Плиты бетонные тротуарные: виды, размеры, монтаж

Как сделать плиты бетонные тротуарные и произвести их монтаж, основные разновидности

Обустройство тротуаров, придомовой территории требует использования качественных материалов. Применяются при укладке дорожек плиты тротуарные бетонные, которые отличаются прочностью, длительным сроком эксплуатации. Изделия производятся с соблюдением технологии, отвечают установленным стандартам, имеют маркировку.

Особенности и характеристики

Железобетонные плиты являются востребованным материалом на рынке строительных конструкций. Благодаря универсальной конфигурации, оптимальным размерам плита тротуарная бетонная может применяться для обустройства:

  • территории любого типа;
  • остановок общественного транспорта;
  • городских автомагистралей;
  • площадей;
  • парковых дорожек;
  • игровых площадок;
  • клумб;
  • тротуаров;
  • площадей.

Изделия рассчитаны на высокие весовые нагрузки, отличаются устойчивостью к деформации. Полотно, выложенное из плит, остается чистым в сезон дождей, а в холодную пору — безопасным для пешеходов, благодаря шероховатой поверхности.

Преимущества материала следующие:

  • возможность обустройства входных групп, зон отдыха, двориков;
  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивость к нагрузкам;
  • внешние параметры;
  • возможность укладки узоров, рисунков;
  • прочность;
  • простота укладки и ухода;
  • удобство при демонтаже, связанном с повторной прокладкой коммуникаций;
  • возможность имитации гранита, мрамора и других натуральных материалов.

В отличие от облицовочного материала, тротуарные плиты изготавливаются в форме прямоугольника, квадрата.

Изделия не армируются, если позволяет их конструкционная толщина. При превышении толщины 75 мм применяется конструктивное армирование проволокой. Для подъема и перемещения конструкций внедряются монтажные петли, диаметром 6 мм.

Плиты изготавливаются из специальной бетонной смеси в 1 или 2 слоя. Изделия соответствуют заданным стандартам производства, отвечают требованиям ГОСТ. Показатель поглощения воды изделиями не превышает 6%, прочность — 3 Мпа, устойчивость к износу — 0,7 г/см2.

В зависимости от назначения различают плиты бетонные тротуарные и для обустройства дорожного полотна. Дорожными железобетонными изделиями перекрывают автомобильные стоянки, полотна. Эта группа конструкций предусматривает внедрение в каркас укрепляющей арматуры, что обеспечивает эксплуатацию плиты в условиях предельной нагрузки.

Плиты классифицируют по назначению и различают изделия, предназначенные для постоянных и временных дорог. Конструкции могут отличаться составом, способом соединения. Изделия, предназначенные для обустройства тротуарного полотна, представлены широким ассортиментом.

В зависимости от конфигурации различают:

  • квадратные (К);
  • декоративные дорожные элементы (ЭДД);
  • фигурные (Ф);
  • прямоугольные (П);
  • окаймляющие (О);
  • шестиугольные (Ш).

На рынке строительных материалов представлены специальные покрытия, которые используются при обустройстве дорожек для людей с ограниченными возможностями. Они представляют собой элементы выпуклой формы с шероховатой поверхностью и обеспечивают тактильный контакт с ногами пешехода.

Основные обозначения и размеры

Условная маркировка изделий генерируется из комбинации цифр и букв, разделенных между собой точками. При этом первые цифры обозначают типовой размер плит, буква отвечает типу конструкции, а следующая за ней индексация содержит информацию о толщине камня в см.

Плитка квадратной конфигурации, размером 37,5х37,5 см, толщиной 7 см, имеет маркировку «4.К.7». Габариты железобетонных изделий для обустройства дорожного полотна составляют:

  • длина — 3-6 м;
  • ширина — 1,2-2 м;
  • высота — 0,14-0,22 м.

Изделия квадратной формы производятся со стороной 0,2, 1 м. Толщина конструкций зависит от назначения обустроенного полотна. Пешеходная дорожка укладывается брусчаткой, толщиной 4-6 см, в местах усиленной нагрузки требуются фигурные элементы, толщиной 8 и более см. Если высота полотна составляет 4 см, требуется предварительная подготовка бетонного основания.

Способы производства

Соблюдение технологии изготовления продукции этого типа обеспечивает качественные эксплуатационные характеристики материала. Требования к плитам регламентируются Государственным стандартом.

Конструкционные элементы можно приобрести в Москве и Московской области. Обращение в компании, занимающиеся производством и реализацией изделий, позволяет приобрести продукцию, соответствующую установленным стандартам. Производство конструкций в промышленном масштабе организовано с соблюдением установленных норм и требований.

Конвейерная технология предусматривает использование метода вибрационного литья и прессования. Изделия тротуарные бетонные гладкие производятся с использованием метода литья, который предусматривает заливку смеси в заготовленные формы. При прессовании применяется вибрационное оборудование.

Формировка изделий методом вибрационного прессования предусматривает использование таких материалов и оборудования, как:

  • бетонной смеси;
  • форм для заливки;
  • специальных добавок, улучшающих эксплуатационные характеристики;
  • минерального пигмента;
  • вибрационного стола.

Подготовленная смесь заливается в формы, предварительно смазанные маслом и установленные на столе. После формировки процесс полимеризации состава проходит в течение 2-3 дней. Для окончательного затвердевания требуется неделя. Этот факт нужно учитывать при изготовлении элементов мощения в кустарных условиях.

Как сделать вручную

При самостоятельном изготовлении конструкций потребуется приготовление бетонной смеси из цемента, песка и щебня, взятых в пропорции 1:1:2. Для исключения появления воздушных раковин рекомендуется добавление пластификатора, который составляет 5% от веса цемента.

Вместе с добавками вводится минеральный краситель. Вода используется в количестве, необходимом для приготовления раствора средней консистенции. Для приготовления смеси рекомендуется использовать бетономешалку. Расчет объема раствора проводят, исходя из количества форм для заливки.

Для контроля равномерности заполнения используют строительный уровень. Самостоятельное производство позволяет сэкономить средства, изготовить элементы укладки разной конфигурации и цветового решения.

Упростить задачу можно с использованием готовых резиновых форм. При их отсутствии заливку проводят в самостоятельно изготовленные формы из деревянного щита со съемной опалубкой. Чтобы готовые изделия легко извлекались, внутреннюю часть пропитывают горячей олифой.

Монтаж плит

С помощью брусчатки можно обустроить приусадебный участок, выложить аллею. Использование изделий различной формы позволяет воссоздать графические элементы в форме:

  • ромба;
  • полукругов;
  • квадрата;
  • прямоугольника;
  • кирпичей;
  • столбиков;
  • плетенки.

Укладка плит требует соблюдения этапов работ. Основные принципы монтажа заключаются в установке изделий на выровненных основаниях из щебня, песка, бетона, утрамбованного грунта. Подушка из песка и щебня часто используется при обустройстве частных дворов. Бетонное основание требуется в случае сложных условий эксплуатации.

Алгоритм действий, связанный с подготовкой основания, предусматривает разметку участка, снятие верхнего слоя почвы, глубиной 15 см. После утрамбовывания грунта формируют канавки для стока вод, засыпают слой песка.

После обустройства подушки устанавливают плиты с соблюдением дистанции между элементами. Это условие исключает деформацию полотна, обеспечивает возможность легкой замены элементов. По поверхности укладки засыпается подготовленная смесь. Очистку полотна проводят путем смывания водой вдоль щелей.

При покупке готовых изделий рекомендуется учитывать способ укладки. Закупку нужно проводить с запасом. Соблюдение правил монтажа, изготовления плит позволяет самостоятельно обустроить площадку. При этом выбранная схема кладки будет отличаться оригинальностью решения.

Тротуарные плиты из бетона

Плиты бетонные тротуарные повсюду используются как для практических, так и эстетических целей. Они находят применение при обустройстве:

  • дворов частных домов;
  • путей для подъезда к зданиям;
  • пешеходных/велосипедных дорожек;
  • тротуаров;
  • наземных и подземных переходов;
  • остановок общественного транспорта;
  • парковых дорожек;
  • площадей;
  • детских игровых площадок;
  • клумб.

Также распространено их применение при возведении городских автомагистралей. В таком случае используется железобетонная плитка, имеющая больший размер и укрепление в виде арматур. Для сравнения, асфальтное покрытие уступает плитке как в эстетическом аспекте, так и в функциональном – ведь асфальт склонный к размягчению жарким летом.

Особенности и характеристики

Бетонным тротуарным плитам присущ ряд преимуществ, в особенности это:

  • относительная дешевизна;
  • простота укладки;
  • высокая износоустойчивость;
  • длительный эксплуатационный срок;
  • водонепроницаемость;
  • возможность фрагментной реконструкции;
  • привлекательный внешний вид;
  • устойчивость к колебаниям температуры;
  • широкий ассортимент форм и размеров покрытия.

Немаловажным для наших климатических условий выступает тот факт, что в дождливую погоду такое покрытие будет оставаться чистым, в отличие от асфальта. Вода стекает в промежутки между стыками и впитывается в землю. Современные бетонные плиты четко соответствуют заданным стандартам производства – ГОСТу. Они изготавливаются из тяжелого или мелкозернистого бетона в один или два слоя с толщиной верхнего – более 2 мм.

Так, влагопоглощение не должно превышать 6%, прочность — не менее 3 Мпа, износ — не более 0,7 г/см2. Стандартами также предусмотрено более 200 периодов замерзания и оттаивания.

Виды бетонных плит

Есть две основных группы бетонных плит:

  • тротуарная;
  • железобетонная дорожная.

Дорожными железобетонными плитами перекрывают городские дороги, автомобильные стоянки и подъезды к строениям. Поскольку эта группа предполагает внедрение в плиту укрепляющей арматуры, становится возможной эксплуатация такой плиты массивной тяжеловесной техникой.

По назначению железобетонные плиты классифицируются следующим образом:

  • для постоянных дорог (1П);
  • для временных дорог (2П).

Различаются они по составу и способу соединения. Тротуарная плитка имеет значительно больше классификаций, потому что представлена на рынке широчайшим ассортиментом. Зависимо от формы, классификация по ГОСТу осуществляется на:

  • квадратные (К);
  • прямоугольные (П);
  • фигурные (Ф);
  • шестиугольные (Ш);
  • окаймляющие (О);
  • декоративные дорожные элементы (ЭДД).

Существует и покрытие такого рода для людей с ограниченными способностями (для слабовидящих). Оно представляет собой выпуклые шероховатые элементы, которые создают тактильный контакт с ногами пешехода. При выборе такого покрытия, чтобы не растеряться от огромнейшего ассортимента, заранее стоит определить тип и форму элементов, и возможную нагрузку на них.

Основные обозначения и размеры

Железобетонные дорожные плиты производятся габаритами 3-6 м в длину, 1,2-2 м в ширину и 0,14-0,22 м в высоту. Размеры плит для тротуара довольно разнообразны. Так, квадратные плитки производятся с габаритами от 0,2×0,2 м до 1 ×1 м. Толщина же зависит от поверхности, на которую планируют улаживать элементы. Стандартная пешеходная – 0,04-0,06 м, для мест с усиленной нагрузкой (например, автомобильный заезд) – больше 0,08 м. Если же толщина менее 0,04 м, то обязательным условием выступает предварительная заливка бетонного основания.

Все бетонные тротуарные плиты дифференцируют по маркам, присваивая им буквенно-цифирные значения, записанные через точку. Где первая цифра – это номер типоразмера, буква – обозначает тип плиты, а цифра после нее – толщину плиты в сантиметрах. Для примера — плитка квадратной формы размером 37,5×37,5 см и толщиной 7 см будет указана как «4.К.7».

Способы производства и укладки

Бетонная плитка производится двумя методами: вибролитья (плитка отливается в заготовленные формы) и вибропрессования (с помощью пресса). Изготовленный первым методом материал приобретает гладкую поверхность. А за счет высокой концентрации воды в цементном растворе, имеет пониженную прочность и морозоустойчивость, и как следствие, — короткий срок эксплуатации (до 10 лет).

Метод вибропрессования характеризуется большей устойчивостью элементов к температурным перепадам и механическим повреждениям, а срок службы составляет до 25 лет.

Организация производства

Формируют плитку на вибростоле, это делает бетон более прочным. При этом используют:

  • бетон;
  • формы для заливки;
  • гидроизолирующие и укрепляющие добавки в бетон;
  • красящий пигмент;
  • вибростол.

Плитка отливается в формы, установленные на вибростоле. Формы предварительно смазывают маслом, чтобы остатки бетона легче снялись. Впоследствии готовую форму накрывают полиэтиленом и дают «отдохнуть» 2-3 дня. Но окончательное затвердевание бетона происходит приблизительно через 3 недели. Поэтому рекомендуют приступать к строительству дорожек по истечении этого срока.

Как сделать вручную?

Если вы решили самостоятельно изготовить плитку, сначала следует приготовить обычную бетонную смесь из расчета: песок, цемент и щебень – 1:1:2. Является возможным добавление пластификаторов (около 5% от веса цемента). Вместе с добавками вводится и желаемый красящий пигмент. Вода вводится в количестве, чтобы раствор вышел средней консистенции.

Перемешивать ингредиенты рекомендуется в бетономешалке. Использовать следует весь приготовленный бетонный раствор за один раз. В домашних условиях, естественно, вибростол часто отсутствует. Поэтому рекомендуется для укрепления использовать армирующую сетку. Сначала выливают половину раствора, разравнивают поверхность мастерком, затем кладут армирующую сетку и доливают остаток смеси. После чего опять утрамбовывают мастерком.

Для упрощения задачи, чаще пользуются уже готовыми резиновыми формами для заливки. Но при отсутствии таковых, их делают самостоятельно из деревянного щита, обитого железом, со съемной опалубкой (бортами) и пропитывают горячей олифой. После, при помощи строительного уровня проверяют ровность залитой плитки. Это важно для получения плит одинаковой высоты. Сам процесс сходен с вышеописанным, условия те же. Таким образом, можно значительно сэкономить средства и на свой вкус изготовить плитку разной формы и окраса, добавляя понравившийся красящий пигмент. Процесс относительно длительный и трудоемкий, но результат превзойдет все ожидания.

Читайте также:  Чем покрасить бетонный пол в гараже чтобы не пылил?

Монтаж плит

Правильная установка тротуарных плит – это залог их длительной и безремонтной эксплуатации. Их укладывают на разнообразные основания. Подушки из песка будет достаточно для мощения пешеходной зоны или садовой дорожки. Участок, рассчитанный на автомобильный проезд, нужно укрепить путем подложки из бетонной смеси.

Сейчас используют множество вариантов узоров при кладке тротуарной плитки. В особенности это:

  • узор в виде елочки;
  • плетенки;
  • полукругов;
  • кирпичей;
  • столбиков и т. д.

Существует определенный алгоритм укладки плит:

  • На размеченном участке снимают около 15 см грунта.
  • Утрамбовывают грунтовый слой.
  • Формируют сточные канавки с последующим их засыпанием 5-сантиметровым слоем песка.
  • Формируют подушку около 10 см из увлажненного песка, щебеня или бетона, утрамбовывая ее виброплитами или деревянными (резиновыми) кийками.
  • После чего сухая смесь рассыпается по всей поверхности кладки.
  • Далее происходит ее очищение путем смывания водой вдоль щелей с применением лейки.

Плитку кладут не впритык друг к дружке, оставляя промежутки приблизительно в полсантиметра. Заделывать такие промежутки можно как песком, так и материалом, из которого была изготовлена подушка.

При закупке стоит учесть, что определенное количество материала будет потрачено на резку, чтобы выровнять укладку. Поэтому рекомендуется закупать материал с небольшим запасом. Желая сэкономить, нужно учесть и способ укладки. Так, прямой способ несколько экономичнее диагонального.

Заключение

Используя тротуарную плитку, можно облагородить любой участок. Комбинируя разные плиты между собой, создается огромное количество вариантов ее укладки.

Соблюдение всех основных правил изготовления и монтажа бетонной плитки позволит обустроить любую площадь собственноручно. При этом кладка будет выглядеть оригинально и презентабельно.

Габариты бордюрных камней и поребриков, как правильно установить

Бордюры и поребрики нужны для отделения пешеходных зон от проезжей. Их же, но меньших размеров, применяют для разграничения пешеходных зон, отделения газонов. В общем, для благоустройства. И не только в общественных местах, но и на частных подворьях. Какие размеры бордюров бывают вообще, где какие используются, каких видов. Об этом надо знать, если вам предстоит сделать дорожки в саду или отмостку дома. Ее тоже желательно отделить, и удобнее всего сделать это бетонным разделителем.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

Виды бордюров по стандарту

Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;

    Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи (профили)

    По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

    Условные обозначения

    В маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

    Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

    Пример маркировки и ее расшифровка:

    • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
    • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

    Размеры бордюров по ГОСТу

    Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

    Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

    Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

    МаркировкаДлина , ммШирина , ммВысота, мм
    БР 1001000300150 и 180Есть еще БР 100.20.80 – с шириной 20 см и высотой 80 см, его обычно называют садовый
    БР 3003000300 и 450 и 600150 и 180 и 200
    БР 6006000300 и 450 и 600150 и 180 и 200
    БУ 3003000290 и 320300Ширина в маркировке проставляется по “подошве”
    БУП 3003000290 и 320300Ширина измеряется в самой широкой части
    БУП 600.30.326000320300
    БЛ 3003000680 и 930 и 1180320Ширина измеряется в самой широкой
    БВ 1001000150 и 180300
    БК 1001000180 и 200300Радиус скругления
    для БК 5 – 5000мм
    для БК 8 – 8000мм
    для БК 12 – 12000мм
    для БК 15 – 15000 мм

    Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

    Вес бордюрного камня

    Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

    Вес бордюра зависит от его размеров

    Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

    Марка бордюраМасса, кгМарка бордюраМасса, кгМарка бордюраМасса, кг
    БР 100.30.15100БР 600.20.-А-IV (A-V)760БЛ300.32.1181690
    БР 300.30.15320БР 100.20.840БВ 100.30.15100
    БР 600.30.15-A-IV640БУ 300.30.29400БВ 100.30.18120
    БР 100.30.18120БУП 300.30.29340БК 100.30.18.5
    БК 100.30.18.8
    БК 100.30.18.12
    БК 100.30.18.15
    120
    БР 300.30.18380БУ300.30.32470БК 100.30.21.5
    БК 100.30.21.8
    БК 100.321.12
    140
    БР 600.30.18-A-IV770БУП300.30.32410Камень-аппарельпо проекту
    БР 300.45.18580БУП300.30.32-A-IV790
    БР 600 45.18-A-IV (A-V)1170БЛ300.32.681050
    БР 300.60.20880БЛ300.32.931370

    Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

    Нестандартные размеры бордюров

    Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

    Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше

    Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

    • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
    • 390*190-90 и массой около 15 кг;
    • 500*240*35, вес 9 кг.

    Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

    В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

    Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

    Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

    • длина от 70 см до 2 метров,
    • ширина — от 80 мм до 200 мм,
    • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

    Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

    Инструкция по установке

    Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

    Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

    Порядок работ

    Итак, вот какой порядок установки бордюра:

    • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
    • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
    • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

    Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

    Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

    Особенности и тонкости

    Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

    Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

    Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

    Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

    Плиты бетонные тротуарные своими руками, цена

    Плиты тротуарные – это изделия, которые отличаются высокими эксплуатационными характеристиками и экологической безопасностью. Материал может успешно использоваться для благоустройства частных территорий и производится своими руками на основе доступных и простых компонентов.

    Преимущества

    Тротуарные плиты изготавливаются в соответствии с требованиями стандарта (ГОСТ 17608 91). Это один из самых востребованных типов железобетонных изделий, которые благодаря своей универсальной форме, могут применяться для благоустройства любых территорий.

    Основные преимущества материала состоят в следующем:

    • возможность отделки входных групп, зон отдыха, внутренних двориков и крылец;
    • структура поверхности позволяет свободно и быстро удалять атмосферные осадки;
    • длительная эксплуатация элементов мощения, что обусловлено устойчивостью основного материала к воздействию солнца, ветра, дождя, температурным перепадам, механическим нагрузкам;
    • безупречные внешние характеристики;
    • плита может использоваться в качестве окантовки или составного элемента для рисунков и орнаментов, сложенных из фигурной плитки;
    • прочность;
    • простота укладки;
    • высокие эстетические характеристики, что обусловлено использованию широкого ассортимента пигментов;
    • удобство повторной прокладки коммуникаций;
    • возможность имитации натуральных материалов, таких, как гранит, мрамор.

    Как правило, тротуарные плиты не армируются, если это позволяет толщина изделия. Если она превышает 75 мм, применимо конструктивное армирование проволокой класса Вр1. Для подъема и перемещения в конструкцию внедряются проволочные монтажные петли диаметром 6.0 мм.

    Маркировка

    Согласно требованиям действующего стандарта, условное обозначение тротуарных плит формируется на основе буквенно-цифровых комбинаций, разграниченных точками:

    • цифра – типоразмер изделия;
    • буква – тип изделия;
    • цифра – толщина камня в см.

    Например, плиты бетонные тротуарные 6К7, относятся к шестому типоразмеру (50*50 см), изделие квадратной формы, 7 см толщиной.

    На плиты, изготовленные в профессиональных производственных условиях, маркировочное значение наносится на торцевую грань.

    Технология укладки

    Тщательно подготовленное основание и грамотно уложенная плита – это залог успешной эксплуатации.

    Основные принципы состоят в следующем:

    • изделие устанавливается на выровненных щебеночных, бетонных, песчаных и стабилизированных основаниях, закладываемым с учетом разницы в толщине плит;
    • песчано-щебеночная подушка чаще всего используется при укладке плит в частных дворах, на участках. Такая подготовка позволит готовому покрытию выдержать нагрузку от заезда легкового автомобиля;
    • бетонное основание необходимо лишь в том случае, если подразумеваются более сложные условия эксплуатации.

    Вне зависимости от того, какой тип основания будет использован, площадка, где будет производиться монтаж, должна быть хорошо спланирована. Мастеру следует строго выдержать все уровни и уклоны для стока воды. Проще всего обустраивать тротуарные плиты непосредственно на грунте, что актуально для небольших садовых дорожек.

    Изготовление тротуарных плит на опалубке

    Проще всего изготовить простую гладкую плиту, размером 50*50 см, толщиной 7 см, что соответствует типу 6К7. Работы должны проводиться на отдельной площадке, где можно приготовить рабочий раствор, залить и разместить все формы.

    Подготовка

    Изначально следует разметить участок согласно тому, как будет располагаться будущая дорожка. Производится забивка колышков, натягивается шнур.

    Дальнейшая последовательность действий:

    • следует снять верхний грунтовый слой, расположенный по всей площади будущего плиточного покрытия;
    • в зависимости от структуры и характера почв, глубина выемки может варьироваться;
    • если участок представлен преимущественно песками, не склонными удерживать влагу, достаточно убрать 20.0 см;
    • если работы ведутся на глинистой почве, склонной к пучению, глубина выемки увеличивается до 30 см.

    Когда земляные работы завершены, следует приступить к подготовке песчано-гравийной подушки:

    • дно выемки заполняют слоем гравия, щебня. Допустимо использовать небольшие обломки старых бетонных конструкций, битый кирпич;
    • толщина готового слоя для глин и суглинков – 20.0 см, для песков – 10.0 см;
    • на щебень размещают геотекстиль, чтобы предотвратить появление сорняков, смешивание слоев;
    • далее – закладывается песчаный слой 5.0 -7.0 см и вся подушка обильно смачивается водой;
    • песок заполнит все пустоты, поэтому в некоторых местах его придется подсыпать;
    • когда жидкость впитается, слой уплотняют ручной или электрической трамбовки.

    Сборка опалубки

    Если необходимо провести работы максимально быстро, можно приобрести пластиковую форму. Самостоятельными усилиями можно собрать деревянную опалубочную форму, для чего используется доска 2*50*7.5 см.

    Вариант размещения:

    • доска устанавливается на ребро по краям будущей дорожки и ширине плиты;
    • боковые планки усиливаются вбитыми в землю колышками длиной около 10 см.;
    • углы фиксируются саморезами;
    • корректность монтажа проверяется строительным уровнем;
    • дно и стенки конструкции выстилается п/э пленкой, чтобы цементное молочко не впиталось в песчано-гравийную подушку.

    Вместо древесины можно использовать листовое железо либо фанеру. Колышки для фиксации бортов могут быть стальными или деревянными. Если планируется изготовление габаритной плиты, длиной более 1.0 м, следует предусмотреть деформационные швы. Они обустраиваются через каждые 0.5 м при помощи твердого пластика.

    Укладка арматуры

    Для работы используется обычная строительная сетка, выполненная из проволоки-катанки (10 мм) с ячейками 10*10 см. Она укладывается таким образом, чтобы перекрыть всю площадь опалубки, но отступом от краев.

    Если в арсенале присутствуют небольшие сетки, их также можно заложить в конструкцию, с нахлестом 5-7 см., связав проволокой. Под арматуру подкладывают специальные стульчики либо камни нужного размера. Сетка может быть сварной или скрученной проволокой. При этом следует учитывать, что сварка проводится только в том случае, если диаметр проволоки превышает 6 мм.

    Бетонирование

    Бетонирование не менее ответственный этап, требующий максимальной внимательности

    Для ведения работ потребуются указанные материалы:

    • портландцемент М400/М500 – 1 ч;
    • мелкий заполнитель – кварцевый песок – 1 ч. (фракция 2.0 мм);
    • крупный заполнитель – фракционированный гранитный щебень – 2 ч. (5-10 мм);
    • пластификатор С-3 – 5% от объема цемента.

    Если требуется получить наиболее чистый цвет при использовании пигментов, для замешивания используется белый цемент. Чтобы обеспечить долговечность готового изделия, в смесь можно добавлять стеклянные, полипропиленовые или иные виды синтетических волокон 5-50 мкм, длиной 5-20 мм. На один куб рабочего раствора потребуется 1 кг данных добавок.

    Приготовление бетона:

    • пластификатор размешивается с водой;
    • в жидкость аккуратно вводится цемент. Масса перемешивается до получения цементного молочка;
    • далее – последовательно добавляются остальные компоненты – песок, щебень.

    Готовая смесь должны быть однородной, умеренно густой и не должна сползать с мастерка.

    Опалубка равномерно заполняется бетонным раствором, разравнивается шпателем. Можно постучать по бортам молоточком чтобы удалить оставшиеся пузырьки воздуха. Верхняя кромка выравнивается правилом. Рекомендовано усилить поверхность бетона сухим цементом, для чего материал просеивают через сито на плиту и аккуратно разглаживают мастерком.

    По истечении нескольких суток опалубка снимается. Плита требует ухода, — ее поливают водой, накрывают пленкой и защищают от солнечного света. Окончательное созревание материала будет достигнуто через 28 суток. Для формирования гладкой блестящей поверхности бетон полируют или обрабатывают специальными пропитками.

    Для оптимизации хода работ можно изготовить несколько коробов опалубки и сразу залить все плиты для дорожки.

    Завершающий этап

    Когда материал наберет прочность, края плиты очищаются от мусора, боковины засыпаются грунтом, оставшимся после выемки, проводится трамбовка. Если появились места с деформацией от колышков, они обрабатываются цементно — песчаным раствором с гидроизоляционной добавкой.

    Стоимость

    На заводские плиты тротуарные бетонные цена начинается от 150 р/шт. Самостоятельное изготовление позволит свести излишки к минимуму. Например, на самодельные плиты тротуарные бетонные гладкие, цена (себестоимость) не превышает 58 р/шт.

    Плиты тротуарные, изготовленные своими руками, помогут организовать благоустройство собственного участка с минимальными расходами на ведение работ.

    Об изготовлении плит тротуарных бетонных гладких и цене на них показано в видео:

    Книги по теме:

    Справочник по строительному материаловедению — Леонид Дворкин — 471 руб. — ссылка на обзор книги

    Отделочные работы и материалы — Александр Горбов — 59 руб. — ссылка на обзор книги

    Специальные бетоны — Леонид Дворкин — 528 руб.- ссылка на обзор книги

    Бетоны — Григорий Несветаев — 358 руб. — ссылка на обзор книги

    Химия цемента и вяжущих веществ — Евгений Шмитько — 1 183 руб. — ссылка на обзор книги

    Как изготавливаются плиты бетонные тротуарные?

    На сегодняшний день различают несколько видов дорожных покрытий. Одно из них — плиты бетонные тротуарные. В отличие от асфальта, который под воздействием солнечных лучей может разогреваться и размягчаться, плиты изготавливаются из мелкозернистого бетона и обладают высоким запасом прочности.

    Формы и размеры тротуарной плитки.

    Современная тротуарная плитка подходит для обустройства городских или загородных дворов, площадей, тротуаров, парковых дорожек, детских площадок. Для устройства автомагистралей необходимо использование железобетонных плит, прочность которым придает специальная арматура. Высокая степень надежности такой продукции позволяет сооружать конструкции, остающиеся целыми даже под воздействием тяжеловесной и крупногабаритной техники.

    Преимущества и характеристики тротуарных плит

    Множество преимуществ, присущих бетонным плитам тротуарным, обусловили их высокую популярность как в народном хозяйстве, так и в частном строительстве. Основными достоинствами материала следует считать:

    • привлекательный внешний вид, создающий высокий уровень эстетичности сооружаемых конструкций;
    • широкое разнообразие форм, расцветок и размеров;
    • простоту укладки и разнообразие способов монтажа;
    • удобство ремонта или замены;
    • относительную бюджетность;
    • возможность использования в качестве и постоянного, и временного покрытия;
    • долговечность и износостойкость.

    Схема изготовления тротуарной плитки методом вибропрессования.

    Кроме того, существенным достоинством материала необходимо считать повышенную водонепроницаемость и морозоустойчивость. Данная продукция может успешно эксплуатироваться во многих климатических зонах. Если асфальтовое покрытие в среднем требует ремонта один раз в 5-7 лет, то плитка из бетона прослужит гораздо более длительное время.

    Каждая тротуарная плитка представляет собой бетонный блок, изготовленный одним из двух способов: вибролитьем или вибропрессованием. Характеристики изготовленной продукции полностью зависят от способа производства. Так, элементы, изготовленные вибролитьем, имеют гладкую поверхность, что значительно ограничивает их использование. Данный способ характеризуется применением большого количества жидкости и малого количества цемента, за счет чего понижается прочность и морозоустойчивость изделий.

    Элементы, изготовленные методом вибропрессования, имеют более высокие эксплуатационные характеристики и способны служить без замены не менее 25 лет. Кроме того, данный вид блоков обладает отличной геометричностью, что исключает появление широких зазоров между элементами при монтаже.

    Разновидности тротуарной плитки

    Многочисленные формы и размеры изделий потребовали создания специальной классификации. Так, ГОСТ предусматривает следующие виды плитки в зависимости от формы: прямоугольные, квадратные, фигурные, шестиугольные, декоративные и окаймляющие.

    Схема укладки тротуарной плитки из декоративного бетона.

    При создании пешеходных дорожек для движения людей с ограниченными возможностями (слабовидящих или слепых) созданы плиты тротуарные тактильные. Такая продукция характеризуется наличием шероховатой выпуклой поверхности и отличными противоскользящими свойствами.

    Кроме того, тротуарные бетонные плитки могут быть предназначены для создания постоянных или временных объектов. Отличие продукции заключается в составе исходного сырья и типах соединения при монтаже. Все различия отражаются в маркировке продукции. Приобретая материал, в первую очередь необходимо обратить внимание на такие показатели, как тип элементов и допустимый уровень нагрузки, которая может оказываться на них.

    Создание тротуарной плитки своими руками

    Несмотря на то что данный строительный материал относится к бюджетным видам продукции, не все могут приобрести его для создания площадки или садовых дорожек на частном загородном участке.

    Но отчаиваться не стоит, потому что изготовить тротуарные плитки из бетона можно собственными руками. Затраты при этом будут минимальными, ведь приобрести необходимо только составляющие для изготовления бетона.

    Не секрет, что качество полученных изделий будет полностью зависеть от качества бетонного раствора. На заводах, где производится бетонная плитка, ГОСТ предусматривает использование следующего сырья:

    • портландцемента марки 500;
    • строительного песка с величиной фракций не ниже 2 мм;
    • гранитного или любого другого щебня из магматических горных пород с фракциями от 5 до 10 мм.

    Формы для изготовления тротуарной плитки можно найти в любом строительном магазине.

    При выборе щебня следует учитывать, что его марка по прочности на сжатие должна быть не менее 1000, по морозостойкости — не менее 200, а количество зерен игловатой или пластинчатой формы не должно превышать 25% от общего объема. Для придания изделиям надлежащей прочности рекомендуется использовать комплексную добавку с пластификатором С-3 или ЛСТ.

    Приготовление бетона для тротуарной плитки ничем не отличается от создания обычной бетонной смеси. Необходимо использовать следующий рецепт:

    • 1 часть песка;
    • 1 часть портландцемента;
    • 2 части щебня;
    • 5% от массы цемента добавки с пластификатором.

    Вода добавляется в таком количестве, чтобы смесь приобрела среднюю по густоте консистенцию, сравнимую с консистенцией густой сметаны. В первую очередь в емкость для изготовления раствора или бетономешалку закладываются все основные ингредиенты, после перемешивания добавляется сухой или разведенный жидкостью пластификатор.

    Специалисты рекомендуют готовить такое количество бетона для тротуарной плитки, чтобы его можно было использовать за один раз, так как смесь, оставленная на какое-то время, может потерять свои характеристики.

    Количество раствора зависит от количества форм, в которых будут застывать будущие тротуарные блоки.

    Подготовка и заливка форм

    Чтобы изготовить формы, потребуются следующие материалы и инструменты:

    • фанера, облицованная пластиком;
    • металлические уголки;
    • рулетка;
    • электролобзик;
    • мастерок или кельма;
    • строительный уровень;
    • крепеж для уголков;
    • картон и полиэтиленовая пленка;
    • армирующая сетка с ячейками 4,8 х 4,8 см;
    • солидол или машинное масло для смазки форм (при необходимости).

    Металлические формы являются самыми прочными, но их также сложнее всего очистить.

    Размер форм зависит от того, какого размера тротуарная плитка будет изготавливаться. В качестве примера можно рассмотреть вариант, при котором размеры каждого элемента будут составлять 50 х 50 см, а толщина — 4 см. В первую очередь необходимо разметить лист фанеры на квадраты со сторонами в 50 см и вырезать их при помощи электролобзика. Затем вырезаются полосы, из которых будут изготовлены боковые части форм. Для плитки толщиной в 4 см потребуются полосы шириной 5 см.

    Следующий этап — сборка каркаса. Вначале с помощью металлических уголков собирается боковой квадрат каркаса, затем к нему крепится днище. При этом следует учитывать, что днище должно быть съемным для более удобного извлечения готовых элементов из форм. Пластиковая часть фанеры должна располагаться с внутренней стороны формы. Можно изготовить 3, 4 или 5 форм. Соответственно, одновременное количество изготавливаемой бетонной смеси должно быть рассчитано на заполнение этого объема.

    Чтобы тротуарные плиты были ровными и имели одинаковую толщину, формы следует располагать на строго горизонтальной поверхности. Равномерность можно предварительно выверить при помощи строительного уровня.

    Затем каждая форма смазывается маслом и заливается бетонная смесь.

    При этом нужно придерживаться следующей технологии заливки:

    • на дно формы выливается половина подготовленного раствора;
    • смесь аккуратно разравнивается по форме мастерком (особое внимание необходимо уделять заполнению углов);
    • на раствор укладывается армирующая сетка, вырезанная согласно размерам;
    • выливается остаток бетона;
    • поверхность разравнивается и слегка утрамбовывается при помощи мастерка.

    Форма должна быть до верха наполнена смесью, по мере высыхания ее ширина уменьшится. Затем форма закрывается полиэтиленовой пленкой и оставляется на 2 дня. Когда бетон подсохнет, форму необходимо уложить на мягкое основание и снять каркас. Плитка оставляется на просыхание еще в течение 3-4 дней. Чтобы набор прочности происходил постепенно, изделия желательно накрыть листами картона. Когда формы освободились, можно изготовить очередную порцию смеси и продолжать процесс создания плитки столько, сколько необходимо.

    Готовые изделия требуется составлять в защищенном от солнечных лучей месте. Лучше, если до использования они пробудут здесь не меньше 20 дней. Так бетон сможет набрать самый высокий показатель прочности. Для изготовления разноцветной плитки можно использовать специальные пигменты, которые добавляются в смесь одновременно с пластификатором. Такая тротуарная плитка станет отличным украшением загородного участка, не уступая ни качеством, ни внешним видом лучшим заводским образцам.

    Тротуарные плиты из бетона — способы производства и использование для благоустройства

    Для обустройства и оборудования городских либо загородных двориков, участков, площадок для детей, аллей и дорожек в парках, широко применяют тротуарные бетонные плиты. Конструкции наделены хорошими эксплуатационными качествами, надежностью и имеют привлекательный вид. Укрепленные железобетонные плиты применяются еще в строительстве городских автомобильных магистралей.

    Преимущества тротуарных бетонных плит разной конфигурации

    • Широкий ассортимент разнообразных расцветок, размеров и форм.
    • Простота в укладке и различные методы сборки.
    • Несложный ремонт либо замена.
    • Низкая стоимость.
    • Высокая износоустойчивость.
    • Длительный срок в использовании.
    • Водонепроницаемость и стойкость к морозам.

    При высоких температурных показателях плиты не выделяют ядовитые и токсичные вещества в окружающую среду.

    Разновидности покрытий

    Согласно ГОСТу 17608—2017, выделяют несколько видов, размеров и форм бетонной плитки:

    • стандартная — 10 см толщиной;
    • тротуарная (толщина по стандарту от 25 до 30 мм);
    • железобетонная.

    Тротуарная плита классифицируется по конфигурации на такие типы:

    • квадратная;
    • прямоугольная;
    • фигурная;
    • шестиугольная;
    • окаймляющая;
    • декоративная.

    Еще имеются плиты для слабовидящих людей. Они имеют рельефные шероховатые элементы, благодаря которым нога не скользит. По толщине плиты различают такие, что описаны в таблице:

    Толщина, смНазначение
    3Отмостки, садовые дорожки, площадки с минимальной нагрузкой
    4—4,5Тротуары, пешеходные дороги
    6Паркинг, заезд машин
    8Дороги малоинтенсивного автодвижения

    Основные методы производства

    Изготовление бетонной плитки возможно 2-мя способами:

    • Вибролитье — отливка плиты совершается в подготовленную формочку.
    • Вибпропрессовка с использованием пресса.

    Первый метод изготовления обеспечивает материал сглаженной поверхностью. Плотность воды, содержащаяся в цементе, понижает прочность и морозостойкость, что приводит к короткому сроку службы на 10 лет. Получая изделия методом вибропрессовки, элементы становятся более устойчивыми к перепадам температур и износу. Срок эксплуатации — 25 лет. Для изготовления плит подбирают состав бетона согласно требованиям ГОСТа 27006 по технологии производства в соответствие с ГОСТом 7473. Классический состав:

    • 1 доля цемента М500, 2 доли воды и по 1-й — мелкого песка и тяжелого гранотсева;
    • вариативно — цветные добавки для получения нужного оттенка — 4—5%;
    • 2% пластификатора.

    Для производства в домашних условиях потребуется:

    • Цемент М400, пастификатор С7 и гравотсев.
    • Вибростол.
    • Несколько видов форм для плитки.

    Укладка изделия

    Залог безремонтной и продолжительной эксплуатации — правильная выкладка тротуарной плитки. Для пешеходного участка либо садовой аллейки используется песчаная подушка, а для проезжей зоны — проводят укрепление подложкой из бетонного раствора. Техники кладки:

    Материал может быть выложен узором «елочка». Не менее популярна выкладка таких камней в виде кирпичной кладки.

    • узоры елочного вида;
    • полукруги;
    • кирпичи;
    • столбики.

    Основные советы по выкладке

    1. Разметить участок и снять примерно 15 см почвы.
    2. Утрамбовать пласт грунта.
    3. Сформировать сточные ямки и засыпать песком толщиной 5 см.
    4. Сделать подушку из влажного песка, щебенкой либо бетона приблизительно 10 см и утрамбовать ее виброплитой либо деревянной киркой.
    5. Приступить к кладке плитки с уплотнением каждого элемента.
    6. Осыпать мелким песком готовую поверхность и залить силиконом для укрепления.

    Между элементами должен оставаться маленький зазор.

    Не стоит вплотную выкладывать плитку друг к другу, а лучше оставить промежуток в 5 мм. Щели образующееся между плитами стоит заделать песком либо материалом, который применялся для изготовления подушки. Закупка тротуарных плит советуется с резервом, так как некоторое количество изделия истратится на подрезку для выравнивания укладки.

    Минусы использования

    Недостатками использования тротуарной бетонной плиты считается, что за счет зазоров между материалом, дождевая вода подтекает под покрытие и разрушает его изнутри, а влияние низкой температуры в зимнее время, делает ее скользкой. Отмечается возможное проседание плит из-за изначально неправильной выкладки дорог, тропинок или тротуаров. Некачественное покрытие неудобно использовать, в частности, в качестве проезда на коляске, велосипеде и т. п.

Добавить комментарий