Плотность асфальтобетона (удельный вес) на 1 м3

Удельный вес и плотность асфальтобетона в 1 м3

Асфальтовое покрытие состоит из множества компонентов, основным из которых является щебень. В зависимости от загруженности дороги для производства асфальта используются различные фракции этого материала, а также разный процент содержания в асфальтной массе. Все это, безусловно, оказывает непосредственное влияние на плотность асфальтобетона в т/м 3 , которая учитывается при расчете расходов на транспортировку материала, укладку или разборку.

Состав асфальта и его разновидности

Существует большое количество видов дорог для передвижения. Все они имеют разную нагрузку, именно поэтому качество покрытия колеблется в определенных пределах. Так, дороги могут быть предназначены:

  • Для пешеходов — тротуары, парки, скверы, площади, площадки для отдыха, пешеходные мосты.
  • Для велосипедистов — прогулочные дорожки в парках, вдоль трасс, велотреки на стадионах.
  • Для автовладельцев — двух-восьми полосные автострады, парковки, мосты.

Плотность покрытия для пешеходных дорожек отличается наименьшей величиной ввиду относительно небольшой нагрузки на квадратный метр. С увеличением нагрузки повышают содержание в асфальтобетоне укрепляющих материалов.

Существуют следующие разновидности асфальта в зависимости от их состава и происхождения:

Природный асфальт. Представляет собой специфическую смолистую твердую массу, которая состоит из масел и смолистых веществ и имеет довольно низкую температуру плавления — 20−100 °C. Образуется в естественных условиях путем испарения легкой фракции нефти в местах ее неглубокого залегания или выхода на поверхность. При застывании ее тяжелая часть смешивается с гравием, песком и другими минеральными компонентами и образует корку различной плотности. Среднее же значение этой величины приходится на 1−1,2 т/м 3 .

  • Искусственный асфальт называется асфальтобетоном — это смесь минеральных компонентов на битумной основе. В него включают щебень, гравий, песок и минеральный порошок. А также для придания особых свойств в асфальт могут добавлять резиновую крошку, получаемую в результате промышленной переработки старых автомобильных покрышек и других изделий. Однако резиновый асфальт очень дорогой в сравнении с обычным, поэтому используется редко и в скромных пределах. Вес асфальтобетонной смеси в 1 м 3 может достигать 2,5 т.
  • Типы асфальтового покрытия отличаются составом, температурой укладки, твердостью и сроком эксплуатации. Например, часто укладывают так называемый холодный асфальт — с этим типом дорожного покрытия можно работать без предварительного разогрева. К тому же оно не нуждается в дополнительном техническом оснащении — такой асфальт не нужно укатывать, достаточно просто равномерно распределить по необходимому участку. Он производится из экологичных компонентов, включает в себя известняковый порошок, который служит отличным пластификатором.

    Литой асфальт, помимо увеличенного количества природных пластифицирующих порошков, содержит еще и большое количество смолы повышенной вязкости, что делает его высококачественным материалом для укладки дорог. Он обладает высоким коэффициентом прочности, устойчивостью к воздействию воды и химических веществ, не разрушается под влиянием перепадов температур и обеспечивает хорошую сцепку колес. Кроме того, литое покрытие подавляет шумы и легко ремонтируется. Однако все эти положительные качества несколько уменьшает высокая цена оборудования для его укладки.

    Горячий искусственный асфальт состоит преимущественно из щебня, для связки в нем используются сырые нефтепродукты. Такое покрытие требует обязательного разогрева и утрамбовывания специальными катками. Оно считается самым распространенным и используется для укладки нижнего слоя автострад государственного и регионального значения, а также для взлетных полос и других объектов с высокой нагрузкой.

    Следующим слоем покрытия может идти крупнозернистый асфальт, включающий в себя крупную асфальтовую крошку, которую получают путем дробления старого дорожного покрытия. Он также имеет жесткую структуру и служит хорошей основой для мелкозернистого верхнего покрытия.

    Асфальтогранулят и асфальтовая крошка используется для укрепления асфальтового покрытия вместо обычного щебня — эти материалы получают путем вторичной переработки, поэтому они намного дешевле.

    Расчет плотности по таблице

    Существует следующая классификация дорожной «одежды» в зависимости от типа покрытия, состава и удельного веса асфальтобетона. Таблицей можно пользоваться при расчетах необходимого количества для ремонта дороги или нового ее строительства.

    Вес асфальтобетона в зависимости от типа покрытия

    Вид асфальтового покрытияЕдиницы измеренияВес в 1 м 3
    Природный асфальткг1100
    Литой асфальткг1500
    Прессованный асфальткг2000
    Асфальтобетонкг2000−2450
    Мелкозернистыйкг2330
    Асфальтогранулят (черный щебень)кг1600−1800
    Асфальтовая крошкакг1800−2000

    В конструировании будущей дороги обязательно учитывается толщина накладываемого слоя покрытия, а также возможная усадка. Все эти величины контролирует государственный стандарт.

    Устройство асфальтобетонных покрытий

    При строительстве новой дороги нижний слой обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией для качественного сцепления с верхним покрытием. Его наносят в горячем виде не менее чем через 6 часов на застывший смоляной слой и укатывают при помощи катка.

    При ремонте уже существующего дорожного покрытия его основание очищают от пыли обратной воздушной тягой или специальными моечными машинами. Если используется второй способ, то основание должно хорошо просохнуть перед дальнейшей обработкой битумной смесью. Далее производят выравнивание поверхности посредством нанесения слоя крупнозернистого асфальта при выбоинах глубже 6 см. Если требуемая толщина меньше, то используют мелкозернистый асфальтобетон. На мелких по площади повреждениях применяют асфальтораскладчик, а для крупных — асфальтоукладчик.

    Часто высчитывают удельный вес асфальтобетонной смеси при разборке для того, чтобы асфальтный лом превратить в крошку различного размера и использовать ее для ремонта дорог. Для качественного исправления дорожных дефектов необходимо знать плотность и вес асфальтобетона в 1 м 3 как того, что используется для вторичного производства, так и основного, который ремонтируют.

    Однако повторное применение демонтированного старого асфальта для полного настила дороги еще находится в разработке, пока практикуют только ямочный ремонт с использованием этого материала.

    Объемный удельный вес асфальтобетона при разборке условно принимают равным 2,4 г/см 3 , что является довольно высоким показателем. Кроме того, повторное использование старого покрытия обеспечивает значительную экономию средств.

    Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

    Основными компонентами асфальтной смеси являются битумы, песок, гравий. Материал, благодаря химическим свойствам, широко используют для устройства дорог и благоустройства территории. Плотность асфальта является одним из основных показателей укладки дорожного покрытия. Натуральные ингредиенты обеспечивают прочность, а битум является связующим элементом для создания идеального полотна. Плотность асфальтобетона зависит от составляющих компонентов.

    Основные составляющие дорожно-строительного материала

    Битум составляет 5-6 процентов в асфальтном соединении. Другими элементами являются гравий, песок и прочие добавки.

    С помощью песка создаётся основание для равномерного распределения давления. Если в составе материала слишком мало его, щебень выдавливается наверх. Заполняют образовавшиеся пустоты песчаником или известняком.

    Размер или фракция щебня влияет на выделение определённых видов асфальта:

    • Плотный (5 мм) – используется для создания верхнего слоя
    • Пористый материал – в основании покрытия.
    • Высокопористый (15-40 мм) – для возведения высоконагруженных трасс.

    В асфальтобетонную смесь добавляют минеральные ингредиенты, влияющие на технические характеристики. В зависимости от их содержания выделяют три вида:

    • Группа А – процент содержания 50-60.
    • Группа Б – от 40 до 50 процентов.
    • Группа В – от 30 до 40 процентов.

    Классификация асфальтной смеси

    В зависимости от значения плотности и структуры асфальт делится на группы:

    • Класс А1 применяется для укладки дорожного покрытия автомагистрали, шоссе (трассы первого и второго порядка). Составляющими компонентами являются песок, щебень, битум 7 процентов, минеральные добавки 4 процента. Объёмный вес составляет 1700 килограмм на 1 м 3 , отлично поддаётся уплотнению, не расплывается при больших нагрузках, не боится высоких температур.
    • Класс А2 используется для укладки покрытия автодорог федерального и регионального назначения, подъездных путей. Основными составляющими являются щебень средней фракции, песок, минеральный порошок 5 %, дроблёный отсев 20 %. Благодаря высокой пористости обладает хорошей эластичностью.
    • Класс А3 из-за невысоких эксплуатационных показателей рекомендуется для укладки дорожного полотна второстепенной важности. Вес асфальта составляет не более 1300 кг на 1 кубический метр. В асфальтной смеси отсутствует щебень, а минерального порошка всего 3 %. Основные показатели – пористость и низкая прочность.

    Для определения прочности будущего покрытия, следует знать, сколько весит 1 куб асфальта. Низкая прочность – 900- 1300, хорошая – свыше 1300.

    Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

    При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

    В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

    Тип материалаВес в килограммах в 1 метре кубическом
    Асфальт1100-1500
    Асфальт холодный1100
    Асфальт снятый1428
    Асфальтовая крошка1500-1900
    Асфальт песчаный2200
    Асфальтобетон2000-2450

    При расчётах сметы часто используют усреднённое значение веса куба асфальта. Среднее значение плотности асфальта — 1,2 тн/м 3 .

    Физико-механические параметры асфальтобетона

    ГОСТ регламентирует определённые нормы, влияющие на качество дорожного полотна. Асфальтное соединение характеризуется техническими параметрами.

    Асфальтобетон отличается от асфальта индивидуальными свойствами. В его смеси преобладают крупные фракции щебня, то есть улучшенный вариант. Асфальтобетон рекомендуется использовать на покрытии дорог с повышенной прочностью.

    Читайте также:  Проекты домов из газобетона (газоблоков): бесплатные, типовые

    Значение плотности и вес 1 кубического метра зависит от песка, входящего в состав. Для сравнения в таблице приведены значения массы 1 м 3 смеси.

    Вид пескаВес, куб. м
    Кварцевый2200
    Шлаковый2350

    Асфальтобетон в зависимости от размеров минеральных зёрен:

    • песчаный – не более 10 миллиметров;
    • мелкозернистый – не более 20 миллиметров;
    • крупнозернистый – не более 40 миллиметров.

    Плюсы и минусы асфальтобетонной смеси

    Дорожное покрытие, выполненное из асфальтобетона, имеет преимущества:

    • Бесшумность при движении автомобильного транспорта.
    • Отсутствие пыли в процессе эксплуатации.
    • Высокий уровень износостойкости.
    • Отсутствие сложностей в уходе и ремонте за дорожным покрытием.

    Основными недостатками дорожного полотна из асфальтобетона являются:

    • В процессе эксплуатации возможны образования волн или сдвигов, трещин.
    • При незначительном увлажнении дорога становится скользкой.
    • Недостаток водостойкости приводит к шелушению поверхности.

    Показатели асфальтного полотна

    Материал определяется техническими характеристиками:

    • Водонасыщение — способность заполнения всей структуры влагой. Повышенный показатель характеризует пористость и плохое уплотнение асфальтного соединения.
    • Прочность покрытия характеризуется устойчивостью слоя, прочностью на изгиб, стойкостью перед образованием трещин. Дорожное полотно подвергается вертикальным и горизонтальным нагрузкам под действием автомобилей. При перепаде температур и выпадению климатических осадков на покрытии образуются трещины. Чаще это происходит в осенне-зимний сезон.
    • Длительность эксплуатации дорожного покрытия один из важнейших показателей качества выполненной работы. Она зависит от ряда причин: используемого материала, климатических факторов, состояние почвы, интенсивности движения автомобильного транспорта.
    • Морозостойкость обусловлено количеством открытых пор, которые приводят к образованию трещин.
    • Износостойкость зависит от трения, возникающего при движении колёс автомобиля по дороге. Устанавливается количеством выпадением щебня и песка.

    Асфальтобетон с гранитным щебнем имеет лучшие показатели по износостойкости, чем на основе известняка. В среднем за год износ слоя составляет от 0,3 до 1 миллиметра.

    Сравнительная характеристика различных видов асфальтного покрытия

    В зависимости от предназначения асфальтного покрытия используют разные виды дорожно-строительного материала.

    Холодный асфальт сохраняет свои свойства даже в мороз до – 25 градусов С. Для укладки не требуется специальная техника и разогрева. Обладает эластичностью и прочностью, экологически чистый состав.

    Горячий асфальт самый востребованный в дорожном строительстве. Для проведения работ требуется специализированная техника. Основными составляющими являются камень, щебень и связующие компоненты.

    Литой асфальт обладает хорошей вязкостью, прочностью, долговечностью. Характеризуется отличной шумоизоляцией и сцепкой колёс автомобильной техники с дорогой. При повреждении поверхности можно легко и быстро отремонтировать. Хорошие эксплуатационные характеристики достигаются большими объёмами в составе соединения пластификаторов и вязкой смолы. Недостаток – требуется дорогостоящее оборудование для проведения работ.

    Крупнозернистый асфальтобетон используется для нижних слоёв покрытия, потому что имеет жёсткую структуру. В состав входит асфальтовая крошка более 20 миллиметров.

    Мелкозернистый асфальтобетон включает крошку размером до 20 миллиметров. Используется для укладки верхних слоев дорожного покрытия. Особенности: высокая прочность и не деформируется при перепадах температур.

    Плотность асфальтобетона и её зависимость от наполнителей

    Никаких загадок и хитростей при укладке готового асфальтобетона. Равномерно распределить по заданной территории горячую массу толщиной 5-7 см, проконтролировать уровень покрытия в соответствии со СНиП 3.06.03-85 и можно сдавать работу. Уплотнение асфальтобетонной смеси определяет качество выполненной работы.

    Масса для покрытия получается искусственным способом и должна быть хорошо уплотнена. Как получить нужную плотность асфальтобетона, на каких строительных площадках данный показатель актуален, и как определяется?

    Составляющие асфальтобетона, его виды

    Асфальтобетон — строительный материал, полученный уплотнением асфальтобетонной смеси, которая, в свою очередь, составляется рационально подобранными смесями минерального порошка, песка, щебня, битума.

    Способы получения асфальтобетонных смесей очень разнообразны:

    Виды минеральных составляющих подразделяют асфальтобетоны:

    Размер минеральных зерён определяет асфальтобетоны как:

    • Песчаные зёрна до 10 мм;
    • Мелкозернистые до 20 мм;
    • Крупнозернистые до 40 мм.

    Область применения крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси разнообразна:

    • При двухслойном асфальтировании, она используется, как нижний слой;
    • При качественном, эффективном уплотнении полотна, допускается однослойная укладка;
    • Реконструкция и полноценный ремонт дорог;
    • Укладка покрытий в зоне парковки стоянки автомобилей;
    • Обустройство дворовых дорожек и территорий различных назначений.

    Характеристика асфальтобетонной смеси плотной крупнозернистой, отличается тем, что она позволяет получить:

    • Остаточную пористость от 5 до 10%;
    • Температурный режим при погрузке 150ᵒС;
    • Характеризуется крупнозернистый плотный асфальтобетон высоким сопротивлением динамическим и статистическим нагрузкам, при условии наличия инертных добавок и щебня до 60%.

    Если сравнивать его прочностные качества с другими смесями, то она несравнимо выше мелкозернистых и песчаных материалов.

    Внимание: Проникновению воды в покрытие, дорожный асфальтобетон крупнозернистый, плотность которого увеличена за счёт добавок инертных мелких фракций, оказывает гораздо большее сопротивление, чем без них.

    Исключить полностью наличие пористости в этих асфальтобетонах невозможно.

    Асфальтобетон подразделяется на следующие виды:

    РазновидностиПредназначениеИсходный материалТемпература укладки
    тёплыйкапитальные дорожные покрытия, для устройства нижних слоёв покрытийжидкие битумы СГ130/200. 70/130, битумы нефтяные дорожные (БНД) 200/300, 130/200, известняковый порошок, прочный шлак, щебень, песокне менее 70ᵒС
    горячиеДля укладки верхнего и нижнего слоя автомобильных дорог, применяются в весенний период, в 3-ей дорожно-климатической зонещебень гранитный, речной песок кварцевый, известняковый минеральный порошок БНД 90/130не менее 120ᵒС
    холодныеЯмочный ремонт на небольших площадях, устранение повреждения дорожного покрытия в начальной стадии, обеспечение безопасного движения на аварийно-опасном участкеД-4, Д-5

    дроблёный минеральный материал с угловатой формой зерён и шероховатой поверхностью, щебень, вязкость битума зависит от планируемых сроков хранения, минеральных составляющих, температуры воздухане менее 5ᵒС

    По возможности, укладка асфальтобетона выполняется в тёплое время. Весной, когда воздух прогревается до +5ᵒС, осенью при +10ᵒС, исключение составляют срочные и аварийные ремонтные работы.

    Уплотнение определяет качество покрытия

    Уплотнение асфальтобетона запускает процессы перегруппировки минеральных частиц, их сближение. Частично вытесняется защемлённый воздух, перераспределяется битум по смеси, заполняя пустоты, образованные между зернами.

    Асфальтобетонная смесь уплотняется после укладки при максимально возможной температуре, когда каток уже не способен сдвинуть её.

    Необходимая плотность смеси асфальтобетонной, прочность и водоустойчивость покрытия, приобретается в результате уплотнения.

    • Качество работы обеспечивается выполнением минимально необходимым числом проходов катками;
    • Соблюдением температурных режимов на каждом этапе: предварительном, промежуточном, заключительном

    Внимание: Каток может «тонуть» на смесях с высокой температурой, а укатывать остывшую смесь не только бесполезно, но и вредно, т.к. возможны разрушения щебня

    Температурные показатели уплотнения:

    ЭтапыТемпература смеси по типам
    АБВГД
    Предварительное145-140135-130125-120130-125110-105
    Основное125-120115-110105-100110-10590-85
    Заключительное100-9595-9085-8090-8575-70
    Окончание последнего, заключительного этапа80-7575-7065-6075-7060-55

    Возможности современной техники

    Современный рынок представлен разными моделями катков, как отечественных производителей, так и зарубежных. Подобрать нужную технику стало с одной стороны проще, с другой сложнее. Размеры техники зависят от её возможностей.

    Внимание! Что ставится во главу угла при выборе технических характеристик агрегата? Производительность машин при разной высоте смеси, плотный асфальтобетон и его толщина.

    Видео в этой статье предлагает рекомендации специалистов, которые дают определение различным видам машин, используемых в уплотнении асфальтобетонных смесей.

    Удельный вес асфальта в 1м3 – вес 1 куба асфальта.

    Асфальт представляет собой многокомпонентную смесь, все части которой очень важны для качественного дорожного покрытия. Основополагающий компонент – это щебень, он создает прочный и устойчивый каркас, соединяя все части в единую массу. Покрытия для крупногабаритных, загруженных трасс, часто включают до 75% щебня.

    Иногда, асфальтовое покрытие, не требует слишком высокой степени плотности. Так, для пешеходных тротуаров и дорог с легковым транспортом, обычно используют песок. Во взаимодействии со щебнем, песок выступает в роли связующего компонента. Для укладки дорог используют крупный гранитный песок. Другие виды (речной, грунтовой) не могут использоваться, так как существенно снижают адгезию, с поверхностью и способствую «расплыванию» асфальтового покрытия. Это происходит, за счет высокого содержания разнообразных примесей.

    Не менее важный компонент асфальта – известняк, а точнее минеральные порошки, на его основе. Благодаря его свойствам, все вещества связываются вместе, образуя монолитную цепь. Уникальная способность минеральных порошков – уменьшение колебаний грунта, в местах, особо подверженных таким процессам (тоннели и мосты).

    Текучесть асфальтового покрытия обеспечивается, за счет небольшого содержания битума – от 5 до 10%. Его способность растекаться, при воздействии высоких температур, упрощает процесс укладывания и закатывания асфальта. Важно соблюдать пропорции веществ, т.к. высокая концентрация битума, может плохо отразиться на качестве дороги. Особенно заметно это в летний период, когда тепловая нагрузка увеличивается.

    Вес асфальта, как ключевой фактор для организации корректной работы

    Для получения качественного и долговечного дорожного покрытия, важно рассчитать удельный вес асфальта . Он может колебаться, в зависимости от вида асфальта и его состава. Приведем данные, для каждого вида асфальтового покрытия, в таблице.

    Вес асфальта в зависимости от типа покрытия

    Вид асфальтового покрытияЕдиницы измеренияВес в 1 м3
    Природный асфальткг1100
    Литой асфальткг1500
    Прессованный асфальткг2000
    Асфальтобетонкг2000 – 2450
    Мелкозернистыйкг2330
    Асфальтогранулят (черный щебень)кг1600 – 1800
    Асфальтовая крошкакг1800 – 2000

    Качественные характеристики асфальтового покрытия

    На сегодняшний день, существует множество разновидностей асфальта, которые отличаются по своим качествами. Наиболее популярные виды асфальтного покрытия и их характеристика, представлены в таблице.

    Преимущества и недостатки асфальта в зависимости от типа

    Тип асфальтаКомпонентные особенностиПреимуществаНедостатки
    ХолодныйИспользуются известняковые минеральные порошки, в качестве натурального пластификатора.Простая укладка, не требующая механических агрегатов; экологичный; способен сохранять свои свойства в мороз (до -25˚С); не требует разогрева перед укладкой; прочный и эластичный.
    ЛитойБольшое количество пластификатора и вязкой смолы.Вязкий; прочный; долговечный; устойчив к химическим веществам и влаге; отличная сцепка колес с дорогой; шумоизоляция; возможность быстрого ремонта любой поверхности.Дорогостоящее оборудование для укладки.
    Горячий95% – камень и щебень, связанный с сырыми нефтепродуктами.Наиболее популярный вид классического асфальтного покрытия.Обязательное использование автоматизированной техники для утрамбовки.
    ЦветнойИспользование осветленного битума и красящих пигментов.Изоляция шума; яркий окрас, помогающий отделить участки дороги, с повышенной опасностью; экологичный состав.Высокая стоимость, до 5 раз дороже обычного
    МелкозернистыйВключает в себя асфальтовую крошку, размером до 20мм.Не поддается деформации при перепадах температуры.Подходит исключительно для верхних слоев покрытия, не отличается высокой прочностью.
    КрупнозернистыйВключает в себя асфальтовую крошку, размером более 20мм.Имеет жесткую структуру.Подходит, большей частью для нижних слоев покрытия.
    РезиновыйВ состав входят добавки резины.Высокая сопротивляемость попаданию влаги, редкий ремонт, в связи с повышенной прочностью.Высокая стоимость закупки, но срок службы вполне окупает затраты.

    Читай так же статьи про удельный вес бетона и удельный вес газобетона.

    При закладке дороги, часто усредняют вес куба асфальта. Среднестатистическая плотность асфальта составляет 1,2 тн/м³.

    Повторное использование демонтированного асфальта

    В целях экономии естественных минеральных веществ, остро стоит вопрос, о повторном использовании асфальта. Такой метод заключается в демонтаже старого асфальтового покрытия, его подогреву, и использованию в качестве пластических добавок, в новую асфальтовую смесь. Возможность полного покрытия дороги, демонтированным асфальтом, находится на стадии изучения. Необходимо отметить, что объёмный вес асфальта, после демонтажа, достаточно большой и составляет 2,409г/см³.

    Покрытия из асфальтобетона — состав и технология

    Асфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры.

    История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.

    Виды и применение

    ГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:

    Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С.

    В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:

    • Песчаный асфальтобетон изготавливают на основе заполнителей фракций до 10 мм. Материал слабо сопротивляется износу. Применяется для устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, детских площадок.
    • Мелкозернистый асфальтобетон содержит зерна крупностью до 20 мм. Используется для покрытия улиц, автотранспортных путей, аэродромов. Склонен к пластическим деформациям и образованию колеи, поэтому его модифицируют различными добавками.
    • Крупнозернистый асфальтобетон применяют для формирования нижних слоев дорожных одежд. В его составе щебень или гравий размером до 40 мм. Для заполнения пустот между крупными частицами и увеличения плотности добавляют песок.

    Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:

    • А — массовая доля крупного заполнителя 50-60%;
    • Б — 40-50%;
    • В — 30-40%.

    Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет.

    Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.

    Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита.

    Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.

    Состав и технические характеристики

    Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.

    Компоненты

    На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.

    Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. Содержание зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.

    Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.

    Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно. Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки. Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.

    Основные технические характеристики

    В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:

    • к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
    • ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
    • к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.

    Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:

    • предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
    • плотность — 2000-2800 кг/м³;
    • водостойкость — 0,6-0,95;
    • коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
    • сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
    • трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
    • водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
    • пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
    • морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.

    Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.

    Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.

    Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:

    • мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
    • крупнозернистые — 24,2 кг;
    • ЩМА — 25,8 кг;
    • литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.

    Чем отличается асфальт от асфальтобетона?

    Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.

    Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.

    Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.

    Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.

    Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.

    Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.

    Технология устройства

    Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.

    Подготовка

    Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.

    Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.

    Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.

    Устройство подушки

    Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

    В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.

    Укладка асфальтобетона

    Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:

    • Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
    • Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
    • Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.

    Заключение

    Устройство дорог из различных типов асфальтобетона позволяет получить прочное и долговечное покрытие. Выбор материала зависит от нагрузки при эксплуатации полотна и климатической зоны. При укладке нужно соблюдать технологию и температурный режим.

    Удельный вес и плотность асфальтобетона в 1 м3

    Сегодня транспортная сеть является одним из показателей уровня развития экономики. Качественное дорожное покрытие способствует увеличению грузопотока и снижает транспортные расходы, а в городской инфраструктуре повышает пропускную способность перегруженных улиц. На протяжении более сотни лет в качестве дорожной одежды применяется асфальт.

    Состав асфальта

    Этот материал может иметь естественное либо искусственное происхождение. В первом случае асфальт представляет собой смесь минеральных материалов с битумом, содержание которого может составлять до 75 %. Материал искусственного происхождения, также называемый асфальтобетон, производится из смеси песка, щебня, минеральных либо полимерных добавок, битума. Содержание последнего в нем обычно составляет 5-15 %. В настоящее время при устройстве дорожных покрытий асфальт естественного происхождения практически не используется.

    Зачем нужно знать, сколько кубов в тонне асфальта?

    При устройстве дорожной одежды определяют объем требуемого материала исходя из асфальтируемой площади и толщины слоя. Но асфальтобетонные заводы отпускают смесь в единицах массы – тоннами. Чтобы приобрести нужное количество, необходимо определить, сколько кубов в одной тонне асфальта. Ошибка в расчёте может дорого обойтись. При недостаточном количестве асфальтобетона материал придётся заказывать дополнительно. А это не только лишние транспортные расходы, но и ненужный стык на покрытии. При излишке заказанной смеси избыток материала останется неиспользованным.

    Кроме технической стороны вопроса, сколько кубометров в тонне асфальта, необходимо знать и для составления сметных расчётов на строительство.

    Классификация асфальтобетонных смесей

    Чтобы ответить на вопрос «Сколько кубов в тонне асфальта?», необходимо знать плотность асфальтобетонной смеси. В зависимости от используемого наполнителя и добавок плотность асфальта может существенно различаться. Классификация асфальтобетонных смесей учитывает размер и содержание наполнителя.

    В зависимости от размера наполнителя асфальтобетоны подразделяются на:

    • Крупнозернистые, с размером зёрен до 40 мм.
    • Мелкозернистый, фракция до 20 мм.
    • Песчаные, максимальный размер до 10 мм.

    По содержанию наполнителя выделяют типы смеси:

    • А – от 50 до 60 % (только щебень);
    • Б – от 40 до 50 % (щебень либо гравий);
    • В – от 30 до 40 % (щебень либо гравий);
    • Г – песок из отсевов дробления;
    • Д – природный песок.

    Перевод кубических метров в тонны асфальта

    Помимо основных характеристик на удельный вес асфальтобетона влияет содержание и марка битума, состав минеральных или полимерных добавок, температура смеси. Также учитывается и специфика местных материалов, используемых на асфальтобетонных заводах в каждом регионе. Поэтому самое правильное решение – позвонить на ближайший асфальтобетонный завод и спросить «1 куб асфальта — сколько тонн?».

    Несмотря на разнообразие марок асфальта, в ВСН 14-95 «Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» приводятся следующие значение плотности.

    • тип «А» — 2 385 кг/м.куб.;
    • тип «Б» — 2 370 кг/м.куб.;
    • тип «В» — 2 343 кг/м.куб.

    С учётом этих значений, чтобы рассчитать, сколько кубов в тонне асфальта, необходимо одну тонну разделить на плотность смеси. Для мелкозернистой смеси типа «А» в одной тонне находится 0,41 кубометра асфальта.

    Использование старого асфальта

    Помимо устройства нового дорожного покрытия зачастую возникает необходимость в демонтаже существующего слоя асфальта. Демонтаж выполняется спецтехникой методом фрезерования. Этот материал может использоваться для отсыпки нижних слоёв дорожной одежды, применяться для приготовления новой асфальтобетонной смеси либо просто вывозиться на полигон для утилизации. В любом случае необходимо знать массу снятого асфальта. К сожалению, точно определить, сколько кубов в тонне асфальта старого покрытия, не получится ввиду разнородности поверхностей и различий в размерах фрезеровочного барабана. В усреднённых расчётах применяют переводной коэффициент 2,2 т/куб.м.

    Расчет объема и веса песка

    Песок — нерудный материал, который используют в строительной и производственной сфере для:

    1. приготовления цементных растворов и смесей;
    2. отсыпки оснований под фундаменты, насыпи;
    3. декоративного оформления дорожек и площадок;
    4. пескоструйной обработки поверхностей из кирпича, бетона, металла и других материалов;
    5. изготовления стекла, пеноблоков или других материалов.

    Чтобы при выполнении таких работ точно рассчитать, сколько кубов песка в 1 тонне, учитывают определенные технические характеристики:

    Вес или объем материала можно рассчитать прямо на объекте по средним значениям плотности или отправить образцы в лабораторию для более точного анализа. В последнем случае проверяют еще и качество песка. Согласно ГОСТ 8736-93 для проверки качества песка берут не менее 10 проб при объеме до 350 кубометров.

    Расчет веса и объема асфальта

    Асфальт — материал, который используют для создания самых разных покрытий. Представляет собой смесь песка, щебня, минеральных веществ и битума. От соотношения отдельных компонентов зависят все характеристики асфальта, в том числе весовые и объемные. Поэтому чтобы рассчитать сколько тонн в 1 кубе асфальта, нужно знать плотность всей смеси или отдельных ее элементов.

    Соответствующие значения уточняют у поставщика материалов. Вычислить сколько кубов в тонне асфальта можно и самостоятельно прямо на объекте, взяв за основу 2,3 т/м3 — 2,4 т/м3 согласно ТР 103-07, ГОСТ Р 54401-2011. Наименьшая плотность у песчаных асфальтовых смесей типа Д, а самыми плотными остаются литые асфальты. Таким образом, зная эти значения, можно вычислить объем поставленного материала и его расход при выполнении строительных работ.

    Расход щебня в зависимости от его свойств

    Щебень используют при выполнении практически всех строительных работ, начиная от приготовления смесей и заканчивая отсыпкой оснований под фундаменты зданий или дорожное полотно. При этом важно правильно рассчитать сколько тонн в кубе щебня, чтобы получить точные данные по расходу материалов и средствам на их закупку.

    Сделать это можно двумя способами:

    1. Взять пробы и отправить их в лабораторию, где с учетом насыпной плотности и веса щебня рассчитают сколько будет весить кубометр этого материала. На объем до 350 кг делают не менее 10 проб (ГОСТ 8269, ГОСТ 8267-93). Заказывать лабораторные испытания выгодно, когда нужно еще и проверить качество материалов.
    2. Если проверка качества не предусмотрена, то определить сколько кубов щебня в 1 тонне можно при заказе материалов или прямо на объекте. Для этого у поставщика достаточно уточнить данные по плотности, которая в среднем составляет от 1320 до 1360 кг на кубометр.

    Все свойства и технические характеристики щебня напрямую зависят от места добычи и фракционного состава исходного материала. Более прочный и морозостойкий гранитный щебень тяжелей гравийного, известнякового или вторичного. Соответственно и вес одного куба в первом случае выше.

    Добавить комментарий