Выбираем деревянную вагонку

8 советов по выбору деревянной вагонки

Для облицовки балконов, фасадов, обустройства комнат и саун часто используется такой декоративный, практичный и натуральный материал, как деревянная вагонка. Она представляет собой подобие доски, параметры и профиль которой могут значительно отличаться, как и цвет, во многом зависящий от породы дерева. Более того, деревянная вагонка делится на несколько сортов, но даже при наличии маркировки на упаковке выбрать подходящий материал нужно уметь. Итак, как правильно выбрать деревянную вагонку и на что важно обратить внимание?

Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.

деревянная вагонка

Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:

  • отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
  • небольшой коэффициент температурного расширения;
  • за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
  • за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
  • внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
  • прочность и долговечность;
  • экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.

Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.

№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?

На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:

деревянная вагонка 2

  • размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
  • замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
  • наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
  • влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
  • внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
  • евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.

Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.

№3. Какого размера вагонка нужна?

Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.

Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.

деревянная вагонка 3

Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.

При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.

деревянная вагонка 4

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

  • вагонка из хвойных пород древесины;
  • вагонка из лиственных пород древесины.

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

деревянная вагонка 7

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
  • ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

деревянная вагонка 6

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

деревянная вагонка 8

деревянная вагонка 9

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

деревянная вагонка 10

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

деревянная вагонка 11

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

LUNAWOOD

LUNAWOOD

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

«Астар»

«Астар»

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

«Карелия»

«Карелия»

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

Читайте также:  Какой ток выдерживает провод 2,5 квадрата: расчет и нормы

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.

Какую вагонку выбрать: мифы и реальность

2. Отделка вагонкой: поэтапная инструкция.

3. Материалы для обработки.

3.1. Какую пропитку выбрать для вагонки?

3.2. Лаки и краски для вагонки — покупаем правильно.

4. Видео: какая вагонка лучше?

Вагонка прекрасно подходит для внутренней и внешней обшивки дома, дачи, бани или сауны. Это любимый материал строителей: не нуждается в подготовительных работах (штукатурить, шпатлевать, выравнивать поверхности не нужно), неприхотлив, экологически безопасный, эффектно создает уютную и комфортную атмосферу. Полную информацию о том, какую вагонку выбрать, читайте в нашей статье.

1. Виды вагонки и назначение. Как правильно выбрать вагонку?

На современном строительном рынке представлен широкий ассортимент вагонок, изготовленных из древесины всевозможных сортов. А соответственно, будут отличаться их технико-эксплуатационные характеристики.

Так, хвойные породы гарантируют будущему изделию надежную защиту от плесени и грибка, благодаря эфирным маслам и смолам. Сосна придает особую эстетику и очень легко подвергается манипуляциям, долговечна.

Если для вас в приоритете длительное сохранение тепла внутри строения, то присмотритесь к ели. Единственно противопоказание: не уместна в банях из-за смол, которые образуются при высокой температуре. Если вы располагаете хорошим бюджетом, то производители могут предложить обессмоленный вариант. В любом случае, для указанного помещения и саун профессиональные отделочники рекомендуют выбирать вагонку из лиственницы, ольхи или липы. Они пористые, не выделяют смол. Однако служить они будут меньше, чем указанные выше.

Не обходите стороной и дуб. Он очень актуален в силу надежности, красоты и износостойкости. Но цена не всем придется по карману. Как, прочем, и цена на березу. Но ее нельзя применять там, где постоянно присутствует влажность.

Также товар можно характеризовать по профилю сечения. Евровагонка не обходится без швов: «шип» расположен на лицевой стороне и имеет крупные размеры. Выпускается с сетью канавок, служащих для вентиляции с оборотной стороны, с гранями стандартными и скругленными. Последние из них идеальны для бани.

Для тех, кто выбирает вагонку бесшовную, рекомендуем воспользоваться изделием, где отсутствует полка-углубление. Вместе со скругленной гранью образуют разновидность по форме — «штиль».

А вот модели с угловатыми краями предпочтительны для облицовки, имитирующей настоящий брус профилированной фактуры. Ими монтируют фасады зданий. Толщина — всего четверть сантиметра.

Двусторонняя вагонка отличается от остальных двумя особенностями: по середине торцевых граней имеется паз и шип; обе плоскости — лицевые. Это упрощает работы с ним и позволяет создавать эстетически привлекательную текстуру. Однако, не имея уже упомянутых канавок, он бесполезен для ванных комнат, бань и саун.

Дорогостоящие экземпляры подвергаются фигурному фрезерованию. Верхняя поверхность данного «ландхауса» будет снабжена большим количеством филенок. Далее следует «блокхаус» и «американка». Первый внешне не отличишь от натурального сруба, а второй — от сайдинга.

В мировых (DIN) и отечественных (ГОСТ) стандартах приняты четыре сорта. «Экстра» («безсучковая», «премиум») отличается абсолютно ровной лицевой поверхностью. Дефекты могут встретиться только на оборотной: цветовое несоответствие, шероховатости. Класса «А» более демократичен по цене. Но, к сожалению, не лишен недостатков: к указанным выше прибавляются еще трещинки и сучки. Их диаметр должен быть до сантиметра, но не превышать одного на метр. Лицевая сторона представлена практически без дефектов, в отличие от тыльной.

Класса «В» предполагает наличие ярко выраженной сердцевины, вскрытых карманов, трещин и небольших сколов. Как правило, сучки имеют темную окраску и немалую ширину относительно изделия.

Для рабочей, но не окончательной облицовки покупают ламели класса «С». Они попадают в данную подкатегорию по остаточному принципу: все, что выбраковывается из остальных. Поэтому к ним не предъявляются требования к качеству и красоте: трещины всех разновидностей и длины, недостроги со всех сторон, синева. Еще больше несовершенств у «D»-класса.

2. Отделка вагонкой: поэтапная инструкция

Как обшить дом вагонкой своими руками, расскажем в нашей инструкции пошагово.

Шаг № 1. Определитесь заранее в желательном направлении размещения вагонки. Их всего два: вертикальный или горизонтальный. Все зависит от вашей задумки и параметров комнаты. Различие между ними в следующем: при первом — реечный каркас распределяется горизонтально; при втором — соответственно, применяется обратная указанной расположение — горизонтальная облицовка.

Шаг № 2. Приобретите или сделайте надежные и обязательно сухие рейки. В комплекте к ним используйте тонкие доски (ширина — 2,5–3 см).

Шаг № 3. Монтируем каркас. При помощи отвеса устанавливает стартовую рейку для горизонтальной облицовки крепите гвоздями или саморезами строго вертикально. Следите за единой плоскостью.

Шаг № 4. Точно такую же рейку устанавливаем в противоположный угол. Капроновые нити, соединенные между ними, служат своеобразным прототипом каркаса для последующего монтажа частей конструкции.

Шаг № 5. Наступил через закрепить вагонку. Для того чтобы при эксплуатации не скапливалась влага и конденсат, из-за которых появляются болезнетворные микроорганизмы, паз монтируйте вниз, а шип — вверх.

Шаг № 6. Дайте древесине привыкнуть к температурному режиму, оставив в помещение на 24 часа. Комплектуйте изделие как от пола, так и от потолка. Это значения не имеет. Сами рейки соединяются к остову гвоздями. Их надежно вколачивают в пазовую часть. Лучше всего для данной процедуры пригодится добойник.

Шаг № 7. Делайте между элементами зазоры в несколько миллиметров. Бережно относитесь к задней стенке паза: она может треснуть при сильных усилиях с вашей стороны. И наконец, идут плинтусы.

3. Материалы для обработки.

3.1. Какую пропитку выбрать для вагонки?

Специальные защитные составы, формируя прозрачную или полупрозрачную пленку, призваны сберечь изделия от неблагоприятных природно-климатических факторов (резкие перепады температур, влажность, ультрафиолетовое излучение), огня, грибков и плесени, насекомых-вредителей, подчеркнуть красоту или особенности фактуры и рисунка древесины, а также увеличить срок эксплуатации. Их не сложно нанести самостоятельно. Давайте разберемся, чем и как пропитать вагонку внутри и снаружи вашего жилого помещения, а также строений иного назначения.

Специалисты выделяют два подвида данных средств: только с протекционным назначением или — экранирующим плюс украшающим дизайнерским решением. Последние быстро высыхают и абсолютно не имеют цвета, подстраиваясь под любую поверхность. Рассмотрим алгоритм нанесения состава для вагонки своими руками.

  1. Предварительно зачистите рабочую поверхность и тщательно загрунтуйте.
  2. Пройдитесь антисептиком, который выпускается для вагонок. Если впоследствии вы собираетесь использовать краску, но отдавайте предпочтение полупрозрачным маркам указанного выше вещества: этим вы добьетесь удивительной яркости и выразительности выбранного колора, а также сэкономите материал (в последующих слоях просто не будет необходимости).
  3. Покройте краской или лаком.

А теперь наступил черед рассмотреть разновидности антисептиков. Их роль сводится к двум основным функциям: устойчивости к постоянному присутствию воды, воздействию жуков и их личинок, плесени. Пропитанная им вагонка приобретает настоящую броню от указанных факторов и микроорганизмов. Данные средства классифицируются на четыре большие группы: на основе органических растворителей, маслянистые, водорастворимые и комбинированные. Первые не содержат вредных и токсичных веществ: одинаково хорошо подойдут для всех без исключения работ внутри и снаружи зданий. Можно быть спокойным за здоровье и самочувствие свое и близких. Вторые предпочтительны для защиты дерева, на котором в дальнейшем будут крепиться различные элементы и конструкции, в том числе и достаточно тяжелые, а также если изделие будет располагаться на территории с суровым и переменчивым климатов, что для нашей страны особенно актуально. Хорошо закрепляются в порах вагонки и не вымываются. Третьи предупреждают размягчение и повреждение структуры досок водой. Но эту процедуру необходимо периодически повторять. И наконец, четвертые универсальные и надежные, сочетающие свойства и характеристики остальных. Приобретайте качественную продукцию, в том числе антисептики, на нашем портале Стройка.ру.

3.2. Лаки и краски для вагонки — выбираем правильно.

Какие краски выбрать для вагонки внутри дома: исследуем вопрос. Хозяева домов для декорирования отдают предпочтение краске, пропитке или глазури, лаку.

На строительном рынке представлен целый спектр красок для вагонки:

алкидные эмали — после нанесения можно быть уверенным, что обрабатываемая поверхность становится глянцевой и надежной перед различными факторами. Не дает отслаиваний и применяется для всех типов оснований.

Если вы хотите получить благородную матовость и при этом не нарушать естественную структуру дерева, то приобретайте акриловый водоэмульсионный колер. Главное — использовать для внутренних преобразований жилого пространства и тонким слоем.

Для манипуляций с внешней отделкой применяют масляную краску, представленную во всей цветовой гамме. Она достаточно сильно проникает вглубь древесины и не вымывается. Однако со временем оттенок тускнеет. Изначально сохнет не менее 46–48 часов, в течение которых саму поверхность бережно спасают от ветра, снега и дождя плотной пленкой. Хозяева квартир любят обрабатывать ею балконы и лоджии.

Лаки классифицируются следующим образом:

акриловые водные — выпускаются глянцевые и матовые. При желании возможно окрашивание в различные оттенки. Применяется внутри помещений;

акрило-полиуретановые — растворы, которые не подведут при климатических капризах и не дадут плесени и грибку проникнуть в вагонку и остановят их деятельность. Соответственно, смело используйте во внешней отделке;

алкидные — плотный материал, который сохнет достаточно долго и после нанесения не позволяет воздуху циркулировать и проникать в древесину, плотно запечатывая его структуру. А значит, вагонка будет защищена как снаружи, так и внутри строений;

водоэмульсионные — как следует из названия производятся на основе водного раствора. Показывает всегда отличные результаты исключительно на внутренних поверхностях; полиуретановые — настоящие «щиты» для вагонки. А значит, им не страшны ни погодные изменения, ни влияние механических факторов постоянного и интенсивного характера. Предотвращают пожелтение. Носят универсальный характер применения.

Если вы располагаете финансами, то лучшего варианта, чем яхтный лак, сложно представить. Он прослужит долгие годы, сохраняя безупречный внешний вид вагонке. Пятерку лидеров по положительным отзывам покупателей занимают бренды: «Marshall», «Престиж», «Belinka», «Poli-R», «Рогнеда». Самую качественную и долговечную вагонку, специальные лаки и краски, а также сопутствующее оборудование и инструмент вы найдете в каталоге портала Стройка.ру. Удачного вам ремонта и строительства!

Деревянная вагонка: какую выбрать для внутренней отделки дома? Подробная классификация профиля из пластика и МДФ

Вагонка — достаточно популярный и качественный материал для финишного покрытия. Данный материал представлен в продаже в широком ассортименте и по бюджетной цене.

Содержание

Общая характеристика деревянной вагонки

Вагонка — отделочный материал, который можно использовать как для внутренних, так и для наружных работ. Пор сути, вагонка — профиль, который выполнен в виде доски, может быть деревянным или пластиковым, более качественными и практичными считается изделия из дерева.

Доска может быть изготовлена с гладкой или рельефной поверхностью, различной ширины и толщины, с пазами или без них.

Деревянная вагонка считается экологически чистым и полностью безопасным для здоровья материалом. Также с помощью вагонки можно просто и быстро выровнять стены, материал имеет эстетический вид, который прекрасно впишется во многие стилевые решения.

Стоит отметить, что деревянная вагонка имеет высокий уровень звукоизоляции и шумоизоляции. При правильно уходе такой материал может прослужить очень длительный срок, не теряя свои свойства.

Плюсы и минусы деревянной вагонки

Основными преимуществами деревянной вагонки выделяют:

  1. Натуральность и экологичность.
  2. Приятный ненавязчивый аромат.
  3. Привлекательный внешний вид.
  4. Достаточно лояльная стоимость.
  5. Высокий уровень паропроницаемости.
  6. Легкость и скорость монтажа.
  7. Долговечность.
  8. Высокий уровень теплоизоляции, шумоизоляции.
  9. Может обойтись без дополнительной отделки, но и хорошо поддается окрашиванию.

Среди минусов вагонки из дерева отмечают:

  • Уязвимость от резких перепадов температуры.
  • Высокий уровень воспламенения.
  • Иногда может деформироваться.

Породы деревьев для вагонки

Вагонку возможно произвести из хвойных, лиственных и даже некоторых экзотичных деревьев.

Следует заметить, что наибольшим спросом пользуется не так уж и много пород деревьев для вагонки.

Среди хвойных деревьев лучше всего для данного материала подходит:

  • Ель — характеризуется мягкостью и пластичностью, дерево легко поддается обработке и имеет низкий уровень шероховатости на поверхности. Вагонка из ели может использоваться как для внутренних, так и для наружных работ, но нуждается в специальной пропитке, материал поддается гниению и вредным насекомым.
  • Сосна — самый популярный вид дерева для изготовления вагонки. Данная порода отличается высокой прочностью, легкостью и доступностью. Вагонка из сосны имеет отличную текстуру и оригинальный окрас, а также обладает приятным хвойным ароматом. Стоит отметить, что сосновая вагонка выделяет смолы и легко подвергается механическим повреждениям.
  • Лиственница — отличается своими отличными свойствами, особенно прочностью и содержанием фитонцидов. Вагонка из лиственницы имеет оригинальный цвет и приятную текстуру, не поддается солнечным лучам и насекомым, но и имеет достаточно высокую стоимость.

Среди лиственных деревьев лучшими породами для вагонки отмечают:

  • Липа — характеризуется высокой прочностью и приятной текстурой. Стоит отметить, что вагонка из липы имеет достаточно приятный цвет который со временем темнеет. Для того, чтоб продлить эксплуатационные сроки вагонку из данного дерева рекомендуется пропитывать специальными веществами. Липовую вагонку можно использовать в помещениях где часто повышенная влажность.
  • Дуб — порода дерева, которая отличается высокими качествами и свойства. Вагонка из дуба имеет очень длительный срок эксплуатации, высокую прочность. Как правило, вагонку из такого дерева используют для внутренних работ.

Среди экзотических пород для вагонки выбирают красное дерево, так как оно обладает хорошими характеристиками и отлично подходит для любых видов обработки. Вагонка из красного дерева дорогая по стоимости и как правило применяется для внутренней отделки.

Формы изготовления деревянной вагонки

В продаже присутствует достаточно обширный ассортимент вагонки из дерева, которая отличается по форме изготовления.

Ниже представлены самые востребованные формы деревянной вагонки и их обозначение:

  1. Стандартная или штиль — вагонка которая отличается идеально ровной и гладкой поверхностью и по внешнему виду очень сильно напоминает брус.
  2. Евровагонка — материал, который напоминает по внешнему виду стандартную вагонку, но при стыке образовывает небольшой паз шириной примерно 1.5 см.
  3. Софтлайн — вагонка, которая имеет характерные скругленные углы, получается достаточно специфичные рельеф при отделке поверхности.

Американка — вагонка, которая характеризуется необычным горизонтальным креплением и формирует покрытие нахлестнем расположением ламелей.

Деревянные обои — такая вагонка применяется для внутренней отделки и напоминает по внешнему виду стены деревянного дома. В свою очередь такой вид вагонки делится га категории:

  • Волна;
  • Домик;
  • С тиснением;
  • С резьбой.

Сорта деревянной вагонки

Как и любой строительный материал, вагонка делится на сорта, которые имеют свои характерные черты и нюансы:

Как выбрать вагонку? Какую вагонку выбрать, виды, характеристики

В статье мы расскажем, как выбрать вагонку для дома, какую вагонку выбрать, поговорим о видах, характеристиках и сортах вагонки. Технология изготовления вагонки, преимущества и способы укладки.

Читайте также:  Какой диаметр труб из полипропилена лучше выбрать для отопления? Рекомендации экспертов

Наиболее удачным и экономически выгодным решением для обшивки внутренних стен строительных конструкций можно назвать вагонку. Мы рассмотрим все типы этого уникального покрытия, а также особенности подбора материалов и непосредственно монтажа. Отметим также, что на рынке представлено множество материалов для “сухой обшивки”, однако дерево – это классика, которая будет прекрасно смотреться в помещении с практически любым стилем, а также обеспечит ему экологическую безопасность. Итак, поговорим как выбрать вагонку, а также какую вагонку выбрать, дабы избежать покупки материала низкого качества.

Как выбрать вагонку

Что представляет собой вагонка?

Заводы, занимающиеся производством строительной древесины, помимо классического бруса, бревен и досок изготавливают и «профилированный погонаж», к которому относится вагонка. Она представляет собой обрезанную доску толщиной от 7 до 20 мм со строганной поверхностью, используемую для обшивки стен помещений. Средняя ширина одной планки составляет от 90 до 150 мм, что позволяет применять вагонку в самых нестандартных комнатах.

Весь современный профилированный погонаж имеет две отличительные черты: наличие паза и гребня на каждой ламели, что облегчает процесс обшивки. Поэтому вагонкой могут называть панели из пластика, МДФ и даже алюминия, однако изначально это имя получили облицовочные материалы из древесины различных сортов. Наиболее распространена в России виды вагонки из сосны, дуба, лиственницы, ольхи и липы.

Как изготавливается вагонка?

Предварительно подготовленное бревно опускают на обрезную доску, где выполняется поперечный распил. Элитные сорта вагонки изготавливаются методом радиальной распиловки, благодаря чему они имеют одинаковую текстуру, тон, геометрическую стабильность и повышенную прочность. Вагонка обоих типов поступает в сушильные камеры, где содержится при высокой температуре в течение 8–12 дней. Благодаря воздействию жара заготовки становятся легче, прочнее, а их устойчивость к различным видам грибка повышается в разы. В процессе сушки влажность досок доводят до показателя в 8–10%, а после она может немного повыситься из-за воздействия внешних факторов, но не больше, чем до 15%.

Виды вагонки

На третьем этапе производится строжка, в процессе которой станки с фрезами, работающими сразу с четырех сторон, создают профиль изделия, формируют лицевую поверхность вагонки, нарезают гребень и паз. Продольные пазы нарезаются на тыльной стороне, выступающие в качестве компенсаторов температурного расширения, а также необходимые для отвода влаги и вентиляции задней поверхности вагонки.

После этого изделия торцуются и сортируются – в зависимости от дефектов (см. дефекты досок), их делят на несколько штабелей. Некоторые производители ещё и вырезают из поврежденных панелей дефектные участки, чтобы получить продукт высшего сорта. Именно поэтому в продаже бывает вагонка даже с длиной 30 сантиметров. Длинные панели идут на облицовку потолков и стен, тогда как короткие используют для подшивки небольших элементов конструкции.

Для поддержания невысокой влажности изделий их принято паковать в термоусадочную пленку, формируя таким образом пачки по 8-9 ламелей. Чтобы обеспечить вентиляцию, торцы такой упаковки не закрывают.

Преимущества классической вагонки

Перво-наперво следует отметить позитивные качества самой древесины: хорошая тепло- и звукоизоляция; малый коэффициент температурного расширения; высокая степень пластичности.

У самой вагонки преимуществ ещё больше, во многом благодаря её конфигурации. На массу обшивки позитивно влияет штучный характер изделий, минимальная ширина и толщина отдельных ламелей, в результате чего с монтажом вагонки легко справится и один мастер. Из-за небольшого веса нет перегруза несущих конструкций здания, поэтому не нужно дополнительно укреплять фундамент.

Ламели состыковываются на глубину 5–8 мм, благодаря чему можно собрать обшивку, в которой нет щелей-стыков. Более того, при температурных перепадах они тоже не появляются. Именно поэтому вагонку нередко используют для обшивки бань, а также в зданиях без отопления.

Свободное крепление – ещё одно неоспоримое достоинство вагонки, в процессе которого панели фиксируются с помощью кляймеров, прижимающих нижнюю полку замка к основе. Это гарантирует беспрепятственное расширение каждого элемента обшивки по всей длине, в результате чего на поверхности не образуется щелей, деформаций и трещин. Все элементы крепления при этом скрыты – каждый металлический кляймер перекрывается следующей панелью, поэтому в финишных работах нет необходимости.

Какая вагонка лучше?

Итак, какая вагонка лучше? Так как изготовить вагонку можно из древесины любого сорта, а каждый из них в свою очередь имеет свои преимущества и недостатки, вполне логично, что ламели из разных пород дерева отличаются друг от друга как внешними качествами, так и техническими характеристиками. Так как вопрос эстетики очень субъективный, лучше затронуть второй аспект, с помощью которого можно подобрать вагонку, оптимальную для конкретных условий.

Какая вагонка лучше

Наиболее радикальны различия между панелями, изготовленными из хвойных и лиственных деревьев. В вагонке, изготовленной из сосны, ели и других хвойных пород, содержится много смол и эфирных масел, исключающих образование грибка. В свою очередь, вагонка из сосны имеет красивую текстуру, легко обрабатывается и служит долго. Еловые изделия имеет высокие теплоизоляционные характеристики, однако может продолжительное время выделять смолу при высокой температуре, поэтому для облицовки в банях используется редко. Правда, можно выбрать обессмоленную вагонку.

В России для отделки бань и саун используют ольховую, липовую и лиственничную вагонку, так как эта древесина после обработки вообще не выделяет смол. Несмотря на то, что эти породы менее долговечны, чем сосна, они всё равно популярны благодаря своей высокой пористости, позволяющей вагонке выдерживать очень высокие температуры. Наиболее прочный и дорогой материал, из которого делают вагонку, – дуб. В копеечку влетят и березовые изделия, но они практически не распространены, так как плохо ведут себя во влажных помещениях.

Различные профили вагонки

Существуют изделия с разными профилями сечения, в которых отличаться может форма граней, размер элементов и конфигурация замка, характеры тыльной и лицевой поверхностей. Основное влияние эти факторы оказывают на внешний вид ламелей, однако и сферы применения вагонки с разными профилями отличаются. Например, обычная евровагонка с увеличенным с лицевой стороны “шипом” образует швы. Грани такой ламели могут быть скругленными – такой тип часто используется для бани – и стандартными. На всей евровагонке обязательно есть вентиляционные канавки с тыльной стороны.

Если ламели реализованы без полки-углубления, такая вагонка не образует швов после монтажа. Если при этом у изделия скругленные грани, форма называется «штиль». Классика с угловатой кромкой позволит создать стены, напоминающие на вид натуральный профилированный брус. Если толщина такой вагонки не больше 25 мм, её нередко называют «имитация бруса». Считается оптимальным вариантом для облицовки фасадов зданий.

Двусторонняя вагонка

Ещё один распространенный вид вагонки – двусторонняя вагонка, в которой паз и шип располагаются по центру торцевых граней, а обе плоскости можно использовать в качестве лицевых. Это значит, что в процессе облицовки мастер может выбрать более удачную текстуру или просто поверхность без дефектов. У двусторонней вагонки есть только один, но существенный недостаток: у неё нет вентиляционных канавок, поэтому в помещениях с повышенной влажностью такие ламели монтировать нельзя.

Интересно, что лицевая сторона вагонки далеко не всегда выполнена в виде плоскости. Дорогие изделия иногда подвергаются процедуре фигурного фрезерования, что носит название «ландхаус». При этом, текстура лицевой поверхности может как просто иметь несколько филёнок, так и быть частью сложнейших пространственных решений. Также выпускают вагонку с резьбой, выполненной с помощью горячего тиснения. Наиболее интересны типы изделий «блокхаус» с имитацией сруба и «американку», выполненную под сайдинг.

Сорта вагонки

При изготовлении вагонки производители определяют сортность в соответствии с отечественными ГОСТами или европейскими стандартами DIN. Но сейчас достаточно часто фирмы руководствуются своими критериями в деле определения качества готовой продукции. При этом, вагонка различных уровней качества производится на одном оборудовании, по абсолютно идентичным технологиям. Разделение изделий по классам и сортам происходит уже после процедуры торцевания, непосредственно перед упаковкой и продажей. По наличию трещин и сучков, смоляных карманов, синевы и непрострогов вагонку принято делить на четыре сорта.

Наиболее дорогая и качественная вагонка называется «экстра», «премиум» или просто «безсучковая», её лицевая сторона абсолютно ровная, однако шероховатости и непростроги могут встречаться на тыльной поверхности, равно как и цветовая неравномерность. Вагонка класса «А», в свою очередь, может, помимо прочего, иметь ещё и сучки до сантиметра в диаметре, но не больше одного на метр изделия. Трещины изредка встречаются, однако не сквозные, а незначительные дефекты обработки могут быть только с тыльной стороны.

На вагонке класса «В» иногда встречаются темные сучки, диаметр которых может достигать трети ширины ламели. На изделиях могут быть небольшие сквозные трещины, а также вскрытые карманы и следы сердцевины. Вагонка класса «С» – как правило, всё, что не попало в другие классы из-за качества. На ней могут быть длинные сквозные трещины, синева, выпадающие и сквозные трещины, непростроги с лицевой стороны. Чаще всего используется для черновой облицовки, так как имеет не самые эстетичные внешние характеристики. Может также встретиться и «D»-класс изделий, которому уж точно не место в жилом помещении.

В целом, несмотря на внешние различия, по долговечности даже «премиум» и «С» не слишком отличаются друг от друга. Всё остальное – чистое дело вашего вкуса, так как далеко не каждому нравится идеально гладкая поверхность. Некоторым она может показаться “неживой”.

Чем отличается евровагонка от обычной?

Разумеется, вагонка советского образца – та самая, которая и принесла народное название изделиям современного типа, – со своей влажностью 25%, крошечным замком и толщиной 20 мм больше никому не подходит. Её основная проблема заключается в качестве, но и конфигурация советской вагонки оставляет желать лучшего. Именно поэтому первое появление евровагонки в России было своеобразным триумфом: подрядчики, застройщики и простые люди, ремонтирующие свое жилье, начали скупать её тоннами.

Евровагонка

Так как вагонка с маркировкой «евро» производится по европейскому стандарту DIN 68–126, который большинство наших производителей до сих пор игнорирует, она отличается от отечественной практически по всем показателям. Шип евровагонки крупнее, чем у обычной, и достигает 8–10 мм в размере, благодаря чему даже во влажных помещений в облицовке не образуются щели. На тыльной стороне такой вагонки всегда есть вентиляционные канавки, а стандартная толщина панелей не превышает 12,5 мм. Но главное преимущество – несколько вариантов профиля, которые предлагают европейцы.

Требования стандарта DIN 68–126 намного жестче, чем у отечественных ГОСТов. Обработка лицевой поверхности ламели в разы лучше, а если на поверхности и есть живые сучки, они дополнительно обработаны. Паз и гребень отлично состыкуются, а евровагонка любого сорта подвергается принудительному высушиванию до 10–15% влажности, благодаря чему исключается появление деформаций на готовой облицовке. Во время сортировки евровагонки по качеству учитываются не только дефекты самой древесины, но и “производственные травмы” изделий.

Как выбрать вагонку оптимального размера?

Для определения длины ламелей нужно обратить внимание на размеры обшиваемой плоскости, чтобы свести отходы в процессе монтажа до минимума. Так как вагонка может быть длиной от 30 сантиметров до 6 метров, а один шаг составляет всего 10 сантиметров, подобрать оптимальный вариант крайне просто. Обратите внимание: торцевание краев может понадобиться даже для самой качественной вагонки.

С шириной изделий определиться тоже просто, ведь, чем они уже, тем стабильнее, так как слишком широкая вагонка больше склонна к деформациям. Иногда для дополнительного декоративного эффекта для облицовки используют ламели различной ширины. Оптимальной толщиной вагонки для помещений считаются европейские 12,5 мм. Если вагонка будет монтироваться на толстый слой утеплителя или же на фасад, лучше приобрести панели потолще – 15–20 мм в самый раз. Такие ламели прочнее и надежнее, но и стоят дороже.

Отдельная тема – вагонка, сращенная по длине. Она фрезеруется из доски, состоящей из нескольких участков, подогнанных друг к другу по типу распиловки и рисунку, имеющих не одинаковую длину. Соединение элементов осуществляется с помощью клея. Основной плюс такой вагонки – её стабильность при длине до 6 метров, так как на доску почти не оказывается напряжение. Чаще всего она по всем показателям соответствует сорту «Экстра», но минус у неё всё-таки есть: минимальная толщина составляет 15 мм. Применение её для облицовки бани также не желательно из-за того, что в её конструкции использован клей, теоретически способный дать вредные испарения.

Какую вагонку выбрать и избежать покупки материала низкого качества?

На российском рынке представлено несколько сотен производителей вагонки, а качество их продукции далеко не всегда соответствует заявленному сорту. Поэтому единственный способ купить нормальную вагонку – тщательно осмотреть её, обратив внимание на каждую мелочь. И начать стоит с упаковки. Если изделия продаются в пленке, это первый “звоночек”, который может говорить о низком качестве. Так как продавец вряд ли разрешит разорвать упаковку, чтобы вытащить из её центра панель, идеальными могут оказаться только две крайние ламели. Кстати, если производитель закрывает с помощью стрейч-пленки торцы, это может сказаться даже на состоянии очень хороших изделий – из-за отсутствия вентиляции повышается их влажность.

Если возможность имеется, осмотрите внимательно панель. Достаточно часто она может быть слегка искривлена, что говорит о нарушенной технологии производства или неправильном хранении. Такую вагонку приобретать нельзя, так как её будет трудно смонтировать, а из-за напряжения со временем она всё равно выскочит из замка. Если же панель выглядит ровной, тщательно прощупайте лицевую поверхность и осмотрите её под боковым освещением. Поперек доски могут обнаружиться волны.

Особенное внимание обратите на паз и гребень – на них не должно быть трещин, сучков и сколов. Желательно при осмотре товара иметь с собой кляймер, который можно сразу же вставить на полку паза. Иногда в нем обнаруживаются волны, из-за которых кляймер невозможно разместить в нужной позиции. Попробуйте соединить между собой несколько ламелей, проследив за тем, чтобы они не собирались слишком туго. Если в торговой точке имеется прибор для измерения влажности вагонки, обязательно им воспользуйтесь!

Особенности монтажа и сферы применения вагонки

На основной поверхности для монтажа вагонки обычно собирают деревянные каркасы, в которых расстояние между несущими профилями должно составлять от 40 до 60 см. Иногда каркас делают из оцинкованных профилей, но в этому случае для закрепления кляймеров нужно использовать не гвозди, а заклепки или маленькие саморезы по металлу.

Сфера применения вагонки

Укладывать ламели можно как вертикально, так и горизонтально – всё зависит от дизайнерской идеи. Но первый вариант оптимален для влажных помещений, так как при вертикальном расположении компенсационные пазы отлично справляются с отводом конденсата. При горизонтальном типе обшивки исключается попадание влаги в замок ламели, что отлично подходит для облицовки фасадов. Также второй тип укладки часто применяется для зашивки деревянных и металлических перегородок. Интересный декоративный эффект выходит при монтаже вагонки диагонально, но в этом случае могут возникнуть проблемы с экономичным монтажом.

Читайте также:  3 варианта подключения инфракрасного обогревателя

Вагонка для бани

Вагонку рекомендуют монтировать с зазором к ограждающей конструкции до 10 мм, а после монтажа наружные и внутренние углы лучше закрыть деревянными доборными изделиями. Для этого можно использовать льняной, джутовый или пеньковый канат, которые отлично сочетаются с деревом и помогает герметизировать зазоры, повторяя любые криволинейные поверхности. Лучше всего выбирать канат, если вагонка примыкает к блокхаусу или настоящему срубу. Более подробно о том, как обшить вагонкой стены читайте в другой нашей статье.

Цены на вагонку

Несмотря на то, что материалы этого типа считаются погонажными, вагонку чаще продают квадратными метрами. Если выбирать отечественного производителя, предлагают в основном вагонку из местных сортов дерева, однако существует возможность изготовить под заказ экзотический и баснословно дорогой вариант – например, из красного дерева. На цену вагонки влияет её сортность, порода дерева, ширина и длина, толщина.

Самая экономичная вагонка – сосновая, её цена начинается со 170 рублей за квадрат. Лиственница – вторая по дороговизне, но разница ощутима, ведь обойдется она уже в 400 рублей. Липа стоит ещё дороже – от 500 рублей, да ещё и только в случае использования недорогих сортов. Ольховая вагонка класса «А» обойдется минимум в 700 рублей за квадрат, а дубовая – от полутора тысяч!

Так как вагонка классов «А» и «В» по внешним данным чаще всего отличаются не слишком сильно, различие в цене на них составляет примерно 20-25%, тогда как изделия класса «С» обычно стоят в несколько раз дешевле. Приобретая для узких конструкций короткие ламели на 0,3–1 метр, можно сэкономить, так как они дешевле полноразмерных в среднем на 25%. И помните: чем толще вагонка, тем она дороже.

Выбираем деревянную вагонку

Вагонка — это обшивочная доска с пазами и выступами. Название это появилось тогда, когда вагоны обшивали специальной доской с двусторонней выборкой для устранения щелей.
В настоящее время наряду с деревянной вагонкой широко используется пластиковая.

Принимая решение о материале для внутренней или внешней отделки, важно, обратить внимание на такие параметры, как надежность, долговечность, прочность, натуральность, стойкость к воздействию окружающей среды, устойчивость в эксплуатации во влажных условиях, простота в уходе.

Пластиковая вагонка

Один из практичных материалов для обшивки. Основные достоинства пластиковой вагонки в том, что она более функциональна и универсальна в эксплуатации, не изменяет цвет, не деформируется при внешнем воздействии и не требует специального ухода — легко моется влажной тканью. Кроме того имеется широкая цветовая гамма.

При выборе пластиковой вагонки нужно обратить внимание на ее плотность, толщину, однородность лицевой поверхности и на отсутствие резких посторонних запахов, как и для всех материалов из пластика.

  • Пластиковая вагонка с учетом цвета (белая или цветная).
  • Вагонка ПВХ ламинированная под различные текстуры (в том числе и под дерево).
  • По типу соединения: бесшовная и шовная.

Преимущества пластиковой вагонки:

  • Устойчивость к перепадам температур, высокой влажности и солнечным лучам.
  • Не поддается гниению и появлению разных насекомых.
  • Срок эксплуатации – 25-30 лет.
  • Простота в монтаже.
  • Простота в уходе.
  • Разнообразие выбора цвета и текстуры.

Основные недостатки:
Не стойкость к механическим воздействиям, часто возникают повреждения. Низкая экологическая чистота изделия, поэтому часто являются потенциально вредными для здоровья людей.

Комплексная покупка пластиковой вагонки:
Для монтажа пластиковой вагонки необходимы комплектующие детали, они длиной 3 м, такого же цвета и материала:

  • Угол внутренний

  • Угол наружный

  • Стартовый профиль

  • Финишный профиль

  • Стыковочный элемент (Н-профиль)

  • F-образный

Деревянная вагонка

Один из натуральных экологически чистых и популярных материалов для обшивки. Эта доска визуально «выравнивает» обшиваемые поверхности, обеспечивает великолепную звукоизоляцию без применения специальных материалов и не требует дополнительных затрат.

По техническим характеристикам.

В настоящее время имеются два основных стандарта, которые регламентируют производство вагонки:

    «обычная вагонка»: толщина от 12 до 25 мм; ширина – до 150 мм; длина – до 6 м.

  • для наружной обшивки зданий используется вагонка толщиной от 18,5 до 22,5 мм,
  • для внутренней отделки помещений толщиной от 12,5 до 14-16 мм.


По сорту дерева вагонка делится на пять классов:

    Экстра – полностью исключаются любые сучки и дефекты, не должна содержать сердцевины, у нее отсутствуют сучки и дефекты древесины.

И влажность, и геометрия вагонки разных классов полностью соответствует стандартам. Разделение на классы происходит уже на этапе сортировки готовой доски.

  • В первую очередь различают вагонку, изготовленную из лиственных и хвойных пород дерева. Область применения вагонки из хвойных пород чрезвычайно широка. Для отделки саун и бань используется вагонка лиственных пород, поскольку высокая температура провоцирует выделение смолистых веществ, а повышенное содержание смол может явиться причиной самовозгорания материала.

  • К лиственным можно отнести ясень, дуб, ольху, осину, липу и многие другие.
  • К хвойным – сосну, ель, лиственницу, кедр и пр.

Область применения вагонки из хвойных пород чрезвычайно широка. Единственные помещения, в которых отделка вагонкой хвойных пород не приветствуется – сауны и бани, где высокая температура провоцирует выделение смолистых веществ. Создается эффект “липкой доски”, а повышенное содержание смол может явиться причиной самовозгорания материала.

Вагонка из сосны – самая доступная и достаточно прочная. Вагонка из скандинавской сосны обладает розоватым оттенком и практически лишена сучков. Плотность древесины выше, чем у сосны, растущей, к примеру, в средней полосе России. Непокрытая лаком или краской сосна со временем начинает темнеть.

Вагонка из лиственницы. Не коробится, не трескается даже при значительных колебаниях температур, стойка к вредителям. Приемлемая, в сравнении с отделочным материалами других элитных пород, цена.

Вагонка из канадского кедра. Древесина канадского кедра плотная, приятного коричнево-кофейного оттенка, имеет тонкую красивую текстуру источает приятный бальзамический аромат. Используется для отделки саун. Цена – высокая.

Вагонка из сибирского кедра. Вагонка имеет светло – розовый, желтовато – красный цвет, долговечна, не выделяет смолу вплоть до 140 градусов, с характерным приятным ароматом. Цена – высокая.

Вагонка из липы. Прекрасный звукоизолятор, имеет тонкий аромат, идеальный материал для отделки саун и бань.
Стоимость липовой вагонки сильно зависит от ее длины.

Вагонка из черной ольхи. Цвет – светло–кофейный, шоколадный с мраморными прожилками. Устойчива к влаге.

Вагонка из ясеня. Цвет древесины буровато-желтый. Ясень достаточно тверд, обрабатывается тяжело, но зато под воздействием пара легко гнется. Древесина вообще не трескается.

Вагонка из дуба. Высокая прочность и долговечность, стойкостью к гниению, уникальная фактура, большая плотность древесины. Цена – высокая.

  • Надежность,
  • Долговечность,
  • Прочность,
  • Натуральность,
  • Стойкость к воздействию окружающей среды,
  • Устойчивость в эксплуатации во влажных условиях.

Недостатки:
Повышенная пожароопасность помещения. При современных средствах защиты – это существенной роли не играет, но все же стоит принять этот факт во внимание.

Комплексная покупка:
Плинтуса, наличники, уголок, раскладка, штапик, брус.
Гвозди, кляймеры (специальные крепёжные элементы), антисептик, морилка, лак.

Выбор вагонки: изучаем виды, сорта, цены

Название этого отделочного материала было связано с железными дорогами.

Для обшивки внутреннего пространства пассажирских вагонов раньше использовали плоскую и длинную доску, на боковых гранях которой делались замковые соединения «шпунт-паз».

Сегодня вагонка утратила свою транспортную «составляющую» и стала чрезвычайно популярной в других сферах – строительстве и ремонте. Этим красивым и экологичным материалом обшивают разные виды плоских поверхностей, начиная от стен и заканчивая массивной мебелью.

Кроме внутренней интерьерной отделки, некоторые сорта вагонки применяют для наружной облицовки зданий.

Помимо высокой эстетики деревянная вагонка — исключительно технологичный материал, простой и удобный в работе. Он не нуждается в дорогостоящей подготовке поверхности. Под облицовку вагонкой не требуется штукатурка, шпаклевка и грунтовка. Достаточно ровно и прочно зафиксировать на стене обрешетку из деревянных брусков или стального профиля.

Материал для изготовления облицовочной доски — древесина хвойных (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта) и лиственных (осина, липа, бук, дуб и ольха) пород.

Выбор вагонки в зависимости от вида древесины имеет свои особенности. Например, сосна, кедр и ель отлично подходят для внутренней отделки, поскольку имеют красивую текстуру поверхности по всей длине. При этом сосновой вагонкой нельзя облицовывать парильные отделения бань. Под действием высокой температуры она выделяет смолу, обладающую резким запахом.

Древесина бука или дуба очень красивая, но при этом довольно дорогая и трудоемкая в обработке.

Выбирая виды вагонки для наружной отделки, следует отдавать предпочтение хвойным породам. Высокое содержание смолы делает их стойкими к увлажнению и гниению. Из лиственных пород для этих целей подходит только ольха.

Основные характеристики вагонки

Кроме вида древесины, как важного классифицирующего признака, производители делят вагонку по таким критериям:

1. Степень влажности. Облицовочная доска естественной влажности и сухая (содержание воды от 10 до 15%) отличаются друг от друга по цене и свойствам.

Сухая вагонка на 25-30 % дороже, поскольку проходит энергозатратную процедуру удаления влаги. Она меньше коробится и трескается.

2. Геометрические размеры вагонки и форма профиля. Здесь различают стандартную вагонку, евровагонку, блокхаус и облицовочную доску «под брус».

Толщина стандартной (ГОСТовской) отделочной доски может составлять от 12 до 25 мм, ширина — до 150 мм, а максимальная длина 6 000 мм.

При этом гостовская вагонка толщиной 12 — 16 мм чаще всего применяется для внутренней отделки. Более толстая вагонка 16 — 25 мм оптимальна для наружной обшивки.

Наибольшим спросом сегодня пользуется евровагонка, у которой более широкий (8 мм) шпунт, защищающий стыки от образования щелей при усушке древесины. Кроме этого, на обратной стороне у нее есть желобки для вентиляции. Толщина евровагонки неизменная и составляет 12,5 мм при ширине от 60 до 160 мм. Ее длина находится в диапазоне от 1,8 до 6 метров.

Существуют две основные разновидности евровагонки — «Стандарт» и «Софт Лайн». У первой прямые фаски, а у второй они скругленные.

«Стандарт»

«Софт Лайн»

Блокхаус — вагонка, имитирующая оцилиндрованное бревно. Ее лицевая сторона имеет полукруглую форму. Блокхаус, как правило, используют для внешней отделки стен зданий.

Вагонка «под брус» пришла к нам из-за океана, потому ее второе название – «американка». Это строганная доска со шпунтом и пазом. Благодаря срезанным боковым граням ее профиль точно имитирует деревянный брус.

По сравнению с обычной и евровагонкой «американка» более широкая, массивная и прочная. Поэтому основное место ее применения — облицовка наружных стен. Толщина профиля у этого вида облицовочной доски начинается от 20 мм при ширине от 140 мм.

Представленные на рынке сорта вагонки производят в соответствии с требованиями одного из двух стандартов – российского ГОСТ 8242-88 и европейского DIN 68-126. Последний используется для евровагонки и делит ее на три базовых сорта или класса – A, B и C.

Гост 8242-88

DIN 68-126

Некоторые отечественные производители предлагают облицовочную доску «Экстра», не предусмотренную евростандартом. У нее нет сучков и прочих дефектов, но цена такого материала почти в 2,5 раза выше стоимости сорта А.

Отличительные признаки сортов

Основные отличия между сортами вагонки — визуальные. Именно их подробно и четко регламентируют стандарты.

К сорту А относят древесину, у которой нет синевы, гнили и смоляных карманов. Сучки здесь допустимы, но только светлые, здоровые и сросшиеся, которые не выпадают после усушки.

Вагонка класса В может иметь смоляные карманы, а также здоровые и несросшиеся сучки.

В наиболее дешевом сорте С стандарт допускает синеву, выпадающие сучки и обзол на тыльной части профиля.

Ориентировочные цены

При покупке вагонки не нужны глубокие знания эксперта деревообработки. Однако, основные критерии выбора следует знать, чтобы купить качественный материал и при этом не переплатить.

Сухая облицовочная доска отличается от материала естественной влажности по весу. В этом нетрудно убедиться, подержав в руках две планки, одинаковые по размеру, но разные по цене.

Если сосновая евровагонка сушилась в камере, то за 1м2 (сорт А) продавцы просят от 200 до 450 руб. Цены на такой же материал, но естественной влажности находятся в диапазоне от 130 до 300 руб. за 1м2.

Стоит отметить, что цены могут существенно отличатся в зависимости от региона продажи, как правило, в центральной части цены значительно ниже.

Ориентировочная стоимость сухой сосновой евровагонки сорта В – 180-350 рублей за квадрат.

Сушеная облицовочная доска сорта С из ели и сосны продается на рынке по 140-250 руб/м2.

Сегодня цена за м2 вагонки из липы (сорт А) составляет от 500 до 800 руб. Тот же материал, но класса «Экстра» обойдется вам от 650 до 850 рублей.

Доску из лиственницы продают по таким ценам: сорт С – 330-600, В – 400-750, А – 530-900 и «Экстра» — 1150-1300 руб./м2.

Дубовая и кедровая вагонка относится к категории элитных отделочных материалов. За 1 м2 класса «экстра» производители просят от 1200 рублей.

Следует отметить, что у крупных производителей цена облицовочной доски не зависит от ее длины. Мелкие продавцы стараются заработать на этом и расценивают вагонку в зависимости от длины (чем длиннее доска – тем дороже). При этом разница в цене может достигать 10-15%.

Рекомендации по выбору

Решая, какую вагонку лучше выбрать, следует учитывать сортовые свойства древесины и условия ее эксплуатации. Как мы уже говорили, сосновой вагонкой нельзя пользоваться для облицовки парилки, но ее можно ставить в предбаннике и комнате отдыха. Она хорошо подходит для интерьерной отделки и облицовки наружных стен дома.

Еловая вагонка влагостойка и не боится грибка. Она быстро сохнет и не темнеет со временем. Поэтому ее можно покупать для отделки балкона и других поверхностей, подвергаемых периодическому замачиванию.

Ольховая, кедровая и липовая отделочные доски отличаются низкой теплопроводностью. Они устойчивы к высокой температуре и влажности. Этими материалами можно облицовывать стены парильного отделения бани, а также применять их для отделки полок. Даже при сильном нагреве воздуха липовая и ольховая древесина не обжигают кожу.

Ценным свойством ольховой вагонки является минимальный процент коробления, поэтому отделка из нее не теряет внешнего вида после долгой эксплуатации.

Выбирая вагонку, нужно обращать внимание не только на дефекты древесины, но и на геометрию доски. Если она сильно изогнута или скручена по длине, то сделать ровную облицовку будет очень сложно.

В этом случае замковые соединения и крепежные кляймеры вам не помогут. При попытке закрепить в одной плоскости деформированную доску внутренние напряжения могут оторвать шип или вызвать появление трещин на пазовом замке.

При выборе вагонки отбраковывайте доски со смоляными карманами и одиночными (выпадающими) сучками. Бороться с выходом смолы на поверхность древесины очень сложно, а выпадающий сучок может испортить внешний вид облицовки.

Ссылка на основную публикацию