если проектор окажется дорогим, с топовыми параметрами, при отсутствии соответствующего экрана в полной мере проявить все свои возможности оборудование попросту не сможет.

Проектор и экран всегда нужно выбирать вместе. Только так удастся добиться максимально правильного сочетания и их слаженного взаимодействия.

Пользуетесь ли вы проекционными домашними кинотеатрами? Чем они лучше больших телевизоров? Какой экран вы покупали и почему? Остались ли довольными сделанным выбором?

Ссылка на основную публикацию